[Н.А.Бердяев]
| [«О
рабстве и свободе человека» - СОДЕРЖАНИЕ] |
[Библиотека «Вехи»]
Г л а в а III
3
а) Прельщение и рабство
эротическое. Пол, личность и свобода
§
Прельщение эротическое есть наиболее распространенное прельщение, и
рабство у пола есть один из самых глубоких источников рабства человека.
Физиологическая половая потребность редко является у человека в чистом виде; она
всегда сопровождается психологическими усложнениями, эротическими иллюзиями.
Человек является существом половым, то есть половинчатым, ущербным и стремящимся
к восполнению, не только в своей физиологии, но и в своей психологии. Пол не
есть только специальная функция в человеке, связанная с половыми органами; он
разлит по всему организму человека. Это вполне показал Фрейд. Замечательно, что
пол был скрытой стороной человеческой жизни, в нем всегда было что-то стыдное,
его не решались обнажать. Человек стыдился своего рабства у пола. Тут мы стоим
перед поражающим парадоксом: то, что является источником жизни и самым большим
напряжением жизни, считается стыдным и подлежит сокрытию. Может быть, один лишь
В. Розанов поставил эту проблему во всей остроте. Отношение к полу настолько
странно и настолько не походит на все остальное, что наводит на мысли об
особенной связи пола с падением человека. Пол есть как бы печать падшести
человека, утери целостности человеческой природы. Только в конце XIX и начале XX
века мысль, наука и литература пошли на большие разоблачения тайны пола и
половой жизни. Достаточно назвать имена Розанова, Вейнингера, Фрейда, Лавренса.
Научные разоблачения бессознательной половой жизни Фрейдом вначале вызывали
бурное негодование против него. Лавренса признавали порнографическим писателем.
Но все-таки XX век обозначал радикальное изменение человеческого сознания в
отношении к полу. Если сравнить роман XX с романом XIX века и веков предыдущих,
то видна огромная разница. Литература всегда изображала любовь, это была
излюбленная тема, но жизнь пола оставалась скрытой. Только в XX веке
по-настоящему решились изображать уже не прикрытый, а обнаженный пол. От
Диккенса до Лавренса, от Бальзака до
[134]
Монтерлана путь огромный. Человек как бы вступил на путь разоблачений,
он не захотел, или не мог, оставаться в иллюзиях сознания. Разоблачение
человеческой природы началось уже у Маркса и Ницше, по-иному, более глубоко у
Достоевского и Киркергардта, хотя это и не касалось специально пола.
Христианство прикрыло пол идеей греха, но оставило какую-то двусмысленность,
которую разоблачил Розанов. Меня будет интересовать эта проблема в перспективе
верховной ценности личности и свободы и их подавления рабством пола. Мы увидим,
что тут есть две разные проблемы — сексуальная и эротическая, пол и любовь. Даже
три проблемы — пол, семья и любовь. Есть физическая связь между половым
соединением и деторождением, но нет духовной связи, как нет обязательной связи
между половым соединением и любовью. Не подлежит никакому спору тот факт, что
половое влечение и половой акт совершенно безличны и не заключают в себе ничего
специфически человеческого, объединяя человека со всем животным миром. Пол,
означая ущербность и неполноту человека, есть власть рода над личностью, власть
общего над индивидуальным. Отдаваясь власти половой жизни, человек теряет власть
над самим собой. В неиндивидуализированном половом влечении человек как бы
перестает быть личностью, превращаясь в функцию безличного родового процесса.
Сексуальность носит безличный характер, эротика же носит личный характер, в этом
огромность разницы. Никакой прямой и обязательной связи между половым влечением
и влюблённостью нет, возможно даже умаление полового влечения от влюблённости.
