С. Н. Булгаков

Свет невечерний[1]
 
Созерцания и умозрения.

_____

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

ОТ АВТОРА

В в е д е н и е
ПРИРОДА РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ

 

1. Как возможна религия?

Проблемы трех "критик" Канта. Четвертая его "критика". "Религиоз­ное" вообще. Зовы и встречи. Переживания божественного. Из интим­ного письма. Религиозный реализм. Безбожная религия

 

2. Трансцендентное и имманентное

Смысл понятий. Бог как трансцендентное. Молитва. Природа веры. Гностицизм у Гегеля; — в оккультизме

 

3. Вера и чувство

Учение Шлейермахера; — Канта

 

  4. Религия и мораль
 
Совесть. Религиозная основа морали. Кант и псалмопевец

 

 5. Вера и догмат
Конкретность и объективность веры. Многообразие религиозного опыта. Церковность. Теософия. Догмат

 

6. Природа мифа

Миф.            Мифотворчество у Канта и Гегеля; — в искусстве и религии. Символизм. Объективность мифа. Миф и культ. Миф и догмат. Догмат

 

 7. Религия и философия

Религиозная философия. Природа философии. Платонизм. Религия и философия; — у Гегеля. Философия и догматизм. Критический догматизм. Наука и религия

 

О т д е л   п е р в ы й   
БОЖЕСТВЕННОЕ НИЧТО

 

I.  ОСНОВНАЯ АНТИНОМИЯ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ


Трансцендентно-имманентное. Диалектика и антитетика. Трансцен­дентное как абсолютное НЕ. Трансцендентное и Бог

 

П.  "ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ (АПОФАТИЧЕСКОЕ) БОГОСЛОВИЕ"

 

I. Отрицательное богословие у Платона и Аристотеля

II. Плотин

III. Филон Александрийский

IV. Идеи отрицательного богословия в Александрийской школе хрис­тианского богословия

а) Климент Александрийский; б) Ориген

V. Отцы церкви: св.  Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Григорий Нисский
VI. Areopagitica
VII.
Св. Максим Исповедник
VIII. Св. Иоанн Дамаскин

IX. Св. Григорий Палама

X. Иоанн Скот Эриугена

XI. Николай Кузанский

XII. Еврейская мистика: Каббала

XIII. Отрицательное богословие в немецкой и английской мистике      

"Германская теология".  2.  Мейстер Эккегарт и его школа (Таулер, Сузо). 3. Себастиан Франк. 4. Ангел Силезий. 5. Як. Беме. 6. Дж. Пордедж.    "'

XIV. Кант и отрицательное богословие

 

III. БОЖЕСТВЕННОЕ НИЧТО

Двоякое Ничто. Его антиномия. Космическая антиномия Канта. Им-персонализм и личное откровение. Диалектическое истолкование Ни­что. Плотин. Эриугена. Эккегарт. Як. Беме.

 

 

О т д е л   в т о р о й
МИР

I. ТВАРНОСТЬ МИРА

1. Творение

Творение и эманация. "Дедукция" творения. Его основа

2. Тварное ничто

Тварное подполье. Парменид. Ареопагит. Бытие — небытие. "Земля родимая". Ничто как привилегия твари

 

3. Мир как теофания и теогония
Божественность мира. Космические антиномии. Шеллинг

4. Время и вечность

Интуиция вечности и временности. Реальность времени

5. Свобода и необходимость

Их соотносительность. Чудо как мировая закономерность. История и Апокалипсис

 

П. СОФИЙНОСТЬ ТВАРИ

1. Σοφια

Любовь Любви. Женственность. Временность. Платон. Аристотель. Софийность понятий. Мир и София. Мировая душа. Логос и логика. Искусство. Мировые аномалии. Род и вид

2. Что такое материя?