Беседа, московский журнал
— журнал ученый, литературный и политический. Издавался в Москве без предварительной цензуры С. А. Юрьевым под его редакцией в 1871—72 гг. ежемесячно. Издатель, объясняя свою программу в ст. "В чем наша задача", исходил из такой точки зрения, что "народ, единство которого возникло из стихийного начала единоплеменности и одинаковости условий природы и образовалось взаимодействием его членов, — сам выражает природу своего духа в своей вере, в эстетическом своем творчестве, в обычае и в языке, определяет себя как нравственную личность строем своего государства, своим законодательством, раскрытыми им истинами и сознанием нравственной цели своего бытия". Поэтому наряду с другими передовыми органами желанием журнала было — "содействовать по мере его сил к тому, чтобы идеальная сторона была присуща духу русского народа и чтобы все великие истины, выработанные западными народами, стали достоянием русского сознания и русской жизни; но чтобы в то же время и самостоятельность русской мысли не была уничтожена". Отсюда явилась задача — "содействовать подъему философского духа в нашем обществе и распространению общечеловеческих сведений, изучению нашей народной жизни, по возможности, без всякой предвзятой мысли, изучению жизни славянских народов, как братьев общей для нас с ними славянской семьи, с судьбами которой неразрывно связана наша будущность, и сравнительному изучению нашей жизни с жизнью прочих европейских народов". Журнал остался верен своей программе за все время своего существования и хотя стоял на почве национализма, но отнюдь не того, который проповедовался "Московскими ведомостями" и встречал горячую отповедь в "Беседе". Первый год прошел для нее благополучно, и второй, когда он стал яснее и шире высказывать свои стремления, оказался тяжелым годом; некоторые статьи были исключаемы, а книжка № 9 уничтожена вся, так что потребовалось второе издание ее для удовлетворения подписчиков. Заключая год, издатель объявил, что он прекращает издание, хотя и надеется в будущем возобновить свою "беседу" с читателями; однако журнал более не появлялся. Сотрудниками были люди талантливые и известные. Так, по вопросам общественной внутренней жизни здесь писали Н. П. Аксаков, В. А. Елагин, А. И. Кошелев, Н. П. Колюпанов, А. Е. Нос, Н. И. Соловьев, Т. И. Филиппов и др. Из статей ученого содержания можно отметить статьи Ф. А. Бредихина "Прошедшее и настоящее тел солнечной системы" и "Климат земли в прошедшем"; А. С. Будиловича, "О польском вопросе". Г. В. Есипова, "Фридрих II и граф Панин"; М. С. Дринова, "Болгаре и константинопольская патриархия"; Н. Д. Квашнина-Самарина, "Русские былины в историко-географическом отношении" и "Очерк славянской мифологии"; Н. И. Костомарова, "Историческое значение южно-русского народ. песен. творчества"; А. С. Лебедева, "О свободе совести в древней вселенской церкви"; А. Д. Градовского, "Возрождение Германии и Фихте Старший" и "Современные воззрения на государство и национальность"; Н. Лысцева, "Истор. развитие рабочих и промышленных союзов в Западной Европе"; С. М. Соловьева, "Время Людовика XIV на западе, время Петра В. на востоке Европы"; А. С. Трачевского, "Современные задачи исторической науки", лекции О. Ф. Миллера о Тургеневе и друг. Вопросу о духовенстве посвящены статьи И. С. Беллюстина и большая статья Ростиславова "Наши монастыри, их богатство и получаемые ими пособия". В отделе беллетристическом появились романы А. Ф. Писемского "В водовороте", Н. А. Чаева "Богатыри" и несколько повестей Г. Н. Потанина, М. И. Боголюбцева и др. Из поэтов принимали видное участие А. Н. Плещеев, Ф. Б. Миллер, И. Н. Якунин и др.