Влюблённость направлена на неповторимо индивидуальное существо, на личность, и в
ней невозможна замена. Половое влечение допускает замену и не означает
непременно отношения к личности. И в том случае, когда половое влечение
индивидуализируется, что нередко происходит, оно не означает отношения к
целостной личности, оно проходит через безличную родовую стихию. Пол есть один
из источников рабства человека, и источников самых глубоких, связанных с самой
возможностью жизни человеческого рода. Рабство это может носить очень грубые
формы, но может принимать формы утонченного прельщения. Жизнь пола обладает
способностью порождать эротические иллюзии. Шопенгауэр был прав, когда говорил,
что человек делается игралищем стихии рода, внушающего ему иллюзии. Влюблённому
Ивану Марья представляется красавицей, в то время как все видят, что она
уродлива. Но не всякая любовь-влюблённость есть эротическая иллюзия, она может
быть прорывом за стихию безликого рода к личности, к неповторимому человеческому
лицу. Тогда это будет означать победу над рабством пола и эротической иллюзии.
Любовь определяет и опознает личность, все незаменимо индивидуальное, и
утверждает на вечность, в этом её смысл. Но климат мира не благоприятен для
настоящей любви, он слишком часто бывает для нее смертелен. Любовь есть
внемирное явление, она возникает вне мира объективации, есть прорыв в этом мире
детерминации и потому встречает с его стороны сопротивление. Поэтому существует
глубокая связь между любовью и смертью. Это одна из центральных тем мировой
литературы. Но, прежде всего, нужно различать два типа
любви.
Возможны классификации типов любви по разным признакам. Но самым важным
представляется мне различение любви восходящей и любви нисходящей. Об этом есть
очень тонкие мысли у М. Шелера, хотя, может быть, и не идущие в самую глубину.
Любовь-влюблённость, эрос, который шире любви между мужчиной и женщиной, есть
любовь восходящая. Влюблённость есть притяжение вверх, восхищение,
она
[135]
доходит до творческого экстаза. Любовь эротическая всегда предполагает
ущербность, неполноту, тоску по восполнению, притяжение к тому, что может
обогатить. Эрос — демон, и человек бывает одержим им. Крылатые души, о которых
говорит Платон в «Федре», растут от влюблённости. У Платона Эрос имеет два
источника: богатство и бедность. Эрос есть путь восхождения. Но у самого Платона
этот путь восхождения есть переход от чувственного мира к миру идей.
Платоновский Эрос не есть любовь к конкретному живому существу, к личности. Это
любовь к идее, к красоте, к божественной высоте. Эрос антиперсоналистичен, он не
узнает неповторимой личности и не утверждает её. В этом граница платонизма. И в
этом трагедия эротики, связанной с платонизмом. Такой была эротика в жизни Вл.
Соловьёва. Он был влюблён не в конкретную женщину, а в вечную женственность
Божию. Конкретные же женщины, с которыми это связывается, приносят лишь
разочарование. На этом пути эротические иллюзии непреодолимы. Не иллюзией
оказывается лишь божественная красота. Но любовь-влюблённость не непременно
носит этот платонический характер, она может быть связана с отношением личности
к личности.
Есть другой тип любви — любовь нисходящая, любовь дающая, а не
требующая, любовь-жалость, любовь-сострадание, caritas. Любовь каритативная
ничего не ищет для себя, она от избытка дает другим. Любовь эротическая есть
соединение с другим в Боге. Любовь каритативная есть соединение с другим в
богооставленности, в тьме мира. Нельзя всех любить, если употреблять это слово
не в смысле caritas, любовь есть выбор. Нельзя принудить себя к любви. Но
caritas, милосердие, жалость возможны ко всем людям и не связаны с выбором. В то
время как любовь-эрос требует взаимности, любовь-милосердие взаимности не
требует, в этом её богатство и её сила. И настоящая любовь-эрос заключает в себе
любовь-caritas, любовь-жалость. Эротическая любовь, не знающая жалости и
милосердия, приобретает демониакальный характер и терзает человека. Эрос в
чистом виде есть рабство, рабство любящего и рабство любимого. Эротическая
любовь может быть безжалостной и жестокой, она совершает величайшие насилия.
