Евразийцы
выпустили систематическое изложение своей идеологии и программы. В мою задачу
сейчас не входит рассмотрение политической программы евразийцев, это не
соответствует задачам журнала «Путь». Но в евразийском катехизисе есть
идеологическая, религиозно-философская и религиозно-общественная сторона,
которая не может нас не интересовать. Систематическое изложение евразийской
идеологии, обладающее большими формальными качествами, не подписано ничьим
именем и за него, очевидно, ответственно все направление. Но оно носит явную
печать индивидуальной религиозно-философской системы, которая без достаточных
оснований выдается за православие. В брошюре «Евразийство» есть немало верных
мыслей, заслуживающих полного сочувствия. Евразийское направление обращено к
реальной России и реальным в ней жизненным процессам, оно признает факт
совершившейся революции с ее перераспределением социальных групп бесповоротным,
хочет работать в пореволюционной среде и потому живет не эмигрантскими
фантазиями и галлюцинациями, а реальной действительностью. В политической
программе евразийства есть несомненное угадывание того, к чему сейчас ведут
происходящие внутри России процессы. И политический реализм евразийства прежде
всего выражается в том, что оно хочет базироваться на слое, который образовался
в результате революции и хочет быть строителем жизни. Евразийцы целостно
понимают революцию, не делая искусственного разделения на революцию февральскую
и революцию октябрьскую. Много есть схожего с мыслями, которые я развивал в
своем «Новом средневековье», несмотря на существенную разницу в моральном и
религиозном пафосе. Нравственные обвинения против евразийцев, что они
«сменовеховцы»[2],
что они приспособляются к большевистской власти и чуть ли не являются агентами
большевиков, представляются мне не только неверными, но и возмутительными,
свидетельствующими лишь о том, насколько разным старо-эмигрантским направлениям
неприятно напоминание о банкротстве их идейной установки в отношении к революции
и к тому, что происходит внутри России. Но евразийская идеология несет с собой
несомненные опасности и хотелось бы остановиться на самом главном евразийском
соблазне. Эта опасность коренится в миросозерцании, которое я бы назвал
натуралистическим монизмом и оптимизмом. Евразийцы, несмотря на свое
подчеркнутое ортодоксальное православие, почти в такой же степени монисты, как и
марксисты, и настроенность их полна натуралистического оптимизма. Евразийцы
очень меняются, и среди них есть разные оттенки, но основное их мирочувствие все
же можно уловить. Такого типа мышление всегда будет более базироваться на
категории необходимости, чем на категории свободы, будет подчинять личность
коллективу и не очень будет склонно вводить момент нравственной оценки в
политику. При такой оптимистически-монистической идеологии то, что нарождается,
развивается и должно восторжествовать в будущем, представляется благим и добрым,
необходимое почти совпадает с долженствующим быть. Нравственный пафос в
отношении к жизни всегда предполагает известного рода дуализм, не
онтологический, но религиозно-нравственный дуализм. В систематическом изложении
евразийства этого дуалистического момента, присущего христианству, нет и потому
нет нравственного пафоса. Опасной стороной евразийской идеологии является то,
что я назову их утопическим этатизмом, и опасность эта коренится в ложном
монизме. Мне представляется ложным и не христианским отношение евразийцев к
государству. С этим связано и их отношение к личности и
свободе.
Евразийская
идеология утверждает, что государство есть становящаяся, не усовершенствованная
Церковь. Таким образом утверждается принципиальный монизм в понимании отношений
между Церковью и государством и государство понимается как функция и орган
Церкви, государство приобретает всеобъемлющее значение. Принципиальный дуализм
двух порядков -- Церкви и государства, Царства Божьего и царства кесаря, который
останется до конца мира и до преображения мира, не признается, стирается, как
это много раз уже делалось в истории христианства. Это есть один из вечных
соблазнов, подстерегающих христианский мир, и на этой почве рождаются утопии,
принимающие разнообразные формы -- от теократии папской и императорской до
коммунизма и евразийства. Вот место, которое представляется мне наиболее
зловещим в нынешней евразийской идеологии: «Наряду с Церковью, которая и есть
истинная форма личного бытия культуры, возникает и другая, производная или
вторичная форма личного бытия той же культуры. Ее-то мы и называем государством,
а ее сферу и бытие государственностью, понимая под «государственным» или
«политическим» направленное к целостности или единству, культуру (или народ),
как объединяющееся и единое. Принципиально государство есть сама культура в
ее единстве и в качестве единства многообразия, т.е. принципиально, государство
объемлет все сферы жизни». Государство объемлет все сферы жизни и
совершенное государство окончательно должно захватить все сферы жизни,
организовать всю жизнь, не оставив места для свободного общества и свободной
личности. Это и есть принципиальный монизм, который ведет к абсолютизации
государства, к пониманию государства, как земного воплощения истины, истинной
идеологии. Евразийцы называют это не теократией, а идеократией.
