Бюлов, Ганс Гвидо
(фон B ü low) — замечательный пианист, сын немецкого поэта Карла фон Б.; род. 8 января 1830 г. в Дрездене; игре на фортепиано обучался у Фр. Вика, теоретическое же образование получил у Макса-Карла Эбервейна (с 1844 г.). В Штутгарте, где он поступил в гимназию, в 1846 г. Б. впервые выступил в качестве пианиста. В 1847 г. он переселился в Лейпциг для изучения права и вместе с тем брал уроки контрапункта у Гауптмана. В 1849—1850 гг. он продолжал свое юридическое образование в Берлине. Между тем в нем созрело решение посвятить себя музыке, к которой он чувствовал призвание. С этой целью Б. обратился в Цюрих к Рихарду Вагнеру, которого он знал еще в Дрездене, и после кратковременной капельмейстерской деятельности в С.-Галлене и Цюрихе, в 1851 г. отправился в Веймар, к Листу, который руководил Б., как пианистом, в продолжение двух лет. На балленштедтском музыкальном фестивале Б. составил себе имя, как пианист, и с тех пор его репутация еще более упрочилась, благодаря многократным концертным путешествиям.
С 1854 г. Б. избрал своим местожительством Берлин, и в 1858 г. был назначен королевским прусским придворным пианистом. В конце 1864 г. Б., следуя призыву Вагнера, переселился в Мюнхен, где он с 1867 г. состоял королевским придворным капельмейстером и директором реорганизованной королевской музыкальной школы. Семейные дела Б. принудили его в 1869 г. отказаться от должностей, занимаемых им в Мюнхене. После этого он отправился в Италию, жил там (большей частью во Флоренции) много лет, давая концерты, но затем предпринял обширные по своим размерам артистические путешествия и посетил Англию, а также и Североамериканские Соединенные Штаты (в 1875). После своего пребывания, в 1878—79 гг., в Ганновере, в качестве капельмейстера, Б. отправился в 1880 г. в Мейнинген для занятия должности капельмейстера и главного заведующего музыкальными делами. Большую сенсацию вызвало его артистическое путешествие с Мейнингенской капеллой по Германии; в 1881—82 гг. Б. посещал также неоднократно и Петербург, где он имел выдающейся успех, как пианист и капельмейстер. Он дирижировал в концертах Филармонического и Императорского Русского Музыкального обществ. Кроме того, он совершил артистическое путешествие по России. В Петербурге Б. выказал себя пропагандистом Брамса и многих русских композиторов. Во время своего пребывания в Петербурге в 1885 г. Б. читал лекции по фортепьянной литературе, в зале петербургской консерватории. Подобного рода лекции Б. читал и за границей.
Репутация Б., как пианиста, установилась, благодаря всесторонней, блестящей, преодолевающей все трудности виртуозности и его из ряда выдающейся феноменальной памяти, которая давала ему возможность исполнять наизусть самые обширные и сложные сочинения. Ему достаточно было, просмотрев, не проигравши, любое сочинение, чтобы сыграть его безошибочно на память. Оркестровые сочинения и оперы Б. дирижировал без партитур. Как композитор, Б. проявил себя в нескольких оркестровых, фортепьянных и вокальных сочинениях, в которых он явился последователем Вагнера и Листа. Наибольшее значение имеет его увертюра для большого оркестра, написанная к трагедии "Юлий Цезарь" Шекспира. Как деятельный пропагандист Вагнера, Б. неоднократно выступал в печати со статьями в пользу направления этого композитора. Сверх того, он издал, в целом ряде выпусков, избранные фортепьянные сочинения классических авторов, редакция которых, однако, не была свободна от произвола. Б. принадлежат также аранжировки и транскрипции произведений Берлиоза, Вагнера и Листа. В качестве музыкального редактора, Б. принимал деятельное участие в издании Зигмунда Леберта " I nstructive Ausgabe klassischer Klavierwerke" (Штутгарт, 1872).
H. С.