Христианская любовь не есть эрос, христианская любовь есть агапэ. Греческий язык
богат для выражения оттенков любви: эрос, агапэ, филия. Любовь есть сложное
состояние человека, и в ней могут сочетаться разные оттенки любви: любовь
восходящая, любовь-восхищение может сочетаться с любовью нисходящей, с
любовью-жалостью. Но совершенно отделять христианскую любовь от элементов
жалости, сострадания, каритативности и признать её исключительно эротической,
как это любили делать в начале XX века, есть глубокое извращение христианства и
прельщение. Недопустимо относить жалость и сострадание исключительно к буддизму,
они глубоко присущи христианству. Но также есть извращение христианства
утверждать исключительно духовную любовь, отделяя её от любви душевной, от
привязанности к твари, как к конкретному существу. Это есть антиперсонализм,
отрицание личности. Настоящая любовь идет от личности к личности, и она
ущерблена и извращена в отвлеченно-духовной любви и в идеальной любви-эросе и в
исключительной жалости, направленной на безликую тварь. Любовь всегда
персонифицирует предмет любви. Но это может быть персонификацией, направленной
не на конкретное существо, а персонификацией, направленной на идеальное
отвлеченное существо. Возможен реальный Эрос. Но возможна и эротическая иллюзия.
Какова же судьба в мире подлинного эроса-влюблённости? Меня сейчас
интересу-
[136]
ют не все формы любви и не специфическая христианская любовь, а любовь,
связанная с полом.
§
Прудон, у которого нет особенных углублений, говорит: любовь есть
смерть. Эта тема о связи любви и смерти всегда мучила тех, которые всматривались
в глубину жизни. На вершинах экстаза любви есть соприкосновение с экстазом
смерти. Экстаз, в сущности, значит трансцендирование, выход за пределы
обыденного мира. Любовь и смерть — самые значительные явления человеческой
жизни, и все люди, не наделенные особенными дарами и не способные к творческим
подъемам, имеют опыт любви и будут иметь опыт смерти. Да и опыт смерти есть и
внутри самой жизни, есть касание тайны смерти. С любовью и смертью связана самая
большая напряженность человеческой жизни, выход из принуждающей
власти-обыденности. Любовь побеждает смерть, она сильнее смерти, и вместе с тем
она ведет к смерти, ставит человека на грань смерти. Это парадокс человеческого
существования: любовь есть стремление к полноте, и в ней есть смертельное жало,
любовь есть борьба за бессмертие, и эрос смертоносен. Обыденность
объективированного мира притупляет остроту темы о связи любви и смерти. Любовь,
любовь персоналистическая, обращенная к личному бессмертию, не вмещается в
обыденности объективированного мира, она им извергается и этим становится на
границу смерти, понимая смерть в более широком смысле, чем смерть физическая.
Любовь Тристана и Изольды, Ромео и Джульетты влечет к гибели. Любовь
платоническая оказывается трагически безысходной. Социальная обыденность
притягивает любовь вниз, обезвреживает её, создает социальный институт брака и
семьи и, в сущности, отрицает право любви, как жизненной напряженности и
экстатичности, не годной для социального устроения. Нет ничего нелепее споров о
свободе любви. Социальная обыденность отрицает свободу любви и признает её
безнравственной. И, поскольку религия отрицает свободу любви, она находится во
власти социальной обыденности и исполняет её заказы. Самая постановка вопроса
неверна и поверхностна. Никакой другой любви, кроме свободной, не может быть,
принудительная, извне детерминированная любовь есть нелепое словосочетание.
