[Апокрифы] | [Библиотека «Вехи»]
ИСТОРИЯ О КОНЧИНЕ СВЯТОГО
ИОХАННАНА,
АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА[1]
Был же вместе с братьями блаженными тот
святой Иоханнан, радуясь и веселясь во Господе. После же дня того, который был
первым днём недели, когда собрались братья, он начал говорить: «Братья мои, и
сообщники мои, и наследники, и участники царствия Христа, знаете вы, как много
дал вам Бог руками моими, сколько чудес, сколько даров, отдохновений, служений,
учений, руководств, благодатей, почестей, сколько видите вы пред очами вашими
что даются вам, которые не видятся глазами теми и ушами теми не слышатся.
Станьте сильными благодаря Ему, поэтому, помня Его во всяком деле вашем и будучи
убеждёнными тайной водительства, которой Он пришёл к людям, дабы что-то
свершилось. Господь просит вас. Он же, Господь, руками моими просит, братья мои,
и убеждает, прося нас, чтобы мы не оскорбляли, не вредили, не оскверняли. Знает
ибо Он оскорбление, что от вас. Он знает уничтожение, Он знает унижение, Он
знает страдание, когда не слушаетесь вы приказаний Его святых. Да не будет
посему печалится Бог ваш благой, Тот – милостивый, Тот – милосердный, Тот –
святой, Тот – не осквернённый, Тот – единственный, Тот – неизменный, Тот –
истинный, тот – безобманный, Тот – не гневающийся, Тот, который над всякой
просьбой, что произнесена или задумана вами, - возвышен. Он – Бог Иисус. Да
возрадуется Он поэтому, ибо ведёте вы себя прекрасно и живёте вы совершенно. Да
славится Он, ибо ведёте вы себя целомудренно. Да не обеспокоится Он, ибо
воздержанно живёте вы в мире. Да будет Ему приятно, что сопричащаетесь вы. Да
восславится Он целомудрием вашим, да возрадуется Он, что любите вы Его. Это
говорю я вам, братья мои, ибо тороплюсь я к делу тому что всегда совершенно во
Господе. Что же ещё сказать вам? Есть у вас залог Божий, есть у вас задаток
благодати Его, есть у вас пришествие Его, которое невозможно избежать. Если
поэтому ещё не грешны вы, то, что в неведении совершили вы, Он отпустит вам. Но
если, когда узнали вы Его, и от Него удостоились милости теми же тропами идёте
вы, и к тем прежним будете причислены вы. И не будет вам в Нем участия или
милости». И когда это сказал он им, молился он так: «Иисус который венец сей
сплёл плетением Своим, Тот, который к цветам многим цветок Свой, что не опадёт,
присоединил. Тот, который слова свои те посеял сострадание только у Тебя к рабам
Твоим, врачеватель, что исцеляет добровольно, служитель только один Ты и без
высокомерия. Иисус который только один милостивый и милосердный. Ты благодатью
Твоей осени всех тех, кто надеется на Тебя. Тот, который искушён хитростью и
грабительством противника». И когда попросил хлеба, молился так: «Какая слава,
или какое приношение, или какое благодарение, когда преломляем мы хлеб воздаяния
Тебе. Но Тебя одного, Тебя, Иисус, мы превозносим. Имя, что отцом изречено.
Восхваляем мы вход твой через врата, восхваляем мы воскресение, которое чрез
Тебя было провозвещено нам. Восхваляем мы слово Твоё, славу Твою, жемчужину Твою
неизречённую, сокровищницу Твою, тенета Твои, величие Твоё, Того, который ради
нас назвался Сыном Человеческим, истину, знание, отдохновение, силу, приказание,
откровение, свободу, которая Тебе,
как в истине. Ибо Ты тот Господь, который назвался корнем бессмертия, и
источником неиспорченности, и основанием миров. Чрез сие познано нами величие
Твоё, которое невидимо ныне». И когда преломил хлеб и простер к ним руку свою,
молился за каждого, дабы он удостоился благодати, которая в Господе, и также
евхаристии святой. Вкусил также он и сказал: «И мне в сём, как и вам мир и
любовь». Затем он сказал Бирросу: «Возьми с собой двух братьев с корзинами и
заступами и иди за мною». Он же, Биррос без пренебрежения сделал то, что
приказал ему Иоханнан, раб Божий. Вышел поэтому он, блаженный Иоханнан, из дома,
и пошёл к вратам, и сказал множеству, чтобы они удалились от него. И когда
пришёл к гробнице братьев наших, он сказал юношам: «Копайте, сыны мои». И те
копали. Он же настойчиво стоял над ними и говорил: «Глубокой да будет яма». И
когда они копали, он беседовал с ними и увещевал их, с собою и с теми, кто вышел
из дома, наставляя, и говоря им о величии Христа, и молясь о каждом из них.
