[Н.А.Бердяев]
| ["СМЫСЛ
ТВОРЧЕСТВА"] | [Библиотека "ВЕХИ"]
XIX
и XX века – эпоха небывалого обострения общественности и
небывалого обострения индивидуализма. Мы одинаково стоим под знаком крайнего
социологизма (общепринятое ныне сознание – сознание социологическое, социология
заменила теологию) и крайнего индивидуалистического уединения личности. Какое
же соотношение между этими двумя полюсами современного сознания? Социологизм и
индивидуализм глубоко между собой связаны, это две стороны одной и той же
разобщенности мира, два выражения того же некосмического состояния мира.
Социологизм есть ложная общность, общность индивидуалистического разъединения,
пониженное общение отчужденных. Современный социологизм глубоко противоположен
всякой соборности в религиозном смысле этого слова. Ложно противополагать
индивидуализму общественность. Общественность и индивидуализм прекрасно
соединимы. Ультра-«общественное» мировоззрение марксизма есть, в сущности,
атомистическое мировоззрение. Марксизм утверждает общественность враждующих,
разъединенных, распавшихся атомов. В марксистском сознании нет ничего
органического, никакого признания реальности общего, сверхличного (в нем нет и
признания реальности личного). Марксистская общественность возникает уже после
греха индивидуалистического отъединения. Крайний социологизм марксизма есть
лишь одно из выражений крайнего индивидуализма. Такой социологизм невозможен
для внутренно соединенных. Марксизм говорит о том, как соединиться из жизненной
необходимости в общество тем атомам, которые чужды друг другу и ненавидят друг
друга. Индивидуалистическая отчужденность и разъединенность лежит в основе
всякой «политики», всякой «общественности» нашей эпохи. Мы слишком общественны
потому, что слишком отъединены и отчуждены друг от друга. Такая отъединенность
и отчужденность создает необходимость крайней общественности, крайнего
социологизма сознания. Социологизм есть лишь выражение нашего рабства, нашего
приспособления к природной необходимости. В этом социологизме нет ничего
свободного и творческого. В господстве «общественности» над современным
сознанием есть что-то давящее, как кошмар. Эта внешняя «общественность»
закрывает и угашает все подлинные, последние реальности. Все подлинные,
последние ценности подменяются ложными и внешними ценностями «общественности».
Общественное, социологическое мирочувствие и мировоззрение современности
отрицает реальность человека и реальность космоса, в нем отражается распыление
как человека, так и космоса. В сущности, социологизм всегда есть позитивизм.
Социологизм отрицает микрокосмичность человека, он есть результат отрывания от
космоса, ложного индивидуализма. Ограниченное сознание позитивизма все ведь
покоится на разрыве человека и космоса, на отъединении человека и приобщении
его к отъединенному, на утере сознания реальности человека и космоса.
Социологический позитивизм есть крайнее выражение некосмического состояния
человека, отъединения человека от мира и исключительной поглощенности
возникшими на почве этой отъединенности человеческими отношениями.
Индивидуализму метафизически противоположен универсализм, космизм. Это –
органическое противоположение. Самосознание человека как микрокосма, сознание
органической принадлежности человека к космической иерархии – вот сознание,
исключающее всякий индивидуализм и отъединенность. Общественность есть лишь
частный случай универсализма, лишь одно из выражений космической общности
людей. И вся острота проблемы общественности совсем не в том, нужно ли идти от
общества или от личности и за чем нужно признать первенство. Вся острота
проблемы в том, что нужно и общество и личность принять
онтологически-космически. Господствующая теперь «социальность» сознания
закрывает творческую тайну общения, ибо отрицает, не хочет знать космическую
природу человека и общества, отрывается от органических корней общения.
Человек, уединенный в исключительно человеческом и исключительно человеческих
отношениях, не может знать тайн общения. Человек позитивно-социологического
сознания не знает себя и своих, не знает мира и своей связи с миром[1].
Вся «политика», общественная практика нашего мира совсем не сознает своей
природы, мнит себя свободным творчеством или стремлением к свободному
творчеству. Но природа «политики», общественной практики этого мира всего менее
творческая и свободная, она возникает из злой необходимости и является
послушанием последствиям зла. Коренная ложь всякой «политики» в том, что она
выдает себя за творчество нового общения, в то время как она есть лишь
выражение старой разобщенности, некосмичности мира, приспособление к злой
необходимости. «Политика», в сущности, всегда обращена назад, всегда есть
реакция приспособления. И всякая политика мира сего, реакционная и
революционная, либеральная и радикальная, есть послушание, а не творчество.
«Политика» не реальна в последнем, метафизическом смысле этого слова и не
радикальна, не затрагивает корней бытия. «Политика» остается на поверхности и
создает призрачное бытие. «Политика» входит в общую культуру, но она не есть
путь к новому миру, к новой жизни. И «политика» приходит к мировому кризису,
подобно всей культуре. В социализме, в анархизме, в исканиях общественности
религиозной совершается мировой кризис «политики», потрясение всякой
общественности «мира сего», общественности по необходимости. Но это не значит,
конечно, что политика не нужна.
Все основные
элементы общественности, несмотря на претерпеваемую ими в истории эволюцию, –
ветхи. Всякое государство, право, хозяйство – ветхо по существу, принадлежит к
царству закона, послушно необходимости, религиозно пребывает все еще в Ветхом
Завете и язычестве. Хозяйственно-государственно-правовая общественность,
консервативная, либеральная или революционная, феодальная, буржуазная или
социалистическая, – всегда общественность по необходимости, а не по свободе,
всегда – приспособление, а не творчество, всегда – ветхая общественность. То же
приспособление к злой необходимости есть и в абсолютной монархии, и в
социалистической республике, то же отсутствие общения в Духе, общения творчески
свободного, то же послушание бремени закона, изобличающего грех. В той же
плоскости остается и анархизм – он механически бунтует против всякого закона, справедливо
изобличающего грех, оставляет в грехе не искупленном и в эпохе не творческой.
Всякий правовой строй есть узаконенное недоверие человека к человеку, вечное
опасение, вечное ожидание удара из-за угла. Государственно-правовое
существование есть существование враждующих. Всякое хозяйство есть тяжелая
забота, труд в поте лица, библейское проклятие. Хозяйственный труд, как и
всякий труд, не есть еще творчество и предполагает несение послушания
последствиям греха[2]. В заботе,
опасении и трудовом поте хозяйства, права и государства нет даровой благодати
любви. Новый Завет не знает ни государства, ни права, ни хозяйства. Эти ветхие
элементы общественности «мира сего» создались вне новозаветного откровения. И
Новый Завет не открыл новых, своих элементов общественности. Новозаветное
христианство оправдывает государство, право, хозяйство не как откровение нового
общения в Духе, а как послушание последствиям греха, т.е. оправдывает ветхую
общественность ветхозаветно, тем, что закон нужен еще и все еще должен изобличать
грех. Что начальствующий носит меч не напрасно, это истина ветхозаветная, а не
новозаветная, но подтвержденная Новым Заветом для ветхого, греховного мира.
Само же Евангелие проповедует свободу от вечной заботы об устроении жизни.
Евангельское чувство жизни не хозяйственное и не государственное, в нем нет
отяжеления в грехе – в нем облегчение в искуплении. Общение в Духе Христовом не
знает хозяйственно-государственных забот и попечений. Таким откровением жизни в
Духе Христовом, не знающем тяготы и бремени общественности этого мира, была
жизнь св. Франциска Ассизского – величайший факт христианской истории после
жизни Самого Иисуса Христа[3].
Но путь к этой новой жизни лежит через подвиг и жертву. Путь новой жизни
человечества к общению в Духе может лежать лишь через коллективный, соборный
жертвенный подвиг, через отречение от той безопасности и устроенности, которые
даются ветхой общественностью мира сего. «Христианское государство» есть
чудовищная невозможность, соединение несоединимого. Государство не есть
откровение общения, оно есть лишь выражение разобщенности, некосмичности мира.
В государстве нет творчества нового бытия, а есть лишь послушание закону
погруженных в грех, придавленных грехом. Но государство не только есть
праведный закон, изобличающий грех, оно, как и все элементы этого мира, само
легко превращается в грех. Поэтому природа государства двойственная. С одной
стороны, государство праведно изобличает грех законом и начальствующий носит
меч не напрасно. С другой стороны, государство само заражается грехом и делает
зло. Начало власти в этом мире является источником одного из соблазнов,
отвергнутых Христом в пустыне. Государство вечно забывает свое отрицательное
происхождение и свою отрицательную природу, претендует быть положительным
царством мира сего, земным градом. Этот соблазн империализма подстерегает
всякое государство. Государство, по существу своему не творческое, претендует
быть абсолютным царством и становится врагом всякого творческого движения –
законом, изобличающим не грех, а творчество. Всякое же враждебное изобличение
творчества само становится грехом. Послушание последствиям греха превращается
во вражду ко всякому творческому движению. Послушание становится рабством. В
православной государственности есть пафос вечного покоя, вражда ко всякому
движению как греху. Само царство небесное представляется вечным покоем, и
царство земное должно быть подобием этого небесного покоя. Всякое движение есть
бунт – только абсолютное послушание вводит в царство покоя. Священное
государство и на грешной, беспокойной земле должно водворить вечный недвижный
покой. Тут святоотеческая психология послушания переходит в окаменение и
окостенение, в духовную смерть. Тут психологический источник крайней реакции.
Православие как бытовой феномен всегда на стороне этой крайней реакции. Новый
Завет оправдывает государство, судящее грех, но не оправдывает государство,
судящее творчество. Православно-государственный абсолютизм с его безмерной
тяжестью менее всего можно назвать идеологией новозаветной, христианской в
собственном смысле этого слова. Так же мало новозаветного, чисто христианского
и в папской теократии. Империалистический абсолютизм царя или папы совершенно
несовместим с христианством, он вне религии искупления. Тут отяжеление в
греховной общественности выдается за откровение общественности христианской.
Всякая христианская теократия была ложной и насильственной задержкой жизни во
внешней ограде церковности, задержкой, мешающей свободному откровению
человечества, свободному его воссоединению с Богом[4].
Поэтому секуляризация государственности и общественности имеет положительное
религиозное значение, она уготовляет свободную богочеловеческую жизнь. Слишком
забывают, что христиане Града своего не имеют, Града грядущего взыскуют.
Христианского Града еще не видела земля. Творчество нового Града не может быть
построено на ветхих элементах общественности, на государстве, праве, хозяйстве,
элементах, пребывающих в дотворческой мировой эпохе. В сущности,
старохристианский, православный и католический, угол зрения на мир исключает
возможность борьбы со злом в мире, с неправдой и несправедливостью в
миропорядке, ибо мирочувствие это признает лишь грех и его роковые последствия,
но не признает противостоящего человеку злу; несправедливости в земных
положениях людей, в строе жизни. Христианство принимало мир таким, каков он
есть, оправдывало строй жизни как неизбежное и справедливое последствие греха.
Оно делало невозможным священное негодование против низкой неправды. Таков и
теософический взгляд на жизнь с его учением о карме. Чтобы бороться воинственно
со злом и неправдой, чтобы революционизировать жизнь, создавать жизнь новую,
для этого нужно признать самостоятельный источник зла и порабощения в мире[5].
Но зарождается ли творчество нового Града в революциях?
Все революции,
политические и социальные, направлены на механическое, внешнее разрушение
закона и искупления, государства и церкви. В этих революциях нет подлинной
революции духа – они не творческие, реакционные, обращенные назад, а не вперед.
Революции загипнотизированы влюбленной ненавистью к старой жизни, природа их
психологически реакционная. Революция есть реакция против старого, а не
творчество нового. Революции утверждают некосмическое состояние мира, они не
связывают новую жизнь с органическим перерождением мира в космос, в космическую
гармонию. Поэтому революции плохо учитываются в космическом миропорядке как
движение вперед. Революции продолжают пребывать в той же плоскости, что и
реакции, они отрицательно определяются реакциями. Роковая психология революций,
психология реакционная, не способна к творческому полету. Революции отяжелевают
от накопившейся мести, от отрицательной привязанности к ненавистному прошлому,
от власти механических чувств. В революционной психологии есть нездоровая
истерика. Для революционной психологии закрыта творческая тайна грядущего.
Революционные страсти – не творческие страсти. Революции враждебны всякому
творчеству, подозрительны к творчеству. Люди творческого духа совсем не
революционеры в социально-механическом смысле этого слова. Их революции иные,
несоизмеримо более радикальные, коренные, органические. Революции все еще
остаются в эпохах закона и искупления и не переходят в эпоху творчества. Все
мышление революционеров и вся их психология есть мышление и психология мировой
эпохи закона, мышление и психология изобличения неискупленного греха.
Революционеры хотят внешне-механически отделаться от греха и зла и тем нередко
укрепляют грех и зло. Они не хотят внутренно-органически изжить закон и
искупление, чтобы перейти к творчеству. Закон в государстве и искупление в
церкви не могут быть разрушены, они должны быть мистически изжиты. В
механическом бунте против царства закона и царства искупления нет творческого
духа, он обессиливает человека, направляя в ложную сторону его энергию. Закон
не может быть внешне отменен для мира, лежащего во грехе, как не может быть
отменена, напр<имер>, наука и др. дотворческие культурные ценности. Но
закон должен быть внутренно пережит и преодолен. Закон отменяется творчеством
через искупление. Но творчество через искупление преодолевает зло мира, изживая
его органически, а не механически. Вечная смена в истории реакций и революций,
охранений и разрушений – вечный обман, призрачность, нереальность. Корни бытия
не затрагиваются реакциями и революциями, эта смена остается на поверхности,
она механична и потому меонична. В болезненной атмосфере политических реакций и
революций создается призрачное бытие, вырастают призрачные страсти и призрачные
интересы. В этой призрачной «политике», выдаваемой за самую настоящую жизнь,
метафизически нет подлинной реальности, нет бытийственности. Реакции и
революции – греховный кошмар. Путь творческой общественности предполагает иное
сознание, иное направление воли. Творчество созидает нового человека и новый
космос, новое общение человека с человеком и человека с космосом. Но творчество
ничего не разрушает механически, внешне, призрачно. Творческая эпоха в
общественности, преодолевающая ветхозаветные элементы общественности, должна
быть освобождена от призрачной «политики», от призрачных реакций и призрачных
революций. Но творческий путь не допускает механического сбрасывания бремени
подзаконной общественности, а лишь внутреннее ее изживание и преодоление.
Два полюса – крайняя государственность (империализм) и крайний анархизм
– одинаково противны христианскому сознанию как два противоположных выражения
некосмического, хаотического состояния мира, мирового распада и разъединения.
Абсолютная государственность и абсолютный анархизм – две стороны одного и того
же дефектного состояния мира. Сотворить из «мира сего» космос, прийти к мировой
гармонии и соединению нельзя ни путем государственности, ни путем анархизма,
оба пути – одинаково внешние и механические. Государственная идеология и
идеология анархическая – лжерелигиозные, не христианские. Анархизм так же
механичен, как и государственность. Анархический бунт может быть относительно
прав перед перешедшей все границы неправдой государственной, но абсолютно он
всегда неправ перед высшей божественной и космической правдой. Государственность
со своей внутренней диалектикой должна принять удары анархизма – они в одной
плоскости и порождают друг друга. И неправда эксцессов государственности
бессильна обличить неправду эксцессов анархизма – обе неправды рождены из
одного хаоса. Государственность и анархизм одинаково чужды духу творческому, в
них не созидается новое общение. Не напрасно носит меч власть против хаоса
распадающегося мира. И не напрасно восстает безудержная свобода против меча
власти, лишь увеличивающей хаос и распад мира.
Так же противны
христианскому сознанию и другие два полюса – общественность
буржуазно-капиталистическая и общественность социалистическая. Оба полюса –
выражения единой вражды, того же нелюбовного состояния мира, той же недостойной
власти необходимости над сынами Божьими. Любовное соединение человека с
человеком и человека с природой так же мало достижимо на почве общественности
социалистической, как и на почве общественности буржуазно-капиталистической.
Почва социалистическая и почва буржуазно-капиталистическая – одна и та же
почва. Социализм плоть от плоти и кровь от крови буржуазности. Идеалы
социализма – буржуазные идеалы. Социализм целиком принимает все буржуазные
ценности благ этого мира и хочет их только дальше развить и по-новому
распределить, сделав достоянием всего мира. Социализм не сомневается в ценности
мирского богатства и хорошей, довольной жизни в этом мире. Он только хочет
богатства и довольства жизни для всех, хочет всеобщей «буржуазности».
Социализму свойственно не столько презрение к буржуазности, сколько зависть к
ней. Социализм хочет окончательной буржуазности как царства мира сего.
Социализму чуждо аскетическое преодоление буржуазности этого мира во имя мира
иного. В социализме чувствуется безмерная тяжесть буржуазности мира сего, нет свободы
от «мира», нет окрыленности. Социализм лишь заканчивает буржуазное устроение
мира. В социализме нет творчества нового общения, нет нового, преображенного
отношения человека к природе и человека к человеку – все то же старое,
буржуазное отношение. Социализм так же ветхозаветен, так же подзаконен, так же
отяжелен неискупленным грехом, как и все старые общества. Последние слова
марксистского социализма совпадают с первыми словами ветхой книги Бытия.
Социализм весь в дотворческой мировой эпохе и потому обращен назад, а не
вперед. Совсем так же, как и анархизм. Социализм – выражение рабства человека у
природной необходимости, а не власти человека над природой. Но есть великая
правда социализма перед лицом буржуазно-капиталистической общественности. Мир буржуазный
должен будет уступить место миру социалистическому по необходимости и по
справедливости. Социализм есть необходимое и справедливое развитие
буржуазности, буржуазного мироустройства. Все буржуазные аргументы против
социализма – лицемерны и порочны. Социализм есть последняя правда и последняя
справедливость буржуазности. Ветхозаветные элементы общественности, не знающие
творчества, должны докатиться до социалистической буржуазности. Относительная
правда социализма несомненна. Но несомненна и абсолютная неправда социализма.
Социализму так же чужда жертвенность, как и общественности
буржуазно-капиталистической. А путь ко всякому творчеству лежит через
жертвенность. Счеты социализма с разлагающимся буржуазным обществом, как и
счеты анархизма с разлагающейся государственностью, – свои старые счеты, счеты
своих, пребывающих в том же мире, враждующих в той же плоскости, без
творческого выхода в мир иной. Социализм буржуазен потому, что целиком
принадлежит к природному царству необходимости, а не к сверхприродному царству
свободы. Поэтому же социализм лишен духа творческого. Печать отяжелевшей
буржуазности лежит на всех общественных идеологиях, и потому все эти идеологии
не христианские[6].
Христианское сознание и мирочувствие требует аскетического отношения к
благам мира сего, отвержения буржуазных ценностей. Христианское отношение к
общественности жертвенно – отрекается от царства мира сего. Между тем как
всякое государство, всякое право, всякое хозяйство есть благоустроение мира
сего и предполагает признание буржуазных ценностей в жизни. Государство по
природе своей не аскетично и не жертвенно, в нем всегда есть кристаллизованное
цепляние за блага мира, охранение благополучия. Славянофильская концепция
самодержавия как государственности аскетической и жертвенной была мечтой, ничем
не связанной с самодержавием историческим, всего менее аскетическим и
жертвенным, столь же буржуазным, как и все государственности мира. Христианство
всегда бессильно было обосновать какие бы то ни было государственные, правовые
и хозяйственные идеалы. Положительный социальный идеал христианства всегда был
не от «мира сего», был град грядущий, которого христиане не имели, а лишь
взыскали. Но, как много раз уже говорилось, христианство оправдывает ветхую
общественность, ветхую государственность как послушание последствиям греха.
Христианское отношение к общественности покоилось на религиозном опыте
послушания, а не творчества. Христианство
требовало послушания не своей общественности, а чужой, языческой, буржуазной,
даже прямо злой общественности[7].
Это послушание требовалось не во имя ценности общественной правды, а во имя
ценности смирения в религиозном опыте людей. В христианстве был настоящий пафос
послушания общественной неправде как справедливой каре за грех людей, было
почти нежелание, чтобы Божья правда осуществилась в земной общественности, и во
всяком случае глубокое неверие в возможность этого осуществления. Это –
коренной парадокс христианского отношения к общественности в истории. Так
осуществляло христианство свои аскетические заветы в отношении к общественности
не аскетической. Но христианский мир по плоти и крови своей жил в
общественности не аскетической, ветхозаветно-языческой, буржуазной, принадлежал
ей по всем своим земным упованиям. Коллективной общественной жертвенности и
общественной любви христианский мир еще не знал. То, что индивидуально
совершилось у святых, то не совершилось еще общественно, коллективно,
исторически. Жертвенное преодоление общественной буржуазности, буржуазной
отяжеленности и буржуазного испуга есть уже путь к творчеству новой, небывшей
еще жизни, новому, небывшему еще общению людей. Общественное устроение никогда
не было общественным творчеством, всегда было формой послушания и
приспособления. И тогда лишь совершится подлинно радикальная, всемирная революция
в общественности, когда христианский мир созреет для коллективной жертвенности
и отречения от ветхой общественности этого мира, гарантирующей и охраняющей
буржуазные мирские блага. Не только личность, но и общественность христианская
должна пройти через жертвенную правду св. Франциска. Жертва эта есть
освобождение от непомерной тяжести этого мира, от власти природной
необходимости. Ибо доныне всякая общественность, от самой консервативной до
самой революционной, была покорна тяжести природной необходимости, не была
прорывом в мир иной.
Творческая
общественность подземна, катакомбна по отношению к надземному царству. Она не
есть царство мира сего: она преодолевает «мир», жертвует его благами во имя
иной, свободной жизни. Переход от послушания к творчеству в общественности, как
и везде, возможен лишь через жертву безопасностью, гарантированной
устроенностью. И жертвенность эта ничего общего не может иметь с анархией, с
хаосом, она всегда космична по своей природе. Анархизм не жертвен, он есть лишь
вывернутая ветхая государственность. Государство, право, хозяйство причисляются
к культурным ценностям человечества. Либерально-правовые общественные
направления хотят установить такие же дифференцированные ценности в политике,
как и в других сферах культуры. Мировой кризис культуры, о котором говорится на
протяжении всей этой книги, есть вместе с тем и мировой кризис
дифференцированных ценностей политики, кризис всякой ветхой общественности. В
общественности, как и в философии, в искусстве, в поле, в морали и во всем,
обнаруживаются стремления к выявлению предельного, конечного, последнего. Уже
социализм, анархизм, теократиям переходят пределы нормальной, канонической
общественности и политики, переливаются по своим стремлениям за грани культуры.
Взыскание Града грядущего, какую бы форму оно ни принимало, религиозную или
антирелигиозную, всегда переходит за грани канонической культуры, за грани
дифференцированной политики, всегда есть устремление к последнему и конечному.
Искание Царства Божьего на земле есть искание выхода из всякого приспособления
к природной необходимости, есть жажда освобождения от тяжести «мира». Скачок в
царство свободы, о котором даже марксисты говорят, без всякого на то права,
есть революционный разрыв со всякой ветхой общественностью «мира сего», со
всякой «политикой», всякой государственностью, всякой заботой о безопасности в
мире. Революционный переход от религиозного послушания к религиозному
творчеству совершается через мировой кризис серединно-канонической культуры и
серединно-канонической общественности. Это – переход к концу.
Творчество нового
общения предполагает антропологическое откровение, откровение богочеловечества
– христологию человечества. Творческая тайна общественности, тайна общения
людского и общения космического, не могла быть открыта до откровения творческой
тайны о человеке и человечестве. А мы видели, что в христианстве
антропологическое откровение еще не совершилось. Последняя антропологическая
тайна откроется не в послушании, а в творчестве. В творчестве, а не в послушании
откроется и тайна общественности, тройня нового общения в любви, общения в
Духе, не только людского, но и космического. Доныне, в дотворческие мировые
эпохи всякая общественность была послушанием, несением бремени «мира»,
последствием проклятия книги бытия, а не творчеством. Старая общественность
самодержавного государства и новая общественность социализма – одинаково
послушание, а не творчество. Вся ветхая общественность была царством кесаря, а
не Царством Божьим. И всякая дань, которую человек уплачивает хозяйству, праву
и государству, природному порядку этого мира, есть дань кесарю, а не Богу. Окончательно выйти из
круговорота кесарева царства можно лишь до конца победив природный мир,
преобразив его. Марксистский социализм последовательно и до конца раскрывает
природу общественности как послушание последствиям греха и приспособление к
необходимости кесарева царства. Это – последний предел пути необходимости,
отдания всего кесарю, пути, не раскрывающего творческую тайну о человеке.
Именно материалистический социализм всего более отрицает общение в любви,
общение в Духе, признает лишь общение в необходимости, общение в материи.
Марксистский социализм – последнее слово общественности, основанной на
некосмическом состоянии мира и на разобщенности, разорванности, отчужденности
людей. Социализм – последняя справедливость и последняя правда людей в усилии
их соединиться и устроиться в царстве кесаря по законам природной
необходимости. Социализм – последнее послушание в несении бремени мира,
справедливое распределение этого бремени. В социализме всегда есть
отрицательная правда и положительная неправда. Наряду с элементами
справедливости в социализме царит стихия, из которой может развиться
общественность антихристова. Ибо антихристова общественность и будет последним
результатом безбожного устроения мирского царства, человеческого муравейника,
последним воплощением буржуазности, последним явлением рабского пути
необходимости. Только творческая общественность, общественность в духе любви и
свободы в силах противиться общественности антихристовой. Всякая
общественность, послушная бремени «мира», на противоположных своих полюсах
уклоняется к общественности антихристовой – на полюсе империализма и
социализма, самодержавного государства и социальной республики.
В отяжелевшей общественности кесарева мира смешиваются и чередуются два
ложных начала: ложный иерархизм и ложный демократизм. В ложном иерархизме
оценивается не внутренний человек и не подлинные его качества, л человек
внешний и его буржуазное положение в мире. В ложном иерархизме, иерархизме
царства кесарева, качества человека и неповторимая его индивидуальность
приносятся в жертву вне человека лежащей иерархии социальной среды, иерархии
буржуазных положений. Поэтому ложный, социальный иерархизм, в сущности,
уравнивает индивидуальности перед фиктивными ценностями буржуазных положений,
лишает человека его коренных и глубоких качеств, противоборствует подлинной
метафизической иерархии мира. Это – иерархизм не творческий, иерархизм инерции,
косности, скованности мира. Ложному иерархизму противостоит ложный демократизм
– обратная его сторона. Демократизм в метафизическом смысле этого слова
отвергает не только ложную иерархию социальных положений, иерархию косных
оценок, но и подлинную, внутреннюю метафизическую иерархию мира, на которой
покоится все качественное и индивидуальное. Демократизм механически уравнивает
все качественное и индивидуальное, истребляет внутреннего человека во имя
человека внешнего. Для метафизики демократизма человек определяется также не по
внутренним, всегда разностным своим качествам, а по механически уравненному
социальному положению. Метафизика демократизма признает положительной ценностью
отрицательную и пустую, чисто механическую идею равенства и с ней связывает
пафос справедливости. Но равенство само по себе не есть ценность. Равенство –
зло, когда во имя его убиваются качества и отвергается величие
индивидуальности. Последовательная метафизика демократизма глубоко враждебна
всякому призванию и всякому величию. Это – плоскостная метафизика, боящаяся
всего горного и возвышающегося. Метафизика демократизма противоборствует стихии
гениальности и отвергает водительство великих. Для нее власть в мире должна
принадлежать механике количеств, не высоко-индивидуальному, а средне-общему.
Демократизм силится подчинить качественное количественному, индивидуальное –
общему, великое – среднему. Но всякая ценность – качественна, индивидуальна и
горна. И потому ценность равенства демократической метафизики враждебна всякой
ценности. Демократизм так же враждебен космосу и его органической иерархии, как
и ложный буржуазный иерархизм. Индивидуальность и все ее ценные качества
предполагают не уравнительный механизм мира, а органический его иерархизм.
Призвание и величие в мире возможны лишь в том случае, если есть в мире
органический иерархизм. Христианство признает равноценность всех человеческих
душ перед Богом и даже не равноценность, а абсолютную ценность всех душ. Но эта
абсолютная ценность души, или внутреннего человека, не только ничего общего не
имеет с механическим уравнительным равенством – она глубоко ему враждебна, ибо
механическое, уравнивающее равенство отрицает душу и истребляет внутреннего
человека во имя внешнего социального положения. Христианство по мистическому
своему смыслу совсем не демократично, оно – подлинно, внутренно иерархично и
аристократично. Признание внутреннего человека в его неповторимой
индивидуальности и качественности, в единственности его призвания и места в
мире предполагает метафизическое признание внутреннего и аристократического
строя мира, иерархического его организма. Этот подлинный, метафизический
иерархизм и аристократизм всегда был источником всякого величия в мире, всякого
повышения качеств и ценностей человеческой жизни, всякого движения в мире.
Метафизика демократизма, при всем ее революционном обличии, в существе глубоко
консервативна, инертна, косна, враждебна повышению качеств и ценностей, пуглива
и боязлива в своем отношении ко всякому величию. Лишь подлинный аристократизм,
аристократизм внутреннего человека, а не внешнего, буржуазного положения может
быть динамическим, творчески-революционным началом. Аристократия есть
единственно должная, желанная, нормальная, космическая форма властвования в
мире, ибо это – властвование внутреннего человека, властвование призванных и
великих. Это – аристократия жертвенного служения. Эта аристократия не может
иметь никаких точек соприкосновения с ложным, буржуазным иерархизмом социальных
положений, ибо ложный иерархизм так же враждебен внутреннему человеку,
враждебен индивидуальному призванию и величию, как и ложный демократизм. Ложный
иерархизм и ложный Демократизм – две стороны одной и той же болезни, подобно
государственному абсолютизму и анархизму, буржуазному капитализму и социализму
и т.п.
Та же антитеза
существует и по отношению к свободе. В отличие от равенства свобода есть
положительная ценность. Но и свобода может быть отрицательно пустой. Лозунги
формальной свободы, свободы хотеть того, чего захочешь, – отрицательные и
пустые. Это детская свобода или рабья свобода. В ней нет ничего органического,
нет содержания, нет связи с мировыми целями. Формальная свобода для свободы,
без цели и содержания, есть лишь обратная сторона деспотизма и рабства.
Политические революции слишком часто бывают основаны на этой детской и рабьей
свободе, и деятели их бывают заражены психологией, развившейся в атмосфере
деспотизма. Зрелая, содержательная свобода предполагает возрастание и подъем
внутреннего человека, его органическое воссоединение с другими людьми и
космосом. Зрелая, положительная свобода имеет космическое содержание и мировую
целестремительность, она противна произволу. И только та свобода может быть
творческой, которая открывает место человека в космическом организме. Внешняя,
отрицательная, рабья свобода всегда со страхом косится на свободу соседа и
занята разграничением враждующих свобод соседей. Положительная, зрелая,
творческая свобода не может иметь этих вечных страхов и не может так
интересоваться этими размежеваниями, ибо связана с органическим строем космоса.
Этим не отрицается смысл всякого права, ибо к органическому нельзя принудить,
любить нельзя заставить. Право хранит свободу в эпоху разобщения.
Спенсер
противопоставлял промышленный тип общества типу воинственному. Это противопоставление
носило у него характер позитивно-социологический[8].
Но противоположность между воинственностью и буржуазностью имеет и более
глубокий метафизический смысл. В мире этом, в мире, отяжелевшем от греха, дух
воинственный наименее буржуазен, наиболее переходит за грани мира. Средние века
– наименее буржуазная и наиболее воинственная эпоха. До конечной победы над
злом, до преображения этого мира в новую землю и новое небо дух воинственный не
может и не должен быть истреблен в сердце человеческом. Это неумирающий дух
рыцарства, вечно противящийся окончательной победе буржуазности, дух священного
негодования против переходящего все пределы зла. Идея буржуазного вечного мира
– дурная, уродливая, совсем не божественная идея. Вечный божественный мир недостижим
через мир буржуазный, ибо подлинный вечный мир есть приведение мира в состояние
космическое, к божественно прекрасной гармонии. Буржуазный мир буржуазного мира
– не космичен, это плохая бесконечность вражды, введенной в нормы и границы из
целей корыстных и слишком человеческих. Жертвенность войны ставит ее выше
безопасности буржуазного мира. Ныне и сама война принимает буржуазный характер,
определяется биржей и мировым обменом. Этот промышленно-буржуазный характер
войны должен, конечно, привести к буржуазному миру, к плохому, лживому миру. В
этом буржуазном конце всякой воинственности есть почти что техническая
неизбежность. Но буржуазный мир не может быть вечным, ибо он прикрывает
глубокую вражду, незамиренность, некосмичность. Буржуазный мир вновь приведет к
катастрофической воинственности, уже апокалиптической.
Торжество
буржуазного духа привело в XIX и XX веке к ложной
механической цивилизации, глубоко противоположной всякой подлинной культуре.
Механическая, уравнивающая, обезличивающая и обесценивающая цивилизация с ее
диавольской техникой, слишком уж похожей на черную магию, есть лжебытие,
призрачное бытие, вывернутое бытие. Буржуазная цивилизация есть предел
некосмичности мира. В ней гибнет внутренний человек, подменяется внешним,
автоматическим человеком[9].
Цивилизация развила огромные технические силы, которые по замыслу должны
уготовить царство человека над природой. Но технические силы цивилизации
властвуют над самим человеком, делают его рабом, убивают его душу. Современный
человек плохо знает природу развиваемых им технических сил цивилизации.
Магическая природа этих технических сил остается закрытой для современного
человека. Создается магическая среда, заколдовывающая душу человека, среда
жизни человеческой, небезопасная для духа, для души и для тела. В колоссальной
технической цивилизации точно выпущены на свободу злые демоны, мстящие падшему
человеку за его царственное притязание. Власть электричества над современной
жизнью человечества – подозрительная власть. Более прозорливые начинают подозревать
магическую природу электричества. Электричество убивает уже дух человека,
организует безличное, бескачественное царство буржуазности. Через магию
электричества восхотел человек достигнуть царства мира сего и достиг рабства и
духовной смерти. Человек бессилен уже справиться с теми техническими силами,
которые он высвободил и которым дал ход. Цивилизация не осуществляет
царственной мечты человека. Развитая капиталистическая экономика XX
века не есть уже простое библейское проклятие – добывать хлеб свой в поте лица.
В этой экономике есть темная магия фиктивного, ложного бытия. В технике и
экономике современной цивилизации не творится новая, царственная жизнь
человека. Овладение природой не может осуществиться через вражду и отчуждение
от нее и вражду и отчуждение человека от человека. А поистине, человек призван
к царственной и творческой роли в мире. Поистине, человек должен властвовать
над природой силой белой магии. Выявление темно-магической природы технической
цивилизации приведет к выявлению полюса обратного – беломагической техники и
экономики. Это вплотную подводит к проблеме творчества космической общественности, т.е. к переходу на иной мировой путь[10].
Положительный смысл футуристической цивилизации с ее жуткой автоматичностью и
механичностью я вижу лишь в том, что в ней совершается судьба материального
мира, конец рода. Есть правда в том, что материальная, родовая органическая
жизнь должна кончиться автоматом, механизмом и расколоться, расслоиться. Это
трагический переход в новый план бытия. Но низко и трусливо было бы впасть в
пессимизм. Дух человеческий должен в путях своего освобождения пройти через
машинизацию, через распятие всего органического в механизме.
Новый Град не может
твориться из элементов ветхой общественности. К новому Граду нет путей ни
консервативных, ни эволюционных, ни революционных. Никакая общественная
эволюция не ведет к грядущему царству богочеловечества. Государство, право,
хозяйство нельзя преобразить в христианские, в богочеловечество, в Град Божий.
Нельзя утвердить христианского государства и христианского хозяйства путем
охранения, потому что их никогда не было, и нельзя утвердить их путем эволюции
и революции, потому что их никогда не будет. Всякое государство и всякое
хозяйство по существу не христианские и противные Царству Божьему. Чтобы Град
Божий воцарился в мире, должна сгореть всякая ветхая общественность, всякое
государство, всякое право, всякое хозяйство. Новая общественность сотворится не из элементов «мира», она сотворится
в «мирском» смысле из ничего, из других истоков, лежащих вне мировой
общественной эволюции, из Духа, а не из мира. Новая общественность есть
движение не по плоскости, а по вертикали. Нельзя возлагать надежд ни на какой
общественный слой или класс, ни на какую историческую силу, а лишь на личности,
в Духе возрожденные. Коренная ошибка всех исканий религиозной общественности –
именно в этой надежде добыть новую общественность из старой. Консервативные
учения о религиозной общественности и революционные учения о религиозной
общественности одинаково хотят вывести Град Божий из «мира» и не порывают
окончательно с принципом эволюции, трансформации ветхой общественности в новую.
Ветхая общественность эволюционирует, но она продолжает покоиться на тех же
началах. Огромная эволюция лежит между самодержавным государством и феодальным
хозяйством и демократической республикой и социализмом, но социализм и
демократическая республика так же пребывают в ветхой общественности, в
послушании бремени греха, как и феодальное хозяйство и самодержавное государство.
Можно признавать и неизбежность, и благостность этой эволюции, но проблема
религиозной общественности этим не затрагивается. Вся ветхая общественность и
вся старая цивилизация (она выявилась вполне лишь в новом XX
веке) должна сгореть дотла, чтобы Новый Иерусалим сошел с неба на землю. Путь к
Новому Иерусалиму – жертвенный. Сказано, что он с неба сойдет. Это значит, что
он творится не из элементов «мира». Нельзя отрицать смысла мировой
общественности и мировой цивилизации, но смысл этот не в эволюционном их
преобразовании в Царство Божье, в Град грядущий. Град новый есть творимая
Церковь, творимая в Духе вне эволюции мира. Характеристика религиозной
общественности как теократии все еще находится во власти ветхозаветного
сознания. В самой идее теократии есть еще тяжесть греха. Теократия все еще есть
преобразование государственности в религиозную общественность. Теократическая
общественность – в «мире», а не в Духе. Новая, творческая религиозная
общественность – и не теократия, и не анархизм, и не государственность, и не
социализм; она невыразима в категориях «мира», непереводима на язык физического
плана жизни. Царство Божье приходит неприметно для «мира», и человек входит в
него лишь в мере своего роста в Духе. Посколько человек еще вне высших
достижений Духа, посколько он принадлежит к физической плоти мира, он должен
участвовать в эволюции мирской общественности, должен платить дань кесарю. И
все рационалистические споры о хилиазме, о тысячелетнем Царстве Христовом
должны быть отброшены. Будет ли тысячелетнее Царство Христово на земле или на
небе, в этом мире или ином мире, в материи или только в духе? Царство Христово
лежит вне эволюции «мира». Царство Божье родится не из элементов «мира». Но это
не значит, что Царство Христово не будет на земле. Ибо земля – метафизична, а
не только физична, земля наша принадлежит и иному миру, она принадлежит
вечности. Равно как и тонкая, преображенная плоть наша принадлежит иному миру,
принадлежит вечности. И религиозная общественность родится не в физической, а в
духовной плоти. Новый Иерусалим явится катастрофически, а не эволюционно, из
творчества духа богочеловеческого, а не из «мира», не из ветхой общественности.
Но Новый Иерусалим будет на земле и явлен будет во плоти, не физической, а
преображенной плоти.
[Н.А.Бердяев] | ["СМЫСЛ
ТВОРЧЕСТВА"] | [Библиотека "ВЕХИ"]
©2000, Библиотека "ВЕХИ"
[1] Вся беспомощность
социологического мирочувствия нашла себе даровитое выражение в книге Гюйо «L'irréligion
de l'avenir».
[2] С.Булгаков
в своей интересной и показательной «Философии хозяйства» хотел открыть
софийность хозяйства, но в действительности открыл нетворческую, трудовую,
послушную, ветхозаветную природу хозяйства. С.Булгаков отрицает творческую
общественность. Сущность жизни для него в труде, а не в творчестве.
Православное сознание Булгакова приводит его к требованию, чтобы каждый нес
послушно выпавшее на его долю социальное положение. Характерно, что Булгаков в
своей философии хозяйства, которая для него есть часть натурфилософии, совсем
не ставит социального вопроса, религиозного социального вопроса, который всегда
есть вопрос о существовании неправды, несправедливости в мире, а не только
греха.
[3] Особенно
рекомендую книгу Иергенсена о св. Франциске, передающую поэзию умбрийской
религиозности. Нужно быть в Ассизах, в долине Умбрии, чтобы до конца
почувствовать религиозную индивидуальность Франциска и безмерное его значение.
[4]
Кн. Е.Трубецкой в своем «Миросозерцании Вл.С.Соловьева» прекрасно показал
несостоятельность всякой теократии, ее нехристианскую природу.
[5] В
христианстве было разработано учение о грехе, его последствиях и избавлении от
него, но совсем не было раскрыто учение о зле как начале самобытном. По вопросу
о зле больше можно найти у манихейцев и гностиков; у них была проблема зла, а
не только греха. В мире есть не только грех и его справедливые последствия, но
также зло и его несправедливые последствия. См. о манихействе книгу XVIII в. Beausobre
«Histoire critique de Manichée et du Manichéisme», два тома.
[6] Есть своя
великая правда в порыве ухода из культуры и культурной общественности
Л.Толстого, А.Добролюбова, Э.Карпентера. См. замечательную книгу Карпентера
«Цивилизация, ее причины и излечение».
[7] Крайнего
выражения и эстетической законченности это православно-христианское требование
послушания и покорности злу на земле достигло у К.Леонтьева, у которого
христианское смирение как-то гениально перемешано с демонической злостью.
К.Леонтьев точно хочет зла как оправдания апокалиптических пророчеств, как
доказательства силы князя мира сего, как доказательства негодности этого мира.
[8] См.
Гер.Спенсер «Основы социологии». Во многих отношениях поучительная книга.
[9] Это глубоко
понимает Э.Карпентер.
[10] Н.Федоров
был близок к постановке проблемы космической общественности. Но он не сознал и
не нашел имени для той истины, что регуляция природы человеческой активностью
есть положительная, светлая магия. Овладеть природой можно лишь магически, а не
позитивистически. Ибо магия и есть действие человека в природе, воспринятой
живой, а не мертвой.