Отрицать нужно не свободу любви, а рабство любви. Любовь может быть величайшим
рабством. Это рабство порождается эротической иллюзией. Но это не имеет никакого
отношения к социальным ограничениям свободы любви, хотя бы эти ограничения
носили религиозный характер. Невозможно и не должно отказаться от любви во имя
долга, социального и религиозного, это рабье требование, отказаться можно только
во имя свободы или во имя жалости, то есть другой любви же. В теме о любви
общество не имеет никакого суждения, оно не способно даже заметить явление любви
и всегда говорит о чем-то другом. Тема любви должна быть совершенно и радикально
десоциализирована. она, в существе своем, изначально десоциализирована.
Социализирована семья, а не любовь. Глубокая связь любви и смерти не может быть
замечена обществом и теми, кто говорит от лица общества, то есть говорит не о
том и невпопад. Общество замечает лишь грубые реальности. И то, что христианские
теологи, учителя Церкви, официальные представители христианства, никогда не
могли ничего сказать о любви, кроме пошлостей, и даже не замечали её,
свидетельствует о том, насколько христианство было социализировано в обыденном
объективированном мире и приспособлено к его требованиям. Говорили о
поле,
[137]
половом влечении и половом акте, о браке, семье и деторождении, но не о
любви; видели исключительно биологическое или социологическое явление. Тема о
любви считалась гораздо более неприличной, чем тема о половом акте или о
коммерческой стороне брака и семьи. Существует таинственная связь пола и семьи с
деньгами, с мистерией денег, но любовь находится вне этого плана. Такой человек,
как Бл. Августин, написал трактат о браке, очень напоминающий систему
скотоводства, он даже не подозревает о существовании любви и ничего не может об
этом сказать, как и все христианские учителя, которые, по моему глубокому
убеждению, всегда высказывали безнравственные мысли в своем морализме, то есть
мысли, глубоко противные истине персонализма, рассматривали личность, как
средство родовой жизни. Может быть, впервые в истории христианской Европы тема о
любви была поставлена провансальскими трубадурами, которым принадлежит огромное
место в эмоциональной культуре. Брак и семья принадлежат объективации
человеческого существования, любовь же принадлежит бесконечной
субъективности.
Тремя русскими мыслителями — Вл. Соловьёвым, В. Розановым и Н. Федоровым
— была глубоко поставлена тема о любви и смерти и очень по-разному разрешена.
Вл. Соловьёв был платоник, и его собственный эротический опыт связан с
платонизмом. Таково его учение о Софии, сталкивающееся с учением о личности. Но
в своей статье «Смысл любви», может быть, самой замечательной из всего им
написанного, он преодолевает границы безличного платонизма и, впервые в истории
христианской мысли, связывает любовь-эрос не с родом, а с личностью. Любовь для
него связана не с деторождением и не с бессмертием рода, а с реализацией полноты
жизни личности и с личным бессмертием. Вл. Соловьёв устанавливает
противоположность между любовью и деторождением, в отличие от всех традиционных
учений о смысле брачной любви. Смысл любви — личный, а не родовой. В
деторождении происходит распадение личности и раскрывается перспектива дурной
бесконечности родовой жизни. Через любовь восстанавливается андрогинная
целостность личности, человек перестает быть раздробленным, ущербным существом.
Любовь имеет не земной только, но и вечный смысл. Любовь имеет в том смысле
связь со смертью, что она есть победа над смертью и достижение бессмертия. Но
остается вопрос, в какой мере соловьёвский смысл любви реализуем. Его
собственный опыт был, в этом смысле, трагическим. В. Розанов — полюс,
противоположный Вл. Соловьёву. Учение о любви Вл. Соловьёва персоналистично.
