["Еврейский
вопрос"] | [Библиотека
"ВЕХИ"]
Дорогие братья , шолом вам во
имя Бога любви в мира! Бога отцов наших, которые явил Себя угоднику Своему
Моисею в Купине неопалимой, в пламени горящего тернового куста, и сказал:
"Я Бог отцов твоих. Бог Авраама , Бог Исаака, Бог Иакова". Он Сущий -
Бог и Отец всех, а мы все братья , ибо мы все дети Ветхого завета его на Синае,
который в Новом завете, как мы, христиане, верим, обновлен Христом. Эти два
завета являются двумя ступенями одной и той же богочеловеческой религии, двумя
моментами одного и того же богочеловеческого процесса. В этом процессе
становления Завета Бога с человеком, Израиль стал избранным народом Божиим ,
которому были вверены законы и пророки . И через него восприял Свое
"человечество" от Пречистой Девы Марии воплотившийся Сын Божий.
"Это кровное родство не прерывается и не прекращается и после Рождества
Христова... И потому мы, христиане, должны чувствовать и переживать это родство
как прикосновение к непостижимой тайне смотрения Божия". Очень хорошо это
выразил выдающийся иерарх и богослов Русской православной церкви архиепископ
Херсонский и Одесский Никанор (Бровкович) в проповеди, произнесенной в Одессе
более чем сто лет назад.
Главная мысль этой проповеди -
теснейшее родство между ветхозаветной и новозаветной религиями. Единение
иудейства и христианства имеет реальную почву духовного и естественного родства
и положительных религиозных интересов. Мы едины с иудеями, не отказываясь от
христианства, не вопреки христианству, а во имя и в силу христианства, а иудеи
едины с нами не вопреки иудейству, а во имя и в силу истинного иудейства. Мы
потому отделены от иудеев, что мы еще "не вполне христиане", а иудеи
потому отделяются от нас, что они "не вполне иудеи". Ибо полнота
христианства обнимает собой и иудейство , а полнота иудейства есть христианство
.
В основе выступления архиепископа
Никанора лежала идея взаимопонимания между Православной церковью и еврейством.
Это стремление к сближению не было одиноко в нашей Церкви. Еще в 1861 г.
епископ Нижегородский Хрисанф (Ретивцев) призвал Церковь содействовать
прекращению враждебности, установить отношения диалога с евреями . В таком же
духе обращался к евреям в начале нашего века и архиепископ Николай (Зиоров).
"Еврейский народ близок нам по вере . Ваш закон - это наш закон, ваши
пророки - это наши пророки. Десять заповедей Моисея обязывают христиан, как и
евреев. Мы желаем жить с вами всегда в мире и согласии, чтобы никаких
недоразумений, вражды и ненависти не было между нами".
Исходя из таких вероучительных
и богословских убеждений, иерархи, духовенство и богословы нашей Церкви решительно
и открыто осуждали всякие проявления антисемитизма , вражду и погромы в
отношении евреев. Так, осуждая погром 1903 года в Кишиневе , архиепископ
Волынский Антоний (Храповицкий) публично заявлял: "Жестокие кишиневские
убийцы должны знать, что они посмели пойти против Божественного Промысла, что
они стали палачами народа, который возлюблен Богом" .
Во время печальнознаменитого
суда над Бейлисом эксперты нашей Церкви - профессор Киевской духовной академии
протоиерей Александр Глаголев и профессор Петербургской духовной академии Иван
Троицкий - твердо защищали Бейлиса и решительно высказались против обвинений
евреев в ритуальных убийствах . Очень много сделал для защиты евреев от
антисемитских нападений со стороны крайних радикально-правых организаций митрополит
Санкт-Петербургский Антоний (Валдковский). Мужественно защищали евреев от
вражды и неправых обвинений со стороны антисемитских кругов многие другие наши
иерархи и богословы: митрополит Макарий (Булгаков), епископ Гродненский Донат
(Бабинский), епископ Виссарион (Нечаев), архиепископ Серапион (Мещеряков),
архиепископ Макарий (Миролюбов)...
Отдельно надо сказать об
участии в защите евреев против антисемитизма многих наших богословов и
выдающихся религиозных мыслителей - например, Владимира Соловьева , Николая
Бердяева , о. Сергея Булгакова . Соловьев считал защиту евреев, с христианской
точки зрения, одной из важных задач своей жизни. Для него еврейский вопрос не
есть вопрос о том, хороши или плохи евреи, а есть вопрос о том, хороши или
плохи мы, христиане. Для налаживания христианского диалога много сделали наши
знаменитые православные религиозные мыслители, евреи по происхождению, Семен
Франк и Лев Шестов.
