Бруннер Себастиан
(Brunner) — католический богослов, родился 1814 года в Вене, изучал богословие в Венском университете, был в 1838 рукоположен в священники. С 1843 по 1848 г. Меттерних поручал ему рассмотрение донесений посланников о религиозном и социальном движении. В 1846 государственный канцлер отправил его в Германию и Францию; Б. представил ему доклад, в котором предсказал, что не далее как через два года должна вспыхнуть революция, и свой взгляд на положение дел в Германии изложил в романе "Die Prinzenschule zu M öpselglü ck" (2 т., Регенсбург, 1847), в последней главе которого совершенно определенно предусматриваются мартовские дни 1848 г. С 1848 по 1865 Б. издавал "Wiener Kirchenzeitung"; в 1853—57 он был проповедником в университетской церкви, но отказался от этой должности, когда церковь была возвращена иезуитам. В 1865 году он был возведен в звание апостолического протонотария, папского прелата и римского графа.
Его первые стихотворения прошли мало замеченными. Больше внимания возбудили некоторые его сатирические сочинения в стихах, о тоне и содержании которых можно судить уже по их заглавиям. К ним принадлежит: "Der Nebeljungen Lied" (Регенсб., 1845; 4 изд., 1857), с нападками на гегелевскую школу; далее, "Schreiberk ü echte", "Das deutsche Reichsvieh" и проч. К ним примыкают рассказы, как то: "Des Genies Malheur und Gl ü k" (2 изд., 2 т., Регенсб., 1847); "Diogenes von Azzelbrunn" (2 изд., 2 т., Вена, 1853); "Fremde und Heimat" (2 изд., 2 т., Вена, 1849). Впоследствии он издал много описаний путешествий. Все эти поэтические и прозаические произведения, полное собрание которых (18 т.) вышло в Регенсбурге в 1864—77 гг., богаты неподдельным юмором и грубым, нередко язвительным остроумием, но вместе с тем свидетельствуют о фанатическом озлоблении автора против всех явлений современной жизни, выходящих за пределы его узкого ультрамонтанского миросозерцания. Не без интереса читаются "Clemens Maria Hofbauer und seine Zeit" (Вена, 1858) и "Die Kunstge n ossen der Klosterzelle" (2 тома, Вена, 1863), благодаря заключающимся в них материалам для истории церкви и истории искусств. То же самое следует сказать о многих его исторических произведениях, напр. "Die theol. Dienerschaft am Hofe Josephs II" (Вена, 18 68); "Die Mysterien der Aufklä rung in Oesterreich 1770—1800" (Майнц, 1869) и др. Он издал также нечто вроде автобиографии, под заглавием: "Woher? Wohin?" (2 т., Вена, 1855) и "Correspondances intimes de l'empereur Joseph II etc." (1871).