Смерть побеждается личной любовью. Учение о любви Розанова родовое, безличное,
смерть побеждается деторождением. В. Розанов имеет огромное значение, как критик
христианского отношения к полу. Розанов обоготворяет рождающий пол. Он видит в
поле не знак грехопадения, а благословение жизни; он исповедует религию рождения
и противопоставляет её христианству, как религии смерти. Он требует освящения и
благословения полового акта, как источника жизни. Источник смерти для него не в
поле; в поле источник победы над смертью. Вл. Соловьёв чувствовал грех ветхого
пола. В. Розанов не чувствовал совсем этого греха. Он хочет вернуться к древнему
язычеству, к юдаизму, благословляющему рождение. Христианство создало конфликт
между личностью и рождающим полом, и Розанов делается врагом христианства. Для
него как будто не существует проблемы личности. Обостренное сознание личности
вызывает вражду к рождающему полу. Главной проблемой делается не проблема
рождения, а проблема смерти. Но
[138]
нужно помнить, что учителя исторического христианства всегда оправдывали
брачную любовь исключительно деторождением. Пол, половой акт проклинался, как
concupiscentia 1, но последствия полового акта — деторождение —
благословлялось. Розанов справедливо видел в этом лицемерие, которое он и
обличал. Во всяком случае, традиционное христианское учение о любви, если только
это можно называть любовью, было исключительно учением о родовой, рождающей
любви. Любовь не только не имеет личного смысла, но личный смысл любви
объявляется безнравственным. Тут есть соприкосновение с Розановым, но Розанов
требует последовательности и искренности: если благословляется деторождение, то
должен благословляться и источник деторождения. Н. Федоров, прежде всего,
печалуется о смерти, не может примириться со смертью, хотя бы и единого
существа, он призывает к титанической борьбе со смертью. В этом ему нет равного.
Он хочет победить смерть не личным эросом и не личным бессмертием, как Вл.
Соловьёв, а воскрешением умерших, не пассивным ожиданием воскресения, а активным
воскрешением. Он хочет превратить энергию эротическую в энергию воскрешающую,
хочет переключения эротической энергии. Он верит в возможность обращения
времени, верит в власть человека не над будущим только, но и над прошлым.
Воскрешение есть активное изменение прошлого. Н. Федоров не был эротическим
философом, какими по-разному были Вл. Соловьёв и В. Розанов; он проникнут
любовью-жалостью к умершим. Он призывает не к родовому, коллективному рождению,
а к родовому, коллективному воскрешению. Но все трое глубоко задумывались над
любовью и смертью, над рабством пола и рабством смерти.
Со стихией пола связаны глубокие противоречия человеческой природы.
Человек испытывает унизительное рабство пола. Пол терзает человека и порождает
многие несчастья человеческой жизни. Но вместе с тем с полом связана
напряженность жизни, энергия пола есть энергия жизни и может быть источником
творческого жизненного подъема. Бесполое существо есть существо пониженной
жизненной энергии. Половая энергия может переключаться, отделяться от
специфических половых функций и направляться на творчество. Это даже есть один
из путей преодоления рабства пола. Эротическая энергия может быть источником
творчества. С полом, который есть знак ущербности человека, связана особенная
тоска. И тоска эта всего сильнее в юности. Вместе с тем пол поддается ужасной
профанации, через него профанируется вся человеческая жизнь. Величайшая пошлость
может быть связана с полом. Профанируется не только физическая, но и психическая
сторона пола, профанируется эротика, самые слова любви становятся невыносимыми,
их уже трудно произносить. Тут рабство пола принимает формы жуткой легкости и
поверхностности. Пол ужасен в царстве обыденности, он ужасен в буржуазном мире и
связан с властью денег над человеческой жизнью. Рабство пола связано с властью
женского начала над человеческой жизнью. Женщина необыкновенно склонна к рабству
и вместе с тем склонна порабощать. Пол в мужской природе частичен, пол в женской
природе целостен. Поэтому рабство пола в женской природе гораздо сильнее
выражено. Реализация личности, которая в мужской природе более выражена, чем в
женской, не означает отрицания или ослабления самой творческой жизненной энергии
пола, но означает победу над рабством пола, сублимацию и трансформацию пола.
