Братья общинной жизни
(Fratres communis vitae) — название своеобразного религиозного сообщества, процветавшего в переходный период между средними веками и реформацией. Оно имело целью внести дух жизни в омертвелые формы римско-католической церкви. Главным его импульсом был мистицизм, свободный от всяких пантеистических и антиномистических тенденций: все его цели трезвы, практичны и нравственны. Общество это было основано в Голландии Гергардом Гроотом (.1340—84), жизнь которого описана Фомой Кемпийским. В своем родном городе, Девентере, Гроот стал собирать около себя молодых людей, которые, под его руководством, помогали друг другу вести истинно христианскую жизнь, занимались изучением Библии и списыванием полезных книг, чтобы дать и другим возможность стремиться к христианскому совершенству. Общий труд повел к образованию общей кассы, общая касса — к полному общению жизни; образовалась первая братская община в Девентере. По смерти Гроота вождем общины сделался Флорентий (1350—1400), жизнь которого также написана Фомой Кемпийским. Он основал два монастыря регулярных каноников, и община начала быстро распространяться. В течение XV века почти в каждом большом городе было по одной или по нескольку мужских или женских общин. Общность имений и вообще правила, господствовавшие в этих домах, не обусловливались обетами, как в монастырях: все было добровольным, свободным выражением любви. Во главе каждой общины стоял ректор, избиравшийся членами; все общины имели свой центр в главной общине, девентерской. По отношению к внешнему миру главным занятием общины было воспитание, как прямо, посредством школ и обучения детей, так и косвенно, посредством проповеди, лекций и распространения хороших книг. В XVI в. община потеряла свое значение. После реформации за школы взялось государство; книгопечатание сделало переписку книг ненужной; проповедь заняла выдающееся место в богослужении. Самые цели, ради которых была основана община, были достигнуты, и поэтому, дав многих замечательных людей (в том числе — Фому Кемпийского), Б. общинной жизни постепенно исчезли со сцены.
См. S. Kettlewell, "Thomas a Kempis and the Brothers of the Common Life" (Л., 1882) и предисловие к новооткрытому творению Фомы Кемпийского: "Размышления о жизни и страданиях И. Христа" (в переводе А. П. Лопухина, СПб., 1899).