Когда же закончили яму те юноши, как он хотел, а мы ничего не знали, снял он
одежды те, в которые он был одет, и бросил их как постель на дно ямы. И когда
лишь в покрове остался, поднял руки свои и молился так: «Бог тот, который избрал
нас для апостольства народов, который послал нас в мир. Тот который явил себя
чрез апостолов Своих. Тот, который не отдыхал от основания мира, но который
верно спасал тех, которые хотели. Тот, который чрез всю природу явил сущность
Свою. И среди животных провозгласил Ты себя. Тот, который душу пустынную,
которая стала дикой, умиротворил и спокойной сделал. Тот, который когда она
жаждала слова Твоего, Ты сущность Свою дал ей. Тот, который когда окунулась во
грех, только Ты явился ей. Тот, который, когда она была побеждена Сатаной, уже
объявился ей. Тот, который не оставил её для обращения телесного. Тот, который
показал ей врага её. Тот который единство чистое сотворил. Бог Иисус, отец тех,
кто над небом и Господь небесных, и Бог небесных, также закон тех, кто в эфире,
путь воздушных и охрана тех, кто на земле, страх земных и мир тех, кто Его.
Прими душу его, Иоханнана Твоего, который, вероятно, заслуживает пред Тобою,
Иисус, который также меня сохранил для Тебя чистым до сего часа и свободным от
связи с женщиной. Тот, который явился мне в юности моей, когда хотелось мне
взять жену. И сказал: «Нужен ты Мне, Иоханнан». Тот, который не изобилия
телесного попросил мне, когда три раза, не слушаясь, я хотел сделать сие. Тот,
который на море сказал мне: «Нужен ты Мне, Иоханнан, а если бы нет, позволил бы
Я тебе взять жену для плача и рыданья». Тот, который в год третий открыл мне
глаза понимания моего и глаза мои видящими отворил мне. Тот, который смотрение и
разглядывание женщины трудным сделал для меня. Тот, который от мечтания
временного отстранил меня и для истинного плодоношения сохранил меня. Тот,
который от сумасшествия и нечистоты, что во плоти, остановил меня. Тот, который
отделил меня от смерти горькой, чтобы поднялся я к Тебе, который нуждался во
мне. Тот, который болезнь сокрытую души ограничил и дело дьявольское отсёк. Тот,
который стеснил и сделал вне предела то, что взволновало меня. Тот, который
незапятнанной сохранил любовь мою к Тебе. Тот, который безошибочным путь мой к
Тебе установил. Тот, который без сомнения веру мою в Тебя дал. Тот, который
знание чистое, что в Тебе мне начертал. Тот, который за каждый поступок награду
достойную дал. Тот, который положил в душу мою, дабы не было у меня имения
никакого, кроме чистоты. Ибо что же мне найти лучше Тебя? Ныне, Господь,
домоправление то, что было вверено, завершил я. Удостой меня отдохновения
Твоего, даровав мне совершенство, что в тебе, которое есть спасение невыразимое
и неизречённое. И когда пойду я к Тебе, да отступит огонь, да будет побеждена
тьма, да ослабеет бездна, да потухнет горнило, да угаснет Геенна, да
сопровождают ангелы, да страшатся демоны, да свергнутся вельможи, силы тьмы да
падут. Места правые да установятся, те же – левые да не установятся. Клеветник
да замолчит, Сатана да будет высмеян, дело его да не содеется, почесть его да
пристыдится, гнев его да будет напрасным, сыны его да уничтожены будут, весь
корень его да будет выдран. Дорогу же мою к Тебе не извращённой и не разбойной
проложи мне, и да получу то, что обетовано тем, кто в чистоте жили и Тебя одного
любили». И он обратился к востоку и славил Бога, в сиянии стоя весь. И сказал:
«Ты будь со мною, Иисус Христос, Господь наш». Спустился же в ту яму, где
разостлал одежды свои, сказав им: «Согласие и мир вам, братья мои». Испустил он
дух свой, радуясь. Молитва его с нами. Аминь. Окончен рассказ об Иоханнане
евангелисте. Молитва его с нами. Аминь.
[Апокрифы] | [Библиотека
«Вехи»]
ã
2003-2007, Библиотека «Вехи»
[1]
Текст приведен по изданию: Новозаветные апокрифы / Сост., коммент. С. Ершова;
Предисл. В. Рохмистрова. - СПб.: Амфора, 2001. - 423.
Перевод Е. Мещерской