Идеократия есть господство подобранного правящего слоя, который является
носителем истинной идеологии, государственной идеологии. Формально это очень
походит на коммунизм. Коммунизм тоже есть идеократия, господство подобранного
правящего слоя, претендующего быть носителем истинной коммунистической
идеологии, идеи пролетариата. С точки зрения истории идей в идеократии вы
узнаете старую утопию, изложенную в «Республике» Платона. Совершенное
государство Платона есть абсолютная тирания. Правящий слой, который будет
носителем истинной евразийской идеологии, и должен создать республику
Платоновского типа, управляемую «философами» (такими «философами» будут себя
считать все евразийские молодые люди, никогда о философии не помышлявшие). У
Платона была вечная и истинная аристократическая идея господства лучших, но
Платоновская утопия совершенного государства, очень живучая в истории, означает
подавление личности и свободы. По сравнению с этим политика Аристотеля с его
несовершенным государством представляется блаженством, возможностью свободно
дышать. По-видимому во имя свободы добра необходимо допустить и некоторую
свободу зла. Сам Бог допустил существование зла и этим указал на значение
свободы.
Опыт
русского коммунизма научает нас тому, что стремление к совершенному государству,
организующему всю жизнь, есть нечестивое и безбожное стремление. Я
откровенно должен сознаться, что мечтаю о несовершенном государстве и в нем вижу
больше правды, чем в совершенном государстве. Совершенное государство,
объемлющее все стороны жизни, есть ложная утопия, подмена христианского искания
и ожидания Царства Божьего. Монизм возможен лишь в Царстве Божьем, в
преображенном и обоженном мире, на новой земле и новом небе. На старой земле
государство должно быть ограниченным, оно не может быть совершенным, ибо
совершенство есть преодоление и отмена государства, и остается в силе правда
дуализма, который отражает греховность нашей природы, но вместе с тем охраняет
свободу, личность и различение между тем, что есть, и тем, что должно быть.
Государство должно быть сильным, но должно знать свои границы. Подлинная
идеократия невозможна, она возможна лишь в Царстве Божьем. Невозможна и
теократия, и ложь ее притязаний изобличены в истории. Евразийцы правы, когда
хотят базироваться на подобранном правящем строе, но утопический этатизм
евразийцев приводит их к той ложной и опасной идее, что идеократическое
государство должно взять на себя организацию всей жизни, т.е. организацию всей
культуры, мышления, творчества, организацию и душ человеческих, что есть задача
Церкви. Такова ведь и задача коммунистического государства, которое понимает
себя, как Церковь и заменяет Церковь. Евразийская идеократия также может
пожелать организовать сверху литературу, как это пыталась сделать идеократия
коммунистическая. Но государство на веки веков отлично по своей задаче и своим
методам и от Церкви и от свободно творящего духа. Государство по природе своей
ограниченно и относительно, оно ограниченно в принципе субъективными правами
личности и свободой творящего духа, не поддающегося никакой организации.
Государственный абсолютизм есть язычество, есть древняя восточная и римская
идея. Христианство духовно ограничивает государство и не допускает власти
государства над человеческими душами, над духовной жизнью, над человеческим
творчеством. Божеских почестей не должно воздавать никакому кесарю, сколько бы
он ни почитал свою власть идеократической или теократической. Душа человеческая
стоит дороже, чем все царства мира. Человек выше государства. Я не вижу, чтобы
евразийцы защищали свободу человеческого духа, которой грозят со всех сторон
опасности. Они -- коллективисты почти в такой же степени, как и коммунисты, как
и крайние правые монархисты, они склонны признавать абсолютный примат коллектива
и его господство над личностью. Человеческая личность будет принуждаться к
симфоническому мышлению путем муштровки. Отсюда пафос ортодоксии в мышлении --
он всегда ведь обусловлен тем, что творцом почитается коллектив, а не личность.
