Базош
(Confrè rie de la Bazoche) — так называлась корпорация прокурорских клерков, возникшая в Париже в начале XIV стол. и получившая свое название по месту служения — зданию парламента, которое долго было королевским дворцом (basilica). Корпорация эта называла себя "королевством Базош" (le royaume de la Basoche), и глава ее титуловался "королем" — странный обычай присвоивать себе королевский титул существовал, как известно, во многих корпорациях средних веков. Клерками Базоши назывались чиновники судов в отличие от советников парламента или королевского суда (gens de la Cour). Кроме короля корпорация Б. имела своих должностных лиц: канцлера, рекетмейстеров, докладчиков прокуроров, казначеев, секретарей. нотариусов и священников. При короле Генрихе III титул короля, присвоенный старшине корпорации, был уничтожен и во главе ее поставлен канцлер. Но и после этого корпорация сохранила присвоенный ей герб, изображавший три золотые чернильницы на голубом поле, не перестала именоваться "королевством" и употреблять в своих актах все формы королевских указов. Все тяжбы и споры, возникавшие между клерками, разбирались канцлером на особых заседаниях два раза в неделю. Канцлер же ежегодно, в определенный день, производил смотр своим подчиненным, называвшимся "подданными" (sujets) на лугу, названном "лугом клерков" (le Prè aux clercs). Ежегодно 1 мая клерки Б. с особенной церемонией и торжественностью сажали на большом дворе суда дерево, вырытое в королевских лесах.
Кроме дел судейских, это общество писцов и студентов-юристов почти с момента своего возникновения стало также заниматься и драматическими представлениями. Представления возникли частью из обычных в средние вела маскарадов, устраиваемых студентами в некоторые праздничные дни, отчасти же из полукомических представлений мнимых судебных процессов (causes sol e nnelles, causes grasses). Сначала давались пьесы, имевшие своим содержанием процессы и тяжбы, на что указывает самая замечательная из них, озаглавленная "Адвокат Пателен". Весьма скоро, однако, эти сценические произведения получили характер сатирико-комический или же аллегорическо-сатирический; в первом случае они называются фарсами (farces), a во втором шалостями (sottises), или моралями (moralitè s). В течение всего XIV ст. представления Б. давались лишь частным образом, только для своих сочленов. Но основание братством страстей Господних (confr è rie de la passion; см. это сл.) театра, побудило клерков Б. выступить публично, на что они получили королевскую привилегию. Так как, однако, цель их была едкая сатира и бичевание пороков, причем неминуемо задевались высокопоставленные лица, то вскоре свобода представлений Б. стала ограничиваться полицейскими распоряжениями парламента, из которых самое раннее, до нас дошедшее, относится к 1442 г. В течение следующих за тем годов ограничительные распоряжения все усиливались, хотя и обходились на практике, и наконец, в 1476 г. представления Б. были вовсе запрещены. После смерти Людовика XI они снова возобновились и продолжались с некоторыми перерывами до 1582 года. Число членов корпорации Б. было так значительно, что в 1 598 г. шесть тысяч из них добровольно предложили правительству свои услуги в борьбе с мятежом в Гиенне, за что корпорация получила некоторые привилегии. Регламентом 1744 г. привилегии Б. были сильно ограничены, хотя главные их права, а равно и публичный церемониал майского празднества остались неприкосновенными. Существование этой корпорации в Париже продолжалось до самой революции. Ср. А. Фабр (Fabre), "Etudes historiques sur les clercs de la Bazoche" (Париж, 1856 г.).