Галилея
(от евр. Галил — округ), одна из трех областей, на которые разделялась Палестина во времена римлян. Она обнимала северную часть страны к западу от Иордана; в нее входили земли четырех израильских колен — Асирова, Неффалимова, Завулонова и Иссахарова. Границы ее были довольно неопределенны. Она соприкасалась на С с Сирией и горами Ливанскими, на З с Финикией; на В границей ее была река Иордан, с озерами Меромским и Галилейским; на Ю она соприкасалась с Самарией. У Иосифа Флaвия говорится о разделении Г. на верхнюю и нижнюю, причем первая составляла северную часть области, а вторая — южную. Г. имела не более 120 верст по на правлению от В к З и не более 40 верст от С к Ю. Северная часть ее довольно болотиста и местами покрыта густыми зарослями камыша, в котором в изобилии водились и водятся дикие кабаны, а по временам скрывались беглецы и разбойники. Центром жизни в области были берега Галилейского озера и большая равнина Эздрилонская. Эта равнина еще и теперь довольно плодородна; в древности, особенно во времена Христа, она кипела промышленною жизнью и была покрыта богатыми нивами, виноградниками и садами. По словам Иосифа Флавия, число городов и больших селений в Г. доходило до 204. На густоту тогдашнего населения Г. указывает и то, что во время последней иудейской войны Иосиф Флавий навербовал из галилеян стотысячное войско, а об общем благосостоянии страны можно судить по тому, что Ирод Антипа без труда собрал с Г. сто талантов контрибуции римлянам. Главные города в Галилее были Сепфорис, Вифсаида, Кесария Филиппова, Кана, Капернаум, Наин, Назарет и Тивериада. Резиденция правителя, которым был во времена Христа один из сыновей Ирода Великого, Ирод Антипа, несколько раз менялась, пока не перенесена была им в Тивериаду, выстроенную им на красивом и здоровом месте, близ горячих источников. В настоящее время Галилея — пустыня, хотя следы ее прежнего плодородия заметны и теперь. Паломники массами посещают те местности в Г., которые освящены воспоминаниями о земной жизни И. Христа. В настоящее время население Г. состоит главным образом из мусульман; но в некоторых городах, как, напр., в Назарете, преобладают христиане, а в других, как в Тивериаде — евреи.
См. Selah Merril, "Galilee in time of Christ" (1885); Олесницкий, "Святая земля" (II т., 395 — 494).
А. Л.