Отсюда нелюбовь к профетизму, который всегда рождается от личности, а не от
коллектива. Евразийцы имеют формальное сходство с современными французскими
томистами, которые тоже крайне ортодоксальны и социальны, антиромантики,
рационалисты, формалисты и конструктивисты. Пафос организованности и
социальности у евразийцев скорее римский, латинский, чем русский. Склонность
евразийцев к пониманию религии, прежде всего как силы социально-организующей и
формальной, более исторической, чем духовной, тоже очень напоминает римское
отношение к религии. Субъективные права личности, более абсолютные по своему
значению, чем формы государства, мало вдохновляют евразийцев. О свободе совести
они говорят только для того, чтобы отделаться от лиц, которые к ним с этим
пристают. На практике же готовы ограничить свободу вероисповедания для
католиков. Евразийцев вдохновляет движение коллективов, масс. Это есть пафос не
столько духовный, сколько натуралистический. Государство не есть воплощение на
земле абсолютного духа, как думал Гегель, как думали римляне. Государство имеет
свою миссию на земле, и христианство освящает начало власти. Но государство
всегда не адекватно, всегда греховно и в нем всегда возможно торжество царства
зверя. Это царство зверя, Левиафан, обнаруживается и в государствах
монархических и в государствах демократических и социалистических. Диктатура
партии или правящего слоя, который будет носителем истинной идеологии,
скопирована евразийцами у коммунистов. Но диктатура партии много горше диктатуры
одного лица. Диктатура Муссолини менее тягостна, чем диктатура неисчислимого
количества фашистских мальчишек. Диктатура Ленина все-таки лучше, чем диктатура
центрального комитета коммунистической партии. И это определяется тем, что в
монархическом начале есть своя непреходящая правда, хотя и относительная.
Диктатура по существу своему может быть лишь переходным состоянием, а не идеалом
политического устроения. В этом отношении евразийская идеология не чиста и
слишком насыщена аффектами и эмоциями нашей эпохи. Есть большие основания
думать, что мы идем от диктатуры к диктатуре. Но это не имеет отношения к
построению идеального строя общества.
Крайний
этатизм евразийцев приводит их к своеобразной утопии идеальной диктатуры. В
действительности же это есть лишь отражение настроений сегодняшнего
дня.
Своим
этатизмом, своей мечтой о совершенной организации жизни через государство,
евразийцы порывают с традициями нашей национально-религиозной мысли, порывают со
славянофилами и Достоевским, и в сущности, как это ни странно, вступают на путь
европеизации и американизации России. Евразийцы -- государственники, имеют волю
и вкус к власти, они сторонники организации, конструктивисты, в них очень силен
элемент рационалистический, они очень отталкиваются от мистики, и им совершенно
чужда эсхатологическая настроенность. На этом пути происходит существенное
перерождение русской души и отступничество от русских чаяний, это есть
своеобразный путь европеизации. Западной Европе очень свойственна
государственность, национализм, любовь к власти, инстинкт организации и
конструкции, рационализм и формализм, боязнь мистики, особенно мистики
апокалиптической. В этом парадокс евразийства. Отталкивание от Европы и
обращение к Азии ничуть не мешают европеизации. Евразийство хочет опереться на
молодого человека нового психического склада. Евразийцы совершенно правы в своей
идеологической борьбе против индивидуализма и формального либерализма, которые
разложились и принадлежат отмирающей эпохе. Индивидуализм и в Европе кончается и
не имеет будущего. Но преодоление индивидуализма не означает отрицания его
исторического значения. Европейский индивидуализм имел миссию, подобную той,
какую имел гуманизм греческий. Евразийцы склонны усваивать себе
организаторски-конструктивные методы Европы, но не понимают того значения, какое
имел индивидуализм для развития человеческой души. Разрыв евразийского поколения
с традициями русской творческой религиозной мысли выражается в его церковном
консерватизме и в его тяготении к бытовому исповедничеству. Профетизм русской
религиозной мысли евразийскому поколению остался чуждым, и великие мессианские
упования русской религиозной мысли этому поколению не передались. Духовно
евразийское поколение находится во власти реакции, его представители жаждут
церковного покоя и порядка. Политическое, социальное, литературное новаторство и
даже революционерство евразийцев соединяются с церковным консерватизмом и
реакционерством. Говорю, конечно, о преобладающем настроении. Эсхатологическое
сознание в евразийском катехизисе отсутствует, и отсутствие это и порождает
утопический этатизм[3].