Однако не только знаменитые
иерархи и богословы участвовали в этом благородном деле. Многие священники на
местах активно защищали и спасали евреев от погромов и преследований. Во время
второй мировой войны и нацисткой оккупации духовенство и верующие нашей Церкви,
рискуя своей жизнью, укрывали евреев. Классические примеры этого - мать Мария
(Скобцова), священники Дмитрий Клепинин и Алексей Глаголев, многие другие, о
подвигах которых, о жертвенном служении спасению их еврейских братьев и сестер
следует всем вам знать. Армия нашей страны в борьбе с гитлеровской Германией
ценою жизни почти 20 миллионов победила нацизм, освободила оккупированные
немцами страны Европы и тем предотвратила "окончательное решение
еврейского вопроса", запланированное и жестоко проводимое нацистами на
этих территориях, спасла евреев от полного истребления .
После второй мировой войны
наша Церковь начала налаживать свои отношения, сотрудничество со всем
христианским миром, со многими международными нехристианскими организациями и
объединениями, в том числе и с еврейскими . Мы активно участвовали в
деятельности Всемирного совета церквей , в частности, его комиссии
"Церковь и еврейский народ", в работе международных конференций - в
Москве были проведены две крупные международные конференции представителей
христианских церквей и нехристианских мировых религий, где Русская православная
церковь выступала с решительным осуждением милитаризма, расизма и
антисемитизма.
К сожалению, сегодня, в
трудное для нашего общества время, антисемитские настроения в нашей жизни
проявляются довольно часто. У этих настроений, распространенных среди крайних
экстремистов, правых шовинистических групп, есть питательная среда: общий
кризис, рост национального обособления... Задача Русской церкви помочь нашему
народу победить зло обособления, этнической вражды, узкоэгоистического
национал-шовинизма . В этом трудном, но святом для всех нас деле мы надеемся на
понимание и помощь наших еврейских братьев и сестер. Совместными усилиями мы
построим новое общество , - демократическое , свободное , открытое,
справедливое, такое общество, из которого, никто не желал бы больше уезжать и
где евреи жили бы уверенно и спокойно, в атмосфере дружбы, творческого
сотрудничества и братства детей единого Бога - Отца всех. Бога отцов ваших и
наших.
С радостью я должен
засвидетельствовать здесь, что желание вести сближающей диалог с Русской
православной церковью всегда находило положительный отзвук и поддержку со
стороны общественных и духовных руководителей еврейских общин в нашей стране.
Из наиболее известных можно упомянуть Ицхака Бер Левинсона , который был отцом
движения Гаскала (первая половина XIX в.) - движение высокой духовности среди евреев России. С предложением
вести диалог между евреями и Русской церковью он обратился к архимандриту
Христофору, ректору Кременецкой духовной семинарии на Волыни, где они оба жили
и работали. Книга Левинсона о диалоге с православными "Довольно крови"
была переведена на русский язык в 1883 г. и получила широкое распространение.
Ее популярность напугала наших реакционеров, и они осудили ее в начале века как
опасную для православного духовенства.
В связи с
еврейско-православным диалогом следует назвать еще несколько имен: раввина
Шмуила Александрова из Бобруйска (Беларусь) - знаменитого еврейского каббалиста
, находящегося под влиянием В. Соловьева и убитого фашистами в 1941 году;
раввина Лейб Иегуда Дон-Яхия из Чернигова (Украина) - он испытал на себе
влияние Толстого , которого часто цитировал в своих проповедях. Следует
вспомнить нашего современника профессора Михаила Агурского из Иерусалима,
знатока истории евреев в России, много сделавшего для нашего сближения. Недавно
он приехал из Израиля в Москву на конгресс русской диаспоры и здесь неожиданно
умер. Вечная ему память...
Вообще, евреи в нашей стране с
уважением относились к нашей Церкви и ее духовенству . Не случайно адвокатом
митрополита Петербургского Вениамина в 1922 г. на суде по делу так называемых
"церковных ценностей" был еврей Гуревич, который самозабвенно защищал
митрополита...
На иконостасе нашего русского
храма в Иерусалиме начертаны слова псалмопевца: "Просите мира Иерусалиму".
Это сейчас то, что нам всем нужно - и вашему, и нашему народу, всем другим
народам, ибо как Бог наш един и неделим для всех чад Его.
["Еврейский
вопрос"] | [Библиотека
"ВЕХИ"]
© 2000, Библиотека "ВЕХИ"
* Речь Алексея II, патриарха Московского и всея Руси, сказанная им 13 ноября 1991 г. в г. Нью-Йорке на встрече с раввинами (в сокращении).
Реакция многих священнослужителей
и мирян, “православно-патриотической общественности” на это выступление
Патриарха оказалась весьма бурной. В национал-патриотической прессе появились
сообщения о “еврейских эмиссарах в Чистом переулке” (резиденция Московской
Патриархии). Церковь оказалась на грани раскола: образовалось течение
“непоминающих” священников, переставших возглашать за богослужением имя Патриарха
(что означает в православной практике молитвенный разрыв с Патриархом,
непризнание его духовной власти).