Брух Макс
(Bruch) — скрипач, композитор и капельмейстер, один из выдающихся современных германских музыкальных деятелей. Как большинство немецк. музыкантов, Б. не сосредоточил своей деятельности в каком-нибудь одном музыкальном центре Германии, но постоянно менял его; так, он был капельмейст. в Кобленце, Зондерсгаузене, Берлине, Ливерпуле; кроме того, Б. предпринимал артистические путешествия по Германии, был в Париже и, наконец, в Америке. Род. 6 янв. 1838 г. в Кельне; на раннее музыкальное развитие ребенка обратила внимание его мать, которая и руководила его первыми шагами. Главным учителем Б. был известный и особенно популярный в прирейнских провинциях Фердинанд Гиллер, под руководством которого Б. занимался до 1865. В 60-х гг. Б. выступил на серьезное композиторское поприще; его первый скрипичный концерт, вошедший в репертуар всех современных скрипачей, сделал в короткое время весьма известным имя Б. Деятельность этого композитора очень разнообразна; он писал оперы, симфоническую музыку, обширные кантаты и более мелкие произведения (песни, фортепианные трио и пьесы). Первой его оперой была "Лорелея" (1863), написанная на сюжет неоконченной Мендельсоном оперы того же названия. Через 9 лет была поставлена в Берлине вторая опера Б. "Helmione" (1872). В своих оперных произведениях Б. не выказал особенного драматического таланта; из первой его оперы получила большое распространение только оркестровая прелюдия. Более счастлив был Б. в своих обширных кантатах; благодаря кантате "Фритиоф" (1864), имя Б. стало в Германии весьма популярным. Для этого сочинения он воспользовался знаменитой скандинавской поэмой упсальского епископа Тегнера. В кантате, написанной для соло, хора и оркестра, много вдохновения, и она считается одним из лучших произведений Б. Другая его кантата, также для соло, хора и оркестра — "Одиссея" — написана в 1873 г. Характер музыки Б. ясный, стиль благородный; иногда чувствуется влияние Шумана, страстным поклонником которого является Б. Если у Б. не замечается первоклассного композиторского дарования, то во всяком случае он обладает оригинальностью мысли, благородством стиля и безукоризненным знанием технической стороны своего дела. Понятно, что при поразительной бедности в современной Германии по части композиторов, Б., как талант необширный, но своеобразный и симпатичный, занимает в ней весьма видное место. Кроме вышеуказанных, произведений, Б. написал две симфонии, кантату "Арминий", балладу "Sch ön Elle n", два струнных квартета, "Kyrie", "Sanctus", "Benedictus", "Agnus Dei" — для двух сопрано, двойного хора, оркестра и органа, "Jubilate", "Amen" — для соло, хора, оркестра, музыку к "Орлеанской деве" Шиллера, "Песнь о колоколе" на текст Шиллера, для соло, хора и оркестра (1878), мужские квартеты, два концерта для скрипки, из которых первый получил широкое распространение, и проч.
Н. Соловьев.