Бодуэн Франсуа
(Franç ois Baudouin, лат. Balduinus) — знаменитый французский юрист, теолог и историк, род. 1520 г. в Аррасе, † 1573 г. Закончив свое образование в Лувене, он отправился в 1540 г. в Париж, где обнародовал (1542—1547) свои первые комментарии на римское право; в 1546 г. ему разрешено было открыть совместно с Франциском Готманом, бывшим, так же как и он, учеником Дюмулена, частные курсы римского права. С этого времени Б. не ограничивается уже одними юридическими трудами, в которых он обнаружил огромную эрудицию, но с жаром кидается в религиозные споры, разделившие Европу на два враждебных лагеря, и старается примирить обе партии, чем вызвал к себе одинаковое озлобление той и другой. Сделавшись сторонником Реформации и заподозренный в ереси, он был присужден церковным судом в Дорнике (Tournay) к вечному изгнанию и конфискации имущества. В 1549 году Бодуэн, получив докторскую степень, занял оставшуюся вакантной за отъездом Дуарена кафедру римского права в буржском университете, но уже с 1550 г. благодаря зависти возвратившегося в Бурж Дуарена возгорелась борьба между их последователями — учениками, которая вынудила Б. в 1555 году покинуть кафедру; вскоре Б. был приглашен в страсбургскую гимназию читать курс римского права, но благодаря продолжавшейся полемике между ним и Дуареном, вызвавшей массу памфлетов, Б. оставил Страсбург в 1556 г. и отправился в Гейдельбергский университет, где занял кафедру истории, проповедуя начала веротерпимости и религиозной свободы. Вернувшись во Францию в 1561 году, Бодуэн задался мыслью примирить католиков с гугенотами, организовав между ними беседы для мирного разрешения религиозных вопросов, но это ему не удалось благодаря полному разрыву с кальвинистами. С другой стороны, его приверженность к Реформации вызвала к нему ненависть со стороны католиков, и Парижский университет предал его суду как еретика. Он вновь покинул Францию в 1562 г. и удалился в Триент, где занялся воспитанием Карла Бурбонского, побочного сына короля наваррского. Вскоре после того Б. вернулся на свою родину, где благодаря протекции кардинала Лотарингского и архиепископа Камбрийского был прощен и в 1563 году получил кафедру в университете в Дуэ, после торжественного отречения. В следующем году по приглашению Вильгельма Оранского Б. отправился в Брюссель, где тщетно добивался перед Филиппом II разрешения в Нидерландах свободного исповедания лютеранской религии. По возвращении в Париж в 1566 году Б. открыл здесь курс Пандект, затем был профессором права в Анжере. В 1572 г. на него было возложено поручение оправдать в глазах света французский двор за Варфоломеевскую ночь, от которого он имел смелость отказаться. Двойственное положение, которое занимал Б. в религиозной борьбе, было причиной противоречивой оценки его деятельности католическими и протестантскими писателями. При более спокойном суждении о нем в Б. следует признать человека одинаково религиозного и либерального, свободного от крайностей и желавшего, подобно Эразму и др., ввести Реформацию без насилия, постоянно умерявшую и умиротворявшую противоположные партии. Как юриста его значение бесспорно. В своих сочинениях и в преподавательской деятельности он является одним из родоначальников исторической школы, которая освежила во Франции изучение римского права, дав возможность взглянуть на тексты закона при свете истории и классической литературы. Метод этой школы был выражен словами Б.: "sine historia coecam esse jurisprudentiam". Б. оставил много работ в области права, истории и религии. Между его сочинениями по юриспруденции, собранными Гейнекциусом в его "Jurisprudentia romana et attica", главные: "Исторический опыт комментария институций Юстиниана" (1545), "Законы XII таблиц" (1550) и различных частей Дигест; Введение в курс римского права (Catechesis juris civilis). Из его исторических работ следует указать "Constantinus Magnus" (1656), "De institutione historiae universae et ejus cum jurisprudentia conjunctione" (1561). Наконец, из его сочинений по религиозным вопросам пользуются известностью: "Commentarius ad edicta veterum p r incipum romanorum de christianis" (1557); "Discours sur le fait de la reformat, de l'Eglise" (1564) и "Discours en forme d'advis sur le fait du trouble apparent pour le fait de la religion".