Бинер Фридрих Август
(Biener) — сын Христиана Б., заслуженный историк права, исследования которого занимают весьма видное место в области византийского и канонического права Восточной церкви, род. в Лейпциге 5 февраля 1787 года, учился сначала в Лейпциге, а затем в Геттингене; по окончании курса одно время читал лекции в Лейпциге, а в 1810 г. был приглашен во вновь основанный университет в Берлине, где преподавал право феодальное, уголовное и историю юридической литературы. В 1834 году он по болезни покинул университет и поселился в Дрездене, где и † 2 мая 1861 г. Значительную часть своего состояния он завещал в пользу института для слепых в родном городе. На ученое поприще Б. выступил в эпоху расцвета исторической школы правоведения, во главе которой стояли Савиньи и Эйхгорн и которая первым требованием историко-юридических исследований ставила непосредственное обращение к источникам. Поэтому главное внимание ученых сосредоточилось тогда на рукописных сокровищах европейских библиотек, и Б. собрал громадный материал по части истории памятников византийского права, материал, который он только отчасти разработал в своей классической "Geschichte der Novellen Justinian's" (Берлин, 1824 г.). В пятой главе своего труда, который послужил исходной точкой для всех позднейших работ в этой области,. Бинер рассматривает значение новелл Юстиниана в истории канонического права и разбирает различные канонические сборники, в которые вносились и новеллы. Занятия каноническими памятниками греко-восточной церкви навели Бинера и на славянские Кормчие. Ближайшим поводом к этому послужили некоторые места в известном сочинении Круга о византийской хронологии ("Kritischer Versuch zur Aufkl ä rung der byzantinischen Chronologie", СПб., 1810), где Круг сопоставляет различные статьи Кормчей с постановлениями византийского права. Желая уяснить себе отношение славянских Кормчих к византийским каноническим сборникам, Б. при посредстве дерптского профессора Клоссиуса вступил в переписку с бароном Розенкампфом, вследствие чего познакомился и с митрополитом Евгением (Болховитиновым). Полученными от них сведениями он отчасти воспользовался в сочинении своем о сборниках канонов греческой церкви — "De collectionibus canonum ecclesiae graecae schediasma literarium" (Берлин, 1827). Монография эта при всей своей краткости отличается ясностью изложения, отчетливостью исторических обозрений и богатством сведений в замечаний об относящихся сюда греческих рукописях, разбросанных по разным европейским библиотекам. Вторая половина сочинения посвящена обзору канонических сборников, составленных вне Греции и на греческом языке, в особенности наших Кормчих. Здесь автор описывает Кормчие: волошскую (напечатанную в 1652 г.), сербскую, древнейшие славянские номоканоны в Болгарии и России, сообщает сведения о позднейших русских сборниках и печатной Кормчей и, наконец, исследует вопрос о происхождении так называемой грамоты Константина Великого папе Сильвестру, которая в славянском переводе попала и в некоторые из наших Кормчих (см. Вено Константиново). Из других трудов Б., относящихся к этой же области, назовем: изданные им вместе с Геймбахом "Beitr äge zur Revision des Just inianeischen Codex" (Берлин, 1833); "Nachricht ü ber einige noch jetzt geltende georgische (grusinische) und armenische Rechtssamlungen" (в "Krit. Zeitschrift f ü r Rechtswissensch. und Gesetzgebung des Auslandes von Mittermaier und Zacharia", 1830 № XIV) и "Das kanonische Recht der griechischen Kirche" (там же, 1856 г. вып. II). Б. занимает почетное место и в других областях правоведения. Ему принадлежат: "Beitr ä ge zu der Geschichte des Inquisitionsprozesses und der Geschworenengenchte" (Лейпциг, 1827); "Das englische Geschworenengericht" (3 т., Лейпциг, 1852—55); "Wechselrechtliche Abhandlungen" (Лейпциг, 1859).