Бек Анри
(Becque, 1837—1899) — французский драматург. Он много страдал от бедности и долго делал тщетные попытки пристроить свои пьесы, ища покровительства у министров, критиков и актеров. Озлобленный неудачами, он питал ненависть против всех влиятельных в литературе и в театральном деле людей. Это сказывается в его книге: "Souvenirs d'un auteur dramatique", написанной с неслыханным ожесточением против отдельных личностей, в особенности против критика Сарсэ и директора Th éâtre Franc ais Жюля Кларти. Ядовитые прозвища, придуманные Б. для его врагов, распространились по всему Парижу. Он затеял даже судебное дело против Сарсэ за то, что тот своей несправедливо строгой рецензией его пьесы отвлек от нее симпатии публики. Б. конечно проиграл процесс, но считал, что нравственная победа осталась за ним. Занятый борьбой за не дававшийся ему личный успех, Б. боролся, тем самым, за торжество своих принципов. В своих критических этюдах он доказывает, что интрига должна уступать место простому понятному действию, вместо марионеток на сцене должны двигаться живые люди, действующие сообразно своему характеру. Вместе с тем, однако, Б. восставал против Золя и Гонкуров, переносивших на сцену приемы натуралистического романа. Б. требовал от театра следования его специальным законам, пользования всеми средствами, создающими иллюзию. Свои пьесы он считал идеальным сочетанием законов театральной оптики и требований натурализма. — Начало драматической деятельности Б. было в старом духе. Он написал оперное либретто по "Сарданапалу" Байрона и комедию "Enfant prodigue", очень неискусную в техническом отношении. Уже в следующей пьесе, "Michel Pauper", сказывается, хотя и в несколько хаотическом виде, оригинальность Б. Ее отказались ставить все парижские театры; Б. поставил ее на собственный счет в театре Porte St.-Martin за несколько недель до объявления войны 1870 г. Пьеса имела короткий успех курьезного зрелища, как странное сочетание резкого реализма с сентиментальной риторикой, оригинальности замысла с устаревшими техническими приемами. Это была попытка вывести французскую драму из узкой области салонной интриги, с тем, чтобы путем сопоставления интересов и особенностей равных классов, осветить социальный вопрос. В пьесе много романтичного, неестественного, но драматический подъем ее производит впечатление и до сих пор. Вторая пьеса Б., "Les Corbeaux", поставленная в 1882 г. в Th éâ tre Francais без всякого успеха, считается образцом последовательного натурализма, хотя сам автор не считал изображение среды своей единственною целью, а вложил в драму этический замысел. Это беспощадная, угрюмая сатира, направленная против хищнических элементов общества. "Вороны" — это кредиторы, обрушивающиеся на беззащитных женщин; власть денег торжествует над честностью и добродетелью несчастных жертв. Лучше всего изображена здесь среда; идейная сторона пьесы наивно романтична и сентиментальна. Лучшая из пьес Б. — его комедия: "La Parisienne", представленная впервые в 1885 г. Сначала она не имела успеха, но незадолго до смерти Б. вошла в репертуар известной актрисы Режань и стала после того репертуарной пьесой театра Антуан и других. Комедия написана, по определению Ж. Леметра, "истинным продолжателем Мольера". За тонким юмором в ней скрывается горькое чувство против женщин, у Б., как и у Мольера, создавшееся на почве личных разочарований. Комедия рисует жалкую жизнь мужчин, прикованных страстью к легкомысленным женщинам, умеющим ловко обманывать их. Юмор в изображении семьи, счастье которой держится на обмане, поразительно тонкий и беспощадный. Особенно хороша и оригинальна экспозиция пьесы в первом акта. "Th éâ tre Complet" Б. издан в 1889 г.
З. В.