Ольденбург, Сергей Федорович
— известный индианист. Происходит из старинного мекленбургского дворянского рода, представители которого переселились в Россию при Петре. Род. в 1863 г. в Забайкалье. Окончив курс в варшавской гимназии, поступил на восточный факультет спб. университета, где очень скоро определились его научные стремления под влиянием чтений И. П. Минаева. Получив степень кандидата за диссертацию: " Очерк фонетики и морфологии пракритского наречия Mā gadhi", он был оставлен при университете по кафедре санскритской словесности. В 1887 г. был командирован за границу и работал в библиотеках Парижа, Лондона и Кембриджа, главным образом над буддийскими рукописями. В 1889 г. был допущен к чтению лекций в качестве приват-доцента. Вскоре, за болезнью И. П. Минаева, ему поручено было чтение обязательных курсов. В 1895 г. защитил в петербургском университете диссертацию на степень магистра санскритской словесности: " Буддийские легенды. Часть I. Bhadrakalpā vad ā na. J ā takam ā l ā" (СПб., 1894) и был назначен профессором. Не мирясь с крайне стеснительными условиями университетской жизни того времени, О. в 1899 г. оставил университет. В 1900 г. был избран академиком и с 1905 г. состоит непременным секретарем академии наук. В своих, большей частью не обширных по объему, но многочисленных научных трудах, О. обнаруживает широкую эрудицию и многосторонность научных интересов; религия, поэзия и искусство, древности и история Индии, персидская и западная литературы составляют главное содержание его работ, число которых превышает 60. Вслед за Минаевым, О. особенно ревностно занимается изучением северного буддизма, перешедшего в Тибет и Китай, и литературными его памятниками. Особо важное значение в этой области имеет предпринятое им, при участии некоторых европейских ученых (Bendall, Finot, Speijer), издание буддийских литературных памятников (с примечаниями): "Bibliotheca Buddhica", первые выпуски которого вышли под его редакцией. Находки древнеиндийских рукописей в Кашгарии и других областях средней Азии привлекли его внимание к индийской палеографии; ему принадлежит чрезвычайно удачная дешифровка упомянутых рукописей. Довольно много внимания О. уделял и вопросам сравнительной истории литературы, останавливаясь главным образом на исследовании влияния восточных литератур на средневековую европейскую. В изучении сказочного эпоса Индии он исходил из мысли, что окончательное суждение о переходе индийских мотивов в другие литературы должно быть отложено до выяснения взаимных отношений разных индийских сборников сказок между собой, при чем нельзя игнорировать заимствования из брахманской литературы, на существование которых в северно-буддийской литературе О. неоднократно указывал. В последнее время его внимание привлекла история буддийского искусства и новейшая история Тибета. Кроме научных трудов, печатавшихся преимущественно в изданиях академии наук, русского археологического общества (секретарем восточного отделения которого состоит О.), " Журнале Мин. Нар. Просв. " и " Живой Старине ", О. перевел с англ. и франц. несколько мелких рассказов, напечатанных в наших лучших журналах. С 1891 г. он приготовил к печати и издал ряд работ своего покойного учителя И. П. Минаева. Всегда принимал близкое участие в целом ряде общественных начинаний и организаций: был некоторое время секретарем комитета грамотности, членом комитета общества доставления средств высшим женским курсам (более 10 лет), одним из учредителей союза писателей, членом комитета литературного фонда и т. д. Печатные биографические сведения и список научных трудов О. (по 1896 г.) см. в " Биографическом словаре профессоров и преподавателей с.-петерб. унив. за 1869 — 1894 гг. " (ч. II, стр. 78 — 80). Продолжение списка (по 1902 — 1903 гг.) см. в " Протоколах " Имп. акад. наук (изд. на правах рукописи) за 1900 и 1903 г.
С. Булич.