Браманте
(собственно Донато Лаццари) — известный итальянский архитектор и превосходный художник-живописец, род. в 1444 г. в Монте-Асдроальдо в герцогстве Урбино. Свою художественную деятельность Б. начал в Милане, где жил в 1486—99 гг.; он был учеником фра Карнавале. Б. следует признать одним из самых выдающихся художников Ломбардии до появления школы Леонардо да Винчи. Но вскоре успехи Б. в области архитектуры затмили его славу живописца. С 1476 г. он построил в Милане хоры церкви Санта-Мария делла Грацие, церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро и др. здания; во всех этих постройках заметно возвращение к античной архитектуре, но без рабского подражании ей; напротив, все постройки Б. проникнуты живым, свободным духом художника, сумевшего сочетать античные формы в архитектуре с замечательным изяществом. После падения Людовика Сфорцы, Б. отправился в Рим, где ему оказывали покровительство папы Александр VI и Юлий II. В Риме Б. вращался в кружке знаменитейших художников того времени, между прочим Микеланджело и Рафаэля, из которых первый относился к нему враждебно, а второму Б. оказывал особенное покровительство. Первым большим архитектурным предприятием Б. было порученное ему папой Юлием II соединение Ватиканского дворца с садами Бельведера и образование из них одного грандиозного целого; но сооружения, возведенные с этою целью Б., впоследствии подверглись многочисленным перестройкам. Вторым предприятием Б. было сооружение храма св. Петра, основание которому было положено в 1506 г. Этой грандиозной постройки Б. кончить не удалось; он † 1514 г., когда только начаты были постройкой отдельные части собора, а его преемники многократно отступали впоследствии от первоначальной идеи, которая руководила Б. при составлении плана величественного храма св. Петра. Из других построек Б. в Риме наиболее замечательны: здание папской канцелярии и дворец Жиро (ныне Торлониа). Б. был величайшим архитектором своего времени, в постройках которого стиль Возрождения достиг высшей степени своего совершенства.
Ср. Пунджильоне, "Меmoire intorno alla vita ed alle opere di В." (Рим, 1836); "I capi d'arte di В." (Милан, 1870).