Буше, Франсуа
(Franç ois Boucher) — французский живописец; родился в Париже 29 сентября 1703, умер 30 мая 1770 года. Отец его Николай Б. бедный учитель живописи и рисовальщик узоров для вышивки, был, по-видимому, первым его учителем. Затем Б. стал учеником Лемуана и поступил к граверу Карсу, у которого занимался составлением виньеток, гербов и эмблем для франкмасонских дипломов, заглавных листов и т. п. В 1722 г. ему было поручено иллюстрировать новое издание "Французской истории" О. Даниеля, а в 1723 г. он получил академическую премию за картину "Евил-меродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождающий из оков царя Иоахима". В 1725 г. Буше выставил несколько мелких картин на "выставке молодежи" и был приглашен де Жюльенном сотрудничать в издании произведений Антона Ватто. В 1727 он отправился за свой счет в Рим, где усерднее всего изучал Альбано и Пьетро да Кортоне, с которым нередко его впоследствии сравнивали, и срисовал целое собрание голов с Траяновой колонны (изданное Гютеном). Современные критики находили, что картины, написанные Б. по возвращении из Италии, отличались красотой и мужественной силой; это относится, может быть, к картинам, которые дошли до нас лишь в гравюрах, изданных Лаврентием Карсом, так как оригиналы их исчезли. 24 ноября 1731 года Б. был принят в академию, а в 1732 написал "Венеру, заказывающую Вулкану вооружение для Энея". В 1734 г. Б. был удостоен звания академика за картину, изображающую "Рено и Армиду", и в том же году украсил комнату королевы в Версальском дворце аллегорическими фигурами Сострадания, Изобилия, Верности и Благоразумия, иллюстрировал большое издание Мольера и исполнил одно за другим несколько собраний эстампов, как, например, "Cris de Paris"; "Livres de sijets et Pastorales"; "El é ments"; "Saisons" и др. В 1735 г. он был назначен адъюнкт-профессором, в 1737 г. профессором академии. В промежуток от 1737 по 1740 гг. он написал: "Воспитание амура Меркурием", "Аврора и Кефал" и "Венера, входящая в купальню" — картины, заказанные для отеля Субиз (ныне дворец национальных архивов). С этих пор начинается его в высшей степени плодовитая деятельность: он доставляет мануфактуре в Бовэ, торговцам эстампов и китайщины, только что вошедшей в моду, любителям и двору целую массу картонов, рисунков и картин, из которых некоторые, как, например, "Рождение Венеры" (1740 г., ныне в Стокгольмском музее), "Эпическая Поэзия" (1741) и "История", исполненные для Королевской библиотеки, "Диана, выходящая из купальни" и "Пастушеская сценка" (в Лувре) — считаются лучшими из его произведений. В 1743 г. Б. был назначен декоратором оперы и руководил постановкой нескольких балетов; он писал также декорации для театров ярмарки С.-Лоран и Бельвю и для любительских спектаклей, устраиваемых маркизой Помпадур, его ученицей и покровительницей. Громадное количество получаемых заказов вскоре, однако, превратило произведения этого "Анакреона живописи" в спешно сделанные наброски, на которые критика не могла смотреть благосклонно, хотя от времени до времени ему удавалось сосредоточиться на таких произведениях, как "Собрание гениев искусства" (1751), "Латона на острове Делосе", "Солнце, начинающее свой путь и изгоняющее ночь". В это время Буше, находясь в полном блеске славы и королевской милости, получил пенсию и квартиру в Лувре. В 1757 г. он выставил портрет маркизы Помпадур, для которой в то же время написал: "Музу Эрато", "Музу Клио", "Отдых в Египте" и др. В 1765 году, несмотря на смерть маркизы Помпадур, лишившую его столь могущественного покровительства, Буше удалось, однако, получить место первого живописца короля, сделавшееся вакантным за смертью Карла Ван-Ло. Но картины, относящийся к последним годам жизни состарившегося, прожившегося и сбитого с пути началом классической реакции Б., не могли уже производить прежнего впечатления; несмотря, однако, на это и не обращая внимания на едкую критику Дидро, он принимает участие во всех выставках и не оставляет оперы. Последним его произведением был "Цыганский обоз", выставленный в 1769 г. и написанный незадолго до его смерти, последовавшей в 1770 г. Слава его вскоре после его смерти совершенно упала под влиянием реакции классицизма; его стали обвинять в развращении юношества, и лучшие из его картин не находили покупателей. Ныне эти несправедливые обвинения потеряли свое значение, современная критика отводит Б. видное место среди художников французской школы XVIII столетия.
Ср. Mariette, "Abecedario"; Diderot, "Salon de 1759, 1761, 1763, 1765, 1767" (т. Х и XI, изд. Асеза-Турне); E. и Ю. Goncourt, "L'art au XVIII si è cle" (Париж, 1881); Р. Mantz, "Fran çois Boucher, Lemoyne e t Natoire" (Париж, 1880); A. Michel, "Fran ç ois Boucher" (сборник "Artistes cel è bres", Париж, 1886). В петербургском Эрмитаже имеется его "Отдохновение на пути в Египет". Подписана: J. Boucher 1757.