Будный Симон
— известный социнианский проповедник XVI в., по происхождению мазур или литвин. Когда Б. родился — неизвестно; известно только, что он обучался в Краковской академии. Будный глубоко проникся реформационными идеями, и вскоре между тогдашними новаторами прослыл человеком высокого образования и неутомимой деятельности. Поэтому виленский воевода кн. Николай Радзивилл, по прозванию Черный, заложивший около 1552 г. соборную церковь кальвинского, или, как тогда называли еще, гельвецкого вероисповедания в Клецке, вызвал из Польши на место пастора Б., который, вместе с Матвеем Кавечинским, наместником несвижским, и тамошним пастором Вавржинцем Кржижковским, с 1562 г. начал издавать сочинении на польском, латинском и белорусском языках с целью, главным образом, распространения своего учения. Затем, побуждаемый Кавечинским и Кржижковским, Б. деятельно занялся переводом всей Библии на польский язык, которую и напечатал в Несвиже в 1570 г. и во второй раз — в 1572 г. Но Б. недолго оставался усердным кальвинистом: не нашедши в учении Кальвина того, чего искал, он перешел в лагерь социниан и усердно начал распространять социнианское учение по Литве. Когда Радзивилл начал убеждать его бросить новое учение, Б. окончательно порвал всякую связь с кальвинизмом и перешел в Лоск, имение Яна Кишки, старосты жмудского и литовского кравчего, владельца 70 городов и 400 селений. Здесь он опять начал издавать сочинения на польском и латинском языках; в этих сочинениях рассеяно было множество до того новых и смелых мнений, что они произвели сильный переполох в обществе, и с этого времени Б. стали считать основателем новой секты, которую называли полужидовской, или эбионитско-литовской. Б. вообще обличали в том, что при переводе он по своему усмотрению расширял или сокращал текст евангелистов, вообще очень ловко изменял текст с целью оправдания своего учения, — так, напр., набрал 26 цитат из Священного Писания, изменив их по своему усмотрению с целью доказать, что Иисус Христос не только не был Богом, но что и рождение Его не имело характера таинства, так что Ему не следует воздавать божеских почестей и т. д. Одаренный от природы быстротой и силой мысли, хорошо образованный, зная много древних и новых языков, отличаясь необыкновенным писательским талантом, Б. стал приобретать в тогдашней Польше множество сторонников своего учения. В 1582 г. в Луславицах состоялся собор, на котором постановлено устранить Б. от исправления духовных обязанностей, под страхом сурового наказания. Это заставило Б., искренне или нет, отказаться от его взглядов. Что было потом с Б., когда и где он умер — неизвестно; известно только, что он умер раньше Социна. Сочинения Будного весьма редки, так как католики собирали и сожигали их. Отметим некоторые из них: 1) "Об оправдании грешного человека пред Богом" (Несвиж, 1562). Это — первая книга, вышедшая из несвижской типографии, как видно из предисловия к ней. 2) "Катехизис, т. е. наука стародавная христианская, от святого писма, для простых людей языка руского, в пытаниах и отказах събрана" (Несвиж, 1562 г.). Это — протестантский катехизис. В конце сказано, что "Доконана есть сиа кныга, зовемая греческим языком Катыхизис, а по-словенски Оглашение Богу... накладом боголюбивых мужей, пана Матиа Кавечинского, наместника несвизского, Симона Будного, Лаврентиа Крышковского" и пр. 3) "О przednieyszych wiary chrześ cia ń skiey artyku ł ach; t. j. o Bogu jedynem, o Synu Jego i о Duchu Swię tym. Wyznanie proste z Pisma Ś wi ę tego przez Simona Budnego krótko spisane, a za zezwoleniem Bracie niektórey w Litwie i na Rusi wydane Ktemu obrona tego ž wyznania broni ą ca, przez tego ž napisana" (Drukowano w Ł osku przez Jana Karcan a z Wieliczki, 1576). Против этой книжки писали многие, например Мартин Бялобржеский, польский богослов и проповедник XVI в.
А. Э.