Совершенная же
1 похоть, греховное влечение (лат )
[139]
и окончательная победа над этим рабством означает достижение андрогинной
целостности, которая совсем не означает бесполости. Эротика играет огромную роль
у творческих натур. Но универсализация эротики, окончательная подмена этики
эротикой не благоприятна для принципа личности, для достоинства личности, для
свободы духа и может быть утонченным рабством. Защита личности и свободы
предполагает этическое начало, активность духа. Эротика же может быть
пассивностью духа, господством душевно-телесного начала над духовным. Но в чем
смысл пола, в чем смысл брачного соединения?
§
Вся эротическая жизнь человека состоит из конфликтов, которые в
объективированном мире не могут быть окончательно преодолены. Фрейд совершенно
прав, утверждая дисгармоничность, конфликтность половой жизни. Человек
испытывает травмы, связанные с полом. Он испытывает мучительные конфликты между
бессознательной половой жизнью и цензурой общества, социальной обыденностью. Это
конфликты и сексуальные, связанные с полом, и эротические, связанные с любовью.
Но для Фрейда проблема любви-эроса остается закрытой, что связано с
ограниченностью его миросозерцания. Конфликты идут в глубину, метафизическую
глубину человеческого существования. Пол в земном человеческом существовании
означает уже выброшенность вовне, объективацию, экстериоризацию и
раздробленность целостного существа человека. Пол, через могущественное
бессознательное влечение, приковывает человека к объективированному миру, в
котором царствуют детерминизм, необходимость, определяемость не изнутри, а
извне, от человеческой природы, изошедшей в объект. В этом тайна пола.
Освобождение человека есть вместе с тем освобождение от рабства пола, как
принуждающей объективности. Принудительной может быть только объективность, а
пол принуждает. Иллюзия, которой подвергается человек, заключается в том, что он
готов видеть свою свободу в удовлетворении полового влечения в то время, как он
находится в состоянии принуждения. Пол есть безличное в человеке, власть общего,
родового; личной может быть только любовь. Личное не сексуальность, а эротика.
Это понимали Вл. Соловьёв и Вейнингер. Родовое, безличное в половом смысле,
имеет глубокую связь с родовым, безличным в логическом и метафизическом смысле.
Человек изживает конфликт между своим полом и своей личностью. Пол в своих
проявлениях посягает на достоинство личности, он делает её игралищем безличных
сил и унижает человека. Отсюда стыд, связанный с полом. Этот стыд возрастает с
ростом личности и личного сознания. Родовая жизнь пола делает личность средством
для рождения других личностей, и личное удовлетворение оказывается иллюзией,
необходимой для жизни рода, а не самой личности. Когда же пол находит себе выход
вне порождения других людей, грядущих поколений, то он легко сбивается на
разврат и болезненно поражает целость личности. Частичные функции направляются
против целостного организма человека. Это конфликты сексуальные, они возникают
до конфликтов эротических, которые относятся к более высокой сфере человеческого
существования. Явление любви-эроса находится внизу — в конфликте с безликой
жизнью пола, вверху — с объективированным браком, с жизнью семьи, как
социального института. Существует рабство человека у пола и рабство человека у
семьи; и то и другое рабство есть порождения объективации, объективации пола и
объективации любви в мире социальной обыденности. Человек
оказы-
[140]
вается подавленным и иногда раздавленным сложной сетью конфликтов.