Пророческому эсхатологическому христианскому сознанию чужда идея, что
благостное, праведное государство победит в этом мире, что государство
прогрессивно будет оцерковляться и станет Церковью. Более оснований есть думать,
что царство антихриста будет государством, царством кесаря, Левиафана. Прообразы
этого мы видим в коммунизме, религиозное зло которого недостаточно видят
евразийцы. Царство Божье не может иметь формы государства. Нужно всеми силами
стремиться к христианизации государства изнутри, через христианизацию общества и
народа. Но государство нужно ограничивать, чтобы смирить в нем Левиафана,
ограничивать Церковью, субъективными правами личности, свободой творческого
духа. Также бороться нужно и против абсолютизации общества. Дуализм и плюрализм
в строении государства более гарантируют свободу духа, чем государственный
монизм. И я склонен думать, что мы вступаем в эпоху ослабления государств в тех
их формах, которые сложились в новой истории, и усиления самоорганизации
общества и общественных союзов. Диктатура и цезаризм являются симптомами этого
разложения старого государства. Евразийцы в нынешней своей стадии более являются
выразителями империалистической идеи, татарско-чингисханской и
немецко-петровской, чем русских духовных упований. Иосиф Волоцкий им ближе, чем
Нил Сорский. Данилевский им ближе, чем Достоевский. Такого рода движение должно
было явиться в наши дни, оно естественно и понятно, оно соответствует некоторым
настроениям в России. Но не оно может претендовать на господство и менее всего
на господство духовное. Это есть опять настроение десятилетия,
противополагающего себя всем остальным десятилетиям. Но мы должны освободиться
от гипноза десятилетий. Положительную заслугу евразийцев нужно видеть прежде
всего в том, что они поддерживают достоинство России и русского народа в эпоху,
когда русские, почитающие себя патриотами, его унижают. Евразийство может
сыграть положительную политическую роль, но оно должно освободиться от соблазнов
утопии, от эксцессов этатизма, от вожделений диктатуры партии. Новое поколение в
России более реалистично, более прозаично и менее утопично, чем
евразийцы.
Евразийцы
развиваются и могут двигаться в разных направлениях. Они прислушиваются к тому,
что происходит в России, и в этом их сильная сторона. Они -- поколение
пореволюционное, свободное от старых доктринерских идеологий. Но евразийцы
подвергаются опасности отождествить происходящее с долженствующим быть и утерять
свободу духа в отношении к тому, что представляется
необходимым.
1927
г
©
2003, Библиотека «Вехи»
[1] Напечатано по
тексту религиозно-философского журнала «Путь» (номер 8, С. 141 -144),
основанного Бердяевым в 1925 году в Париже.
[2] «Сменовеховство»,
политическое направление, получившее свое название от сборника «Смена вех»,
изданного в Праге в 1921 г. группой идейно близких авторов (Н. В. Устрялов, Ю.
В. Ключников, С. С. Чахотин, Ю. Н. Потехин). По аналогии и в противовес «Вехам»
«сменовеховцы» выступили с призывом признать совершившуюся революцию и к
сотрудничеству с Советской властью в расчете на ее перерождение. В то время как
русская либеральная эмиграция увидела в «сменовеховстве» предательство духовных
ценностей русской культуры и приспособленчество к большевистскому режиму,
большевики, с удовлетворением отметив сам факт выхода сборника, оценили его как
открытую вылазку «классового врага», выражающую «настроения тысяч и десятков
тысяч всяких буржуев или советских служащих, участников нашей новой
экономической политики» (Ленин).
[3] Утопичность
этатизма евразийцев Бердяев связывает с их отходом от эсхатологических идей
христианства о наступлении царства Божьего после второго пришествия по ту
сторону земной истории и попыткой утверждения Божьего царства в этом мире путем
оцерковления государства, которое охватит все сферы жизни. По мнению Бердяева,
политика, ориентированная на такой исход, или обречена оставаться утопией, или
приведет к образованию царства антихриста в лице
тоталитаризма