Бекет
Фома (Becket) — прославившийся под именем св. Фомы Кентерберийского передовой боец принципа папской власти в Англии, родился около 1119 г. в Лондоне, изучал богословие и право в Оксфорде, Париже и Болонье и своим самоотвержением и преданностью интересам церкви сумел обратить на себя внимание архиепископа кентерберийского Теобальда, который часто пользовался им для самых щекотливых поручений, сделал его своим архидьяконом и исходатайствовал у короля Генриха II назначение его канцлером королевства (1155). В этой должности Б. не только выказал талант гибкого и преданного царедворца, умеющего льстить капризам и склонностям короля, но с таким рвением боролся за возвышение королевского авторитета против посягательства церкви, что король возвел его в сан архиепископа кентерберийского и в примасы королевства. Но тут Б. неожиданно изменил свой образ действий. В качестве архиепископа он не знал иной высшей цели, как ограждение клерикальной иерархии от всякого вмешательства государственной власти. В Англии эта борьба между церковью и государством обострилась еще в силу того обстоятельства, что она вместе с тем была и борьбой между англосаксонским народом и его норманнскими завоевателями. Вся деятельность Б. была теперь устремлена к полному освобождению духовенства от подсудности светским властям и к доставлению церкви богатств, которые помогли бы ей укрепить свою самостоятельность. Генрих II, с своей стороны, созвал собор духовных и светских сановников в Кларендоне, на котором права церкви подверглись ограничениям, а королевская власть в церковных вопросах была значительно расширена. Б. обещал подписать так называемые 16 постановлений (конституций) этого собора, но потом, когда они были отвергнуты папой Александром III, взял назад свою подпись и, несмотря на все испытанные им после этого преследования, твердо оставался при своем решении. Чтобы избавиться от такого упорного противника, король заставил конвент в Нортгемптоне осудить его (1164) как государственного изменника. Б. бежал во Францию к Александру III, при посредничестве которого между королем и его примасом достигнуто было наконец соглашение, давшее Б. возможность вернуться (1170) в Англию. Но это перемирие продолжалось недолго, и борьба готова была разразиться с новой силой, когда 29 декабря 1170 Б. не стало. Вследствие вырвавшегося у короля в минуту раздражения неосторожного восклицания, почему никто из его трусливых придворных не хочет избавить его от беспокойного попа, 4 рыцаря убили Б. на ступенях алтаря в соборном храме. Но это преступление обошлось королю очень дорого. Чтобы не навлечь на себя грозившего ему папского отлучения, он должен был отменить кларендонские постановления и униженно вымаливать себе прощение у гроба убитого. Убийцы поехали в Рим и, выдержав там церковное покаяние, должны были предпринять путешествие в Иерусалим, чтобы отмолить свой грех. Два года спустя Б. был причислен как мученик за веру к лику святых, и народ прославлял в нем жертву сопротивления чужеземной власти. Генрих III перенес останки нового святого в особую часовню, куда толпами стекались верующие и память о которой поэт Чаусер (см. это сл.) сохранил в своих "Canterbury tales". День его смерти праздновался ежегодно, а через каждые 50 лет торжественно справляли его юбилей. Это продолжалось до Генриха VIII, который после отложения от Римской церкви завладел богатыми сокровищами часовни Б., послал святому приказ предстать к нему на суд и, когда тот не явился, осудил его как изменника. Имя его было вычеркнуто из календаря, а останки сожжены и развеяны по ветру. Его "Epistolarum libri VI" собраны 1190 бенедиктинцем Аганом и изданы Лупусом (1682 г., Брюссель). Джильс (Giles), "Life and letters of Thomas a B." (Лондон, 1846); Робертсон, "B. archbishop of Canterbury, a biography" (Лонд., 1859); Hook, "Lives of the archbishops of Canterbury" (том 2, Лонд., 1868); Рейтер, "Alexander III und die Kirche seiner Zeit" (3 т., Лепц. 1860—64). Robertson, "Materials for the History of Th. B." (1876—1888).