Человека порабощает природа и порабощает общество. И нельзя искать освобождения
в переходе от природы к обществу и от общества к природе. Дезорганизованный пол,
отданный во власть природных влечений, может оказаться разложением человека,
гибелью личности. Социально же организованный пол, подчиненный ограничениям и
цензуре, создает новые формы рабства. В мире объективации, в мире социальной
обыденности неизбежной оказывается организация пола в социальном институте
семьи, формы которой, конечно, не вечны, могут очень меняться и очень зависят от
экономического строя общества. Это аналогично организации общества в
государство. Семья часто порабощает личность, и только приближение семьи к типу
братства может довести до минимума это порабощение. Но вместе с тем семья
способствовала выработке человеческого типа и защищала человека от безраздельной
власти государства. Ни жизнь пола в биологическом смысле слова, ни жизнь семьи в
социологическом смысле слова не имеют прямой связи с темой любви-эроса и даже не
ставят этой темы. Любовь, как было уже сказано, не принадлежит миру
объективации, объективированной природы и объективированному обществу; она
приходит как бы из другого мира и есть прорыв в этом мире, она принадлежит
бесконечной субъективности, миру свободы. И потому возможен глубокий конфликт
между любовью и семьей, который есть лишь проявление конфликта между личностью и
обществом, между свободой и детерминацией. Смысл любви может быть лишь личным,
он не может быть социальным, и он остается скрытым для общества. С формами семьи
связана была тирания, ещё более страшная, чем тирания, связанная с формами
государства. Иерархически организованная, авторитарная семья истязает и калечит
человеческую личность. И эмансипационное движение, направленное против таких
форм семьи, имеет глубокий персоналистический смысл, есть борьба за достоинство
человеческой личности. Мировая литература имеет огромное значение в борьбе за
свободу человеческих чувств, а не половых страстей, как клеветали на нее. Эта
была борьба за личность, за свободу против детерминации. Свобода же всегда
духовна. В мире социальной объективации нужно отстаивать более свободные формы
семьи, менее авторитарные и менее иерархические. Христианской же семья так же не
может быть, как не может быть христианским государство, как не может быть ничего
священного в мире социальной объективации. Евангелие как раз требует свободы от
рабства у семьи.
§
Ужас окружает любовь в истории мира. Этот ужас — двойной: ужас отношения
мира к любви, истязания, которым она подвергается со стороны общества; и ужас,
который она вносит в мир, её внутренний ужас. Это имеет социальный и
метафизический источник. Социальный ужас любви, связанный с деспотизмом
иерархической организации общества, может быть если не совсем преодолен, то
доведен до минимума. Но метафизический ужас любви в этом мире непреодолим. В
любви есть что-то смертоносное. Любовь-эрос имеет тенденцию превратиться в
универсальное начало жизни, подчинить себе или вытеснить все остальное. И потому
любовь-эрос не есть только искание полноты и напряженности жизни, но также
сужение и умаление богатства жизни. В любви есть деспотизм и рабство. И наиболее
деспотична любовь женская, требующая себе всего. Поэтому она сталкивается с
принципом личности.
[141]
Связь любви с ревностью придает ей демониакальный характер, и это
сильнее всего у женщин, которые могут превращаться в фурий. Метафизический ужас
любви не только в том, что так много в мире неразделенной любви, и даже не в
том, что так много любви, которая не может быть разделена (это гораздо
мучительнее): он внутри самой взаимно разделенной, так называемой счастливой
любви. Это связано с тайной личности, с глубоким различием женской и мужской
природы, с несоответствием между начальным восхищением любви и её реализацией в
обыденной жизни, с её таинственной связью со смертью. Но ужас и трагизм любви
притупляется рационализацией жизни, внедрением человеческого существования в
социальную обыденность, то есть победой объектности над субъектностью. Настоящая
любовь, всегда бывшая редким цветком, агонизирует и исчезает из мира, мир стал
слишком низок для нее. Драма любви достигла напряженности вследствие возникающих
препятствий. Сейчас все стало легким, но и менее напряженным и значительным.
Достиглось не глубинное, а поверхностное освобождение. Это парадокс любви в
мире, одно из проявлений парадоксальности свободы в мире. Свобода предполагает
препятствия и борьбу. Без духовных усилий она легко делается плотской и
бессодержательной. Брак в своей социальной проекции всегда был очень связан с
экономикой и нередко носил принудительно-коммерческий характер. Брак был очень
далек от того, чтобы быть таинством. Теперь брак приобретает не
принудительно-коммерческий, а свободно-коммерческий характер. Это есть
рационализация жизни, которая происходит во всех сферах.
