["Еврейский вопрос"] | [Библиотека "ВЕХИ"]
Прочел
я в одной из газет прискорбное известие о насилии христиан кишиневских над
евреями, побоях и убийствах, разгроме их домов и лавок, и не мог надивиться
этому из ряда вон выходящему событию. Помню, что было подобное событие в 1881
году, на юге России, но в гораздо меньшей силе и остроте, и было следствием
пагубных увлечений и заблуждений. А теперь, что породило это, потрясающее до
глубины души, буйство христианского русского народа, который, вообще,
отличается простотой и добротой? Сильно чувствуется воздействие извне
злонамеренных людей, подстрекнувших наш народ к такому небывалому погрому.
Сердце царя, пекущегося об общем благе и спокойствии народа и о правильном
течении жизни государства, особенно скорбит об этом ужасном кровавом
происшествии. И когда же оно свершилось? На Пасхальной неделе, когда вся тварь
разумная небесная и земная, ангелы и верные христиане ликуют о воскресении
Христа из мертвых, как начатке общего воскресения всего рода человеческого.
Какое недомыслие или непонимание величайшего праздника христианского, какое
тупоумие русских людей! Какое неверие! Какое заблуждение! Вместо праздника
христианского они устроили скверноубийственный праздник сатане,- землю
превратили как бы в ад. Тому ли научились христиане от Христа, своего небесного
Учителя, кроткого и смиренного сердцем, Который "трости надломленной не
переломит и льна курящегося не угасит" (Мф.12,20), то есть сердца
сокрушенного и смиренного не уничижит и курящуюся верой и покаянием душу не
угасит, не допустит умереть,- пока она не довершит покаяния своего? Русский
народ, братья наши! Что вы делаете? Зачем вы сделались варварами,- громилами и
разбойниками людей живущих в одном с вами отечестве, под сенью и властью одного
русского царя и поставленных от него правителей? Зачем допустили пагубное
самоуправство и кровавую разбойническую расправу с подобными вам людьми? Вы
забыли свое христианское звание и слова Христовы: "научитесь от Меня, ибо
Я кроток и смирен сердцем" (Мф.11,29). Послушайте, ка Он поучал учеников
Своих кротости и незлобию. Однажды Он, восхотев идти в Иерусалим, послал
вестников в селение Самарянское, чтобы приготовить для Его сердца людей. Но там
не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то,
ученики Его Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь
сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним,
запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа. Ибо Сын Человеческий пришел не
губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение. Вот каково должно
быть поведение христианина, вот каков должен быть дух его. Каков же и чей дух
проявили кишиневцы над евреями? Дух диавола,- но кто не имеет Духа Христова,
кротости, смирения, терпения, повиновения власти, тот и не Его (Рим.8,9), тот и
не Христов, а раб диавола и наследует подобную ему участь. Ученики Иаков и
Иоанн из ревности к Господу и любви к Нему хотели истребить Самарян огнем
небесным, но Господь строго запретил им это. О, как бы Он грозно запретил
кишиневским громилам убивать горожан-евреев и громить и истреблять их жилища!
Познайте-ка, братья русские, какого вы духа? Не обижайте никого и ни из-за
чего. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите
ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас (Мф.5,44). Вот мое краткое
Евангельское слово, братья русские, по поводу кровавой расправы с евреями и с
детьми их, ни в чем не повинными. Аминь.
["Еврейский
вопрос"] | [Библиотека
"ВЕХИ"]
© 2000, Библиотека "ВЕХИ"
[1] Иоанн Кронштадский
(Иван Ильич Сергиев, 1829 - 1908) - чудотворец, протоиерей, церковный писатель рубежа XIX-XX веков. Кандидат богословия, автор
книги "Моя жизнь во Христе". Канонизирован Русской Православной
церковью в 1990 году и причислен к лику святых. Обращение "Мысли мои по
поводу насилий христиан с евреями в Кишиневе" написано в 1903 году под
впечатлением известия о еврейском погроме в Кишиневе.Печатается по изданию:
Материалы для истории антиеврейских погромов в России. -Т.1. -Пг.,1919.
-С.352-353.
Именно Иоанн Кронштадский освятил знамя “Союза
русского народа” и благословил эту национал-экстремистскую организацию. Основа
его религиозно-идеологической концепции - идея Русской Православной Монархии.
Считал Православное христианство “естественной и провиденциальной религией
России... Мы живем в стране, обращенной к свету Истины”, - писал он,
противопоставляя Россию и русский народ всему остальному миру как носителей
единственной истинной религии – Православия [см.: Б.Сильвестеров. Святой
Иоанн Кронштадский и судьбы России. // Память. 1997.№2 (17) ].
Православный
национализм Иоанна Кронштадтского обосновывался извечной враждой “Царства
Божия”, которое представляет Россия, и грядущего царства антихриста, за которым
стоит мировое еврейство. “Иудейство после отторжения истинного Мессии, всегда
бывшее впереди всех во всем дурном, даст сигнал для страшного антихристианского
кризиса. Посреди анархии возникнет антихрист, который будет пытаться водворить
культ собственного обоготворения, основанного на отторжении всех вероучений и
мировоззрений, кроме еврейского”[цит.по «Последние события в царстве мира сего»
(Избранное из книги святого Иоанна Кронштадского «Начало и конец нашего земного
мира»). // Память. 1997. №2 (17)].