Беренгар Турский
— знаменитый схоластик, ученик епископа Фулбера Шартрского, в 1031 году стоял во главе турской школы. Отличаясь замечательно сильной диалектикой, Б. явился в своих сочинениях первым и самым выдающимся приверженцем более рациональных воззрений в области средневековой схоластики. Относительно Св. Писания он требовал, чтобы толкования его основывались на научном методе. Традиция не служит гарантией против заблуждений, ибо не на авторитете покоится истина, а на разуме, присущем человеческой природе. Применение этих рационалистических взглядов к учению о св. причастии вызвало целую бурю со стороны римско-католической церкви. В то время уже все более и более распространялось воззрение Пасхазия Радбертуса, что хлеб и вино, освящаемые пастырем при св. причастии, субстанциально превращаются в плоть и кровь Христа, сохраняя лишь внешний вид хлеба и вина. Напротив, Б. отстаивал мнение Ратрамнуса, по которому не сущность, не субстанция, а лишь действие хлеба и вина изменяется под влиянием духовного просветления от общения с Христом, в котором участвует верующий. Это воззрение Б., доверчиво высказанное им в письме к другу своему Ланфранку фон-Бек, было осуждено, как еретическое, на церковных соборах в Риме и Верчелли. Гильдебранд (позднее папа Григорий VII) пытался было выгородить Б. и с этой целью предложил такую формулировку учения о св. причастии, которая по своей неопределенности не шла прямо вразрез с воззрением на тот же предмет Б.; но когда партия Ланфранка оказалась более сильной, Гильдебранд допустил осуждение учения Б., который хотя и отрекся от своих воззрений, но был оставлен под церковным надзором. Он † 1088 г. Ср. Sudendorf, "Berengarius Turonensis oder eine Sammlung ihn betreffender Briefe" (Гота, 1850). Сочинения Б. изданы А. Ф. и Ф. Т. Фишерами (Берлин, 1834).