Очень запутано и противоречиво отношение любви к полу в узком смысле
слова, к половому соединению. На половом соединении явно лежит печать падшести
человека; это видно во всем, и это стесняет и беспокоит человека. Но человек
пытается осмыслить, оправдать половое соединение. Простое удовлетворение
физиологической потребности, подобное процессу питания, не относится специально
к человеческой жизни и не ставит вопроса о смысле, это относится к животной
жизни человека и ставит вопрос об ограничении и преодолении животной природы.
Человек выдумал три способа осмысливания для себя полового соединения. Смысл
полового соединения есть деторождение, продолжение рода. Это есть самая
распространенная и самая добродетельная точка зрения в царстве социальной
обыденности. Перед персоналистической установкой ценностей эта точка зрения
безнравственна и лицемерна, несмотря на кажущуюся добродетельность. Добродетель
часто бывает безнравственной. Безнравственно рассматривать личность
исключительно как средство для рода и эксплуатировать личные влечения и чувства
ради родовых целей. Тоталитарные государства дошли до предельного бесстыдства,
они хотят организовать половую жизнь людей для интересов родовых и
государственных, как организуют скотоводство. Лицемерно утверждать, что человек
влечется к половому соединению для деторождения, в то время как подобная цель
может быть лишь результатом рефлексии и половое соединение имеет значение само
по себе. Этому противостоит точка зрения, что смысл полового соединения в
непосредственном удовлетворении, наслаждении, которое оно доставляет. Эта точка
зрения также безнравственна (хотя и не лицемерна), потому что она делает
человека рабом своей низшей природы и сталкивается с достоинством личности, как
свободного духа. Есть третья точка зрения: смысл полового соединения в
соединении с любимым, в достижении полноты от этого соединения. Это смысл личный
и единственно допустимый, морально и духовно оправданный, и он
предполага-
[142]
ет одухотворение пола. Можно было бы парадоксально сказать, что
оправдано только такое половое соединение, которое означает стремление к
«личному счастью» любящих, хотя нельзя верить ни в какое «счастье». Смысл и
оправдание брака лишь в любви. Брак без любви безнравственен. Вопрос же о
должном отношении к детям ничего общего с этим не имеет, это совсем другой
вопрос. Два процесса необходимы, когда ставится тема пола и любви-эроса: внешнее
освобождение от гнета и рабства общества и авторитарного понимания семьи и
внутренняя аскеза, без которой человек делается рабом самого себя и своей низшей
природы. Все типы любви могут стать рабством и пленом человека — и любовь-эрос,
и любовь-жалость (например, кн. Мышкин у Достоевского). Но любовь-эрос должна
быть соединена с любовью-жалостью, иначе она делается поработителем. Ценность
любви только тогда не порабощает, если она соединена с ценностью свободы. Смысл
любви всегда в персонификации и идеализации, даже когда она относится к началам
и идеям, а не к существам. Например, любовь к родине есть персонификация. И,
конечно, любовь к Богу предполагает персонификацию. На своей вершине любовь
всегда есть видение лица любимого в Боге.
[Н.А.Бердяев]
| [«О
рабстве и свободе человека» - СОДЕРЖАНИЕ] |
[Библиотека «Вехи»]
ã 2001, Библиотека
«Вехи»
[1] Впервые:
Н.А.Бердяев. «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической
метафизики», Париж: YMCA-Press, s.d. [1939], 224
стр. (Клепинина, №36)
2-е изд. там же, 1972. Переиздано: Царство Духа и Царство Кесаря.
М.: Республика, 1995. 375 с. Сост. и послесловие П.В.Алексеева.
Содержание: «О рабстве и свободе человека. Опыт эсхатологической
метафизики». «Царство Духа и царства кесаря». 383 с. Тир. 15 000.
Воспроизводится по изданию 1995
г.