Аннунцио
(Габриэль d'Annunzio, род. в 1861 г.) — знаменитый итальянский писатель, поэт, романист и драматург, уроженец Пескары в Абруццах. Пятнадцати лет от роду издал книжку стихов "Primo Vere", за которой последовала другая "Canto novo". Успех этих первых сборников был необычайный. Критика предсказывала поэту огромную будущность, предостерегая его только от чрезмерной эротичности его поэтической фантазии. Первые поэтические опыты д'А. написаны были, по его собственному свидетельству, под влиянием "Odi Barhan" Кардучи; отразился на первых произведениях юноши отчасти и модный тогда поэт Стекетти. К первым же юношеским сборникам д'А. относится книжка стихов "In Memoriam", затем несколько книжек рассказов: "Terra Vergine", "II libro delle Vergine", "San Pantaleone". В 1882-м г. 18-летний поэт приехал в Рим для поступления в Университет и там, благодаря своему таланту, необыкновенной красоте и обаятельности, сделался общим кумиром и провел несколько лет необычайно бурной жизни среди литературных и светских успехов. В разных своих автобиографических заметках д'А. сам рассказывает без всякой скромности о поклонении, которым он был окружен. К годам римской жизни относятся сборники стихов "Intermezzo di rime" и "Isotteo e la Chimera". Первый из них заключал в себе сонеты, посвященные плотским удовольствиям, связанным с неизбежным пресыщением и тоской. Необычайной откровенностью ощущений и несдержанностью языка он вызвал резкие протесты в критике. В сборнике "Isotteo e la Chimera", столь же проникнутом культом любви и наслаждения, преобладает забота о классической красоте форм, вытесняющая непосредственную страстность лирики. Из Рима д'А. вернулся на родину, поселился во Франкавилле, на берегу Адриатического моря, и жил там около десяти лет, до 1900 года. Это самая плодотворная пора творчества д'А. Из лирических сборников к ней относится "Роеmа Paradisiaco", воспевающий природу и грустные созерцательные настроения. Главным образом расцвело прозаическое творчество д'А., связанное с разными литературными влияниями. К первой серии его романов, соединенных между собой общностью не содержания, а настроения, относятся "Il Piacere", "L'Innocente" и "Trionfe della morte". В первом из них настолько сильно влияние французских реалистов — отчасти Флобера, отчасти некоторых современных романистов, — что автора обвинили даже в прямом заимствовании. Обвинения эти пали сами собой, ввиду очевидной оригинальности всего духа произведений д'А. В "Innocente " д'А. является прямым учеником Льва Толстого и проповедует культ жалости, странным образом сочетающийся, однако, у этого певца страсти с неискоренимым тяготением к жестокости, доходящей почти до садизма. В "Trionfe della Morte" воспевание трагической силы страстей доведено до крайнего напряжения. Отличительная черта этих трех романов, а также повести "Giovanni Episcopo", написанной под сильным влиянием Достоевского, — упоение красотой от мира сего, оттененное беспредельной тоской по духовной радости не от мира сего. Эти два равносильных тяготения трагически сталкиваются в каждом из романов д'А. — Меньший интерес представляет следующий период творчества д'А., когда он подпал под сильное влияние Ницше и стал проповедовать сверхчеловеческие права прекрасной личности. В этом духе написаны его романы "Fuoco" и "Virgine delle Rocche". В художественном отношении они очень интересны, но по замыслу риторичны и пусты. В "Fuoco" много автобиографического материала; самовосхваление героя, сливающегося с автором, переступает всякие границы. Но и в этих романах д'А. остается верен основной своей идее — воспеванию сильной личности. Сначала он воссоздавал трагедию личности, раздвоенную между радостью плоти и жаждой духовной; потом он нашел эстетическое примирение в ницшеанстве, в культе сверхчеловека. В последние годы в творчестве д'А. произошла новая эволюция. После ницшеанского презрения к толпе и жажды обособленных настроений, поэт вернулся к слиянию с общественною жизнью, стал мечтать о возрождении античной драмы и хотел создать национальный театр, при содействии знаменитой артистки Элеоноры Дузэ. Проектировалось здание театра в римской Кампанье. Предприятие это расстроилось, но для предполагавшегося театра д'А. стал писать драмы, в которых воплощает античную идею рока, преображенную современным пониманием сложных влечений человеческой души. Драмы д'А. чужды ницшеанства и представляют собой страстную защиту всего, что делает жизнь сильной и властной. По форме драмы д'А. символичны; некоторые из них, как, напр., "Мертвый город", сильно напоминает манеру Метерлинка. До сих пор д'А. написал следующие драмы: "Un sogno di una notte di primavera", "La Giaconda", "La Citta morte", "Gloria", "Francesca da Rimini", "La Figlia di Jorio". В последнее время д'А. перешел к воспеванию жизненных интересов, писал даже гимны национальным героям, воспевал Гарибальди; его новейшее лирическое произведение — два больших тома "Laudi", состоящих из гимнов жизни во всех ее проявлениях, до зрелищ городской суеты включительно. Все эти фазисы в творчестве д'А. интересны главным образом потому, что проявляются с чисто южной непосредственностью и первоклассным художественным талантом, облекающим все в прекрасные образы.
Ср. Guiseppe Busolli, "Gabriele d'An-nunzio" (Тревизо, 1902); G. dl Properzio, "Gr. d'Annunzio" (1896); G. A. Borgese, "L'opera poetica di G. d'A. ("Nuova Antologia", 1 и 15 Sett. 1903). На русский язык переведены "Мертвый город" (А. Гриневская), "Франческа да Римини", "Дочь Иорио", "Джиаконда".
З. Венгерова.