Бор черный
— Слово бор вообще означало в Древней Руси побор, подать, черным же он назывался, потому что собирался в пользу великого князя и притом только в Новгородской земле, с черных людей. По недостатку летописных и других указаний на этот бор нельзя сказать, когда и как установился он и все ли новгородские (собственно) волости платили его, постоянный ли он был или временный и как изменялись условия этого побора. В 1341 г. Семен Гордый послал в Торжок бояр собирать дань; к новоторжцам пришли на помощь новгородцы и посадили московских бояр в заключение, так как они начали "силно деяти", при том великий князь еще не сел на новгородском столе. Ожидая нападения от великого князя, новгородцы, бывшие в Торжке, просили еще помощи из Новгорода, но новгородская чернь воспротивилась этому. Тогда новоторжская чернь, освободив московских бояр, восстала на новгородских, как собиравших на их головы грозу великого князя. Новгородцы потом вынуждены были просить мира: "докончали по старым грамотам" и дали великому князю черный бор со всей Новгородской земли и 1000 рублей с Торжка. Отсюда видно, что черный бор хотел великий князь взять с Торжка, но взял со всей земли. В 1391 году в Новгород приехал митрополит Киприан и потребовал себе права митрополичьего суда, принадлежавшего и прежним митрополитам, но уничтоженного новгородцами в 1385 г. утвержденной грамотой, и получил отказ, вследствие чего в 1392 г. великий князь потребовал от Новгорода черного бора, княжчин (княжеских пошлин) и церковной подсудности митрополиту и также получил отказ. Успешные действия московских войск в новгородских волостях заставили новгородцев привезти в Москву черный бор с новгородских волостей. Из этого факта видно, что великий князь потребовал черный бор в наказание, не вовремя. В 1456 г. новгородцы, сильно наказанные великим князем, по договору обязывались, между прочим, платить черный бор. Значит, или он был необязателен, или при обязательности новгородцы стремились избавиться от него. На необязательность его указывает еще более ранний факт: в 1437 году в Новгород приехал от великого князя кн. Юрий Патрикеевич, "черного бора прошати, и Новгороду и даша". Новгород, как видно, не мог распорядиться бором, а ему дали его на вече, определение которого найдено Карамзиным. Определение начинается, как и новгородские грамоты; затем: "Се дахом черный бор на сей год великому князю... А брати ему на Новоторжских волостех на всех, куды пошло по старине: с сохи по гривне по новой, а писцу княжу мордка с сохи, а в соху два коня, а третья припряло"; затем перечисляются и приравниваются к сохе другие предметы, не земледельческие, но подлежащие побору: кожевенный чан-соха, невод-соха и проч.; великокняжеским сборщикам (борцам или черноборцам) определено количество корма для них самих и для лошадей. Из приведенных фактов можно, по-видимому, заключить, что черный бор собирался не ежегодно, а через известное количество лет, может быть, даже раз при каждом новом князе и притом исключительно с Новоторжских волостей (Семен Гордый); что князья, получившие этот бор при вокняжении, в стесненных обстоятельствах обращались к Новгороду с просьбой о новом черном боре, а, пользуясь благоприятными обстоятельствами, требовали его в виде наказания за какие-нибудь причиненные князю обиды и силой оружия заставляли платить бор не одну Новоторжскую волость и не несколько, а всю Новгородскую (собственно) землю.
А. Э.