Витберг
Александр Лаврентьевич — русский живописец и отчасти архитектор, известный в особенности своим (неосуществленным) проектом храма Спасителя в Москве. Отец художника, шведский бюргер, выехал в Россию с женой в 1779 году. В 1787 г. у него родился сын Карл, впоследствии перешедший в православие и получивший имя Александр. Он сначала учился в Горном корпуса, а потом в Аннинской школе и, наконец, в 1802 г. поступил в Академию художеств. Во время пребывания своего в академии В. получил все медали. Из них золотую медаль в 1807 г. за программу "Три отрока" (библейский сюжет). В том же году Витберг был оставлен при академии "пансионером для вояжирования". В 1808 году получил золотую медаль за картину "Русская правда", а в следующем году снова золотую медаль за картину "Андромаха, оплакивающая Гектора" (находится в академии), после чего В. был назначен помощником проф. Угрюмова для обучения в натурном классе. Из других картин В. известны: в галерее Прянишникова "Изведение ап. Павла из темницы" и "Снятие со креста" — картина, в настоящее время исчезнувшая неизвестно куда. Летом 1813 г. В. отправился в отпуск в Москву, где ему было поручено исполнение виньеток и картин на события 1812 года, а также портретов лиц, особенно отличившихся в отечественную войну. Благодаря этому заказу В. сблизился со многими непосредственными участниками событий 1812 года, и тут, вероятно, впервые зародилась в нем идея создать проект грандиозного храма в память событий Отечественной войны. По совету тогдашнего министра просвещения кн. Голицына стал изучать зодчество. Мистик по натуре и по складу ума, В. положил и в основание своего проекта некоторые мистические воззрения в духе христианства. Императору Александру I проект В. понравился необыкновенно как своей основной идеей, так и грандиозностью. Предполагалось построить храм Спасителя на Воробьевых горах близ Москвы. В. был поставлен во главе комиссии, которой поручены были все распоряжения по постройке. Закладка храма состоялась 12 окт. 1817 г. и обошлась 24000 руб. По смелости и колоссальности идеи его проект может считаться одной из любопытнейших архитектурных композиций нового времени. Но при всей своей талантливости В. был горд и заносчив, а потому вскоре нажил себе врагов. Многим проект его казался невыполнимым; все ужасались размером будущего храма. Иначе посмотрел на дело император Александр I, считавший В. гением, перед которым должны были смиряться все смертные. В. не ладил с прозой жизни, не умел бороться с препятствиями, был плохой дипломат. В делах постройки Витберг запутался, как поэт, не умевший вести никаких счетов. Вскоре обнаружились злоупотребления в громадных размерах, и В. оказался виноватым, будучи человеком редкой, высокой честности. Постройка храма была сначала приостановлена, а потом и совершенно прекращена; назначена следственная комиссия, и В. был сослан в Вятскую губернию. Он умер в 1855 г. В. оставил после себя любопытные записки, которые были диктованы им в Вятке А. И. Герцену. Эти записки были напечатаны в "Русск. стар." в 1872 г. (т. V и VI). Там же приложен портрет В. (1872, т. V) и рисунок его проекта. В "Былом и Думах" Герцена В. посвящено много восторженных страниц.
В. Чуйко.