Бокль Генри-Томас
(Buckle) — знаменитый английский историк, сын богатого лондонского купца, родился в Ли (в графстве Кент) 24 ноября 1822 г. Духовным развитием и воспитанием своим всецело обязан матери своей. Она была женщина очень религиозная, но никому не навязывала своих убеждений. Молодой Б. очень любил слушать, как мать читала Библию. Вера в прогресс, в истину и любовь к поэзии была внушена Б. его матерью. Любовь к чтению зародилась в нем после ознакомления с "Тысячью одной ночью". Любимым его занятием было читать вслух Шекспира. От отца Б. унаследовал любовь к политике и блестящую память. Здоровьем Б. не отличался и потому и не мог долго оставаться в школе. Рано отдали его в школу в Кенглиш-Тоне, где он делал очень быстрые успехи. Когда 14 лет Б. получил первую премию за математику, отец спросил, какой награды желает сын; мальчик просил позволения оставить школу и самому заняться своим образованием, отец согласился. Прежде чем выступить на литературное поприще, Б. создал себе имя в качестве блестящего шахматного игрока. Через четыре года после того как Б. оставил школу, он обратил свои занятия, сначала ограничивавшиеся многосторонним, но бездельным чтением, к одному вопросу — умственному развитию рода человеческого. Таким образом, 18 лет он задумал то сочинение, которое прославило его имя, но задумал его, по собственному сознанию, в более обширных размерах: Б. хотел написать полную историю цивилизации человечества и только впоследствии, видя неисполнимость такого плана при существующих материалах, ограничился историею цивилизации в Англии. Отец не отрывал сына от ученых занятий и не требовал от него ведения торговых дел. В продолжение 17 лет Б. с редким самоотвержением употреблял десять часов в день на свою работу. Сначала он принялся за историю Средних веков, но с 1851 г. исключительно занялся историей цивилизации Англии. В 1840 г. отец умер, и Б. остался с матерью. Об уважении к ней свидетельствует посвящение первого и второго тома его книги: первый том посвящен ей, второй — ее памяти. Смерть отца сделала Б. владетелем большого состояния, которое он употребил главным образом на покупку книг и составил себе обширную библиотеку. Окруженный книгами, Б. готовил свою историю и твердо держал данное себе слово ничего не печатать, пока нельзя будет начать издание главного труда его жизни. Несмотря на свое удаление от литературного мира, Б. обратил на себя внимание таких людей, как Бунзен и Галлам, которые видели в нем юношу, подававшего большие надежды. Таким образом, счастливая обстановка в соединении с твердостью характера и настойчивым стремлением к одной цели дали возможность созреть его таланту. Кто знаком с громадною массою материала, заключающегося в примечаниях к "Истории цивилизации в Англии" и составляющего основу для широких выводов Б., тот согласится, что это собрание материалов составляет явление, совершенно из ряду вон выходящее. В 1858 году появился первый том "Истории цивилизации в Англии", заключающий в себе общие начала, краткий очерк умственного развития Англии с XVI по XVIII в. и более подробное изложение умственного развития Франции за тот же период. Несмотря на отзывы критиков, довольно неблагоприятные, в особенности отзыв рецензента "Edinburgh Review", который нападал и на статистический метод, и на громадность плана, — книга все-таки имела такой успех, что в следующем году появилось второе издание. Главная цель Б. сделать историю наукою в полном смысле этого слова, отыскать общие законы развития рода человеческого. Это несколько сближает его систему с системою О. Конта, к которому Б. постоянно выказывал высокое уважение. Но от Конта Б. отличался тем, что был чужд произвольных построений будущности, какие Конт предлагает в "Cathechisme de la Religion Positive"; вообще Б. старается держаться фактической почвы, не пускаясь в область гаданий. Другим предшественником Б. был Вольтер в "Essai sur les Moeurs", но то, что является в этой книге как мимолетное замечание, скорее угаданное инстинктом, чем выведенное разумом, то у Б. обставлено всеми приобретениями современной науки. Сочинение Б. должно признать за одну из самых замечательных попыток объяснить прошедшие судьбы человечества и создать прочные основы для определения его будущего развития. Б. далек от стремлений поверхностных дилетантов объяснить то, что еще необъяснимо; он произносит суждение только о том, что положительно знает, и если он не чужд вообще человеческих увлечений, то чужд увлечений преднамеренных. Изложение Б. чуждо и школьного педантизма, и литературных вычур. Прозрачная, ничем не возмутимая ясность мысли вводит в заблуждение многих: кажется, будто все сказанное Б. ничуть не ново, давно известно всем, — а это только признак необыкновенной глубины и ясности понимания. Во всяком случае, сочинение его сразу доставило ему литературную и общественную славу. 19 марта 1858 г. Б. прочитал в Королевском институте лекцию "О влиянии женщин на прогресс знаний", напечатанную в "Fraser's Magazine" в апреле 1858 года. Целью этой первой и единственной лекции было доказать, что женщина естественно предпочитает дедуктивный метод индуктивному и что, поощряя в мужчинах дедуктивные привычки мышления, она оказала, хотя, может быть, совершенно бессознательно, громадную услугу науке. 1 апреля 1859 года Б. был страшно огорчен смертью своей матери. Под впечатлением глубоко потрясшей его потери он в заключении своей статьи о сочинении Д. С. Милля "О свободе" (Essay on liberty) привел аргумент о бессмертии, основанный на страстном желании свидеться с дорогим покойником и невозможности жить с уверенностью, что разлука должна быть вечною. В 1861 г. вышел второй том "Истории цивилизации в Англии", обнимающий собою умственное развитие Испании и Шотландии. Строгий приговор, произнесенный Б. шотландской церкви, вызвал осуждение многих, но общий успех второго тома был равен успеху первого. В промежуток между появлением первого и второго тома своей истории Б. поместил несколько статей в "Fraser's Magazine", из которых особенно любопытна статья о сочинении Милля, "On liberty". Эту статью он намерен был издать особою книгою вместе с несколькими новыми статьями: "О существенных причинах ценности денег", "О Баконе", "О Шекспире" и "О влиянии северной Палестины на происхождение христианства". Статьи эти остались неотделанными, и потому наследники Б. не решались издать их. В 1872 мисс Тейлор издала его "Разные посмертные сочинения". В своих сочинениях Б. излагает главным образом общие законы, которые управляют ходом человеческого развития. По мнению Б., историей развития человечества управляют такие же правильные законы, какие управляют и физическим миром. Он решительно отвергал влияние расы на цивилизацию и весь прогресс человечества приписывал влиянию климата, почве, пище и красотам природы.
В 1861 г., по выходе второго тома своего сочинения, Б. почувствовал грустные последствия своей труженической жизни. В октябре он оставил Англию и вместе с сыновьями друга своего Мильнера Гибсона отправился на Восток для отдыха и поправления здоровья. Всю зиму он провел на Ниле. В марте 1862 года почувствовал себя худо и отправился из Каира на Синай. Когда здоровье его несколько поправилось, он предпринял утомительную поездку верхом по Палестине. Затем, пробыв два дня в Сидоне, Б. направился в Дамаск и здесь серьезно захворал. В бреду он постоянно повторял: "Книга! моя книга! я никогда не кончу моей книги!". 26 мая 1862 г. умер он в Дамаске. На могиле его, на мраморном памятнике вырезаны старинные арабские стихи:
"Написанное слово надолго переживает писавшего его;
Писавший покоится в земле, а произведения его живут".
Ср. Дризело: "Erhebung der Geschichte zum Rang einer Wissenschaft"; Лоран, "Philosophie de l'histoire"; Булье, "Morale et Progr é s", 1863; Бертола, "Phylat on Buckle". На русском яз.: "История цивилизации в Англии" явилась в двух переводах: 1) Буйницкого и 2) К. Н. Бестужева-Рюмина и Н. Тиблена (2 испр. изд., СПб., 1864); "Разные сочинения" (этюды) в пер. П. Н. Ткачева; "Влияние женщины на успехи знания" (СПб., 1864, два перев.) и "Отрывки из царствов. Елисаветы" (5 глав III т. "Ист. цивил. в Англии", СПб., 1868).