Бонифаций, папы римские
Бонифаций — имя 9-ти пап, из которых первые 7 почти ничем не ознаменовали себя в истории.
Б. I, 43-й Папа, 418—422, возведен на папский престол императором Гонорием с устранением другого кандидата, Евлалия, преследовал пелагеянцев и имел столкновение с императором Феодосием II из-за верховной власти над епископами империи. Он первый провозгласил римского епископа "главою всего христианства". Римская церковь чтит его как святого (25 октября).
Б. II, 56-й Папа. 530—532, готского происхождения; король остготов Аталарих заставил его отказаться от права назначения себе наследника.
Б. III, 67-й Папа, римлянин, был на престоле всего 10 мес. в 607 г.; первый римский епископ, за которым декретом императора Фоки признан титул "вселенского епископа христианства".
Б. IV, 68-й Папа, 608—615, из Валерии, преемник предыдущего; † 7 мая 615. При нем римский пантеон был освящен в церковь Девы Марии и всех мучеников.
Б. V, 70-й Папа, 619—625, из Неаполя, заботился преимущественно о процветании англосаксонской церкви, пожаловал паллий епископу Кентерберийскому.
Б. VI, 116-й Папа, 896, был на престоле всего 15 дней.
Б. VII, 141-й Папа, 974—986, два раза противозаконно овладел папским престолом, сначала 974 при содействии партии Кресценция, после убийства Бенедикта VI, им же, вероятно, и устроенного, и через месяц должен был бежать в Константинополь, а во 2-й раз 984, после убиения Иоанна XIV. В 985 убит римлянами.
Б. VIII (Бенедикт-Каэтан), 199-й Папа, от 20 декабря 1294 до 11 декабря 1303, из древнего рода Гаэтани в Ананьи. Красноречивый юрист и дипломат, красавец собой, Б., вступив на папский престол после отречения Целестина V, окружил себя блестящей римской знатью, ввел пышный этикет в курии и всеми силами старался возвратить папскому престолу его прежнюю самостоятельность. Во многих итальянских городах ему воздавались великие почести, даже при жизни воздвигались статуи; он основал в Риме университет (1303) и с необыкновенной помпой отпраздновал юбилейный год (1300), к которому в Рим стеклось около 2-х миллионов паломников. Но звезда папского всемирного господства находилась уже на закате. Вся деятельность Бонифация отмечена печатью самонадеянности, для которой, однако, не было уже прежней твердой почвы его предшественников. Он начал с того, что заключил Целестина в тюрьму и этим восстановил против себя могущественную фамилию Колонна, не желавшую признать отречение прежнего Папы. Б. пошел на них войною, отлучил всех Колоннов от церкви, конфисковал их богатые имения и вконец разрушил главный оплот этого дома, город Палестрину. Но не так счастлив он был в других своих итальянских делах. Вмешавшись в дела сицилийцев, только что изгнавших французов, он, однако, кончил тем, что должен был признать свободно избранного ими короля Фридриха II Арагонского (1303). В Тоскане Б. безуспешно пытался положить конец ожесточенной борьбе "черных" (гвельфов) с "белыми" (гибеллинами), и столь же безуспешным оказалось обращенное им к датскому королю Эрику II требование об освобождении архиепископа Лунда, заключенного в тюрьму по обвинению в заговоре. Венгерцам он безуспешно старался навязать в короли Карла Роберта, внука королевы Март Сицилийской, и безрезультатно так же он запретил Венцелю II Богемскому принять корону Польши. Такую же неудачу он потерпел и в деле с английским королем Эдуардом, которого он призвал в Рим к своему суду за завоевание Шотландии, считавшейся папским леном. Успешно было только его вмешательство в дела Германии, где Альбрехт Австрийский купил признание Папы ценою всех императорских прав. Но самые гибельные последствия для папского влияния имело его долголетнее столкновение с Францией. Когда духовенство Франции и Англии принесло Папе жалобу на Филиппа IV и Эдуарда I, которые облагали их податями, Б. издал 25 февраля 1296 буллу, clericis laicos, в которой пригрозил отлучением всякому, кто обложит духовенство без согласия Папы. Эдуард I уступил, но Филипп IV ответил запрещением вывоза благородных металлов и заставил Папу покориться. Правда, в 1298 оба монарха предложили Б. роль третейского судьи в их взаимных распрях, но когда постановленное им решение пришлось не по вкусу Филиппу IV, тот просто оставил его без внимания. Б. отправил новую буллу, которая кончалась словами: "не думай, что ты не подчинен никому, ни даже главе иерархии; так может думать только безумец или нехристь". Филипп сжег бумагу и отвечал: "Филипп, милостью Божией король французов, Бонифацию, мнящему себя верховным владыкой. Да будет известно вашему нахальству, что, как светская власть, мы никому не подчинены; кто думает иначе, тот бездельник и дурак". Созванному в Рим церковному собору из французских прелатов Филипп противопоставил собор из баронов, прелатов и городов, которые заявили Папе, что в светских делах они, кроме Бога, подчинены только королю, получившему свою власть Божьей милостью. Б. ответил 18 ноября 1302 знаменитой буллой, "unam sanctam" (всякая тварь подчинена Папе), отлучил Филиппа от церкви, объявил его сверженным с престола и предложил французскую корону немецкому императору Альбрехту I. Король, с своей стороны, обвинил Папу в нечестии, симонии, развратной жизни и пригрозил ему церковным собором. В то же время он отправил в Италию главу французских легистов, канцлера Гильома Ногарэ, с поручением захватить Папу и отвести его в Лион. Соединившись с Колоннами, Ногарэ напал на Б. в его резиденции Ананьи, нанес ему жестокое оскорбление (Колонна, стащив его с алтаря, ударил его по лицу железной перчаткой) и продержал 2 дня в плену. Но жители Ананьи освободили Папу и отвезли его в Рим. Боясь отравы, Б. все время, пока находился в руках своих врагов, отказывался от пищи, чем нажил себе горячку, от которой через месяц и умер. Мнение современников о Б. исчерпывается следующим отзывом: "он подкрался, как лисица, царствовал как лев, а умер, как собака". Данте в своем "Аду" поместил Б, которого ненавидел всеми силами своей души, между Николаем III и Климентом V. Надо, впрочем, прибавить, что большинство обвинений против Б. оказались не совсем основательными. По словам Грегоровиуса, "Б. был последним великим характером средневекового папства, мечтавшим о всемирном господстве во вкусе Григория VII, Александра III и Инокентия III". Он похоронен в пещерах св. Петра. Ср. Друмман, "Geschichte B-s VIII"(Вюрцб., 1852, 2 т.); "Registres de Boniface VIII" изд. Дикором и другими (Париж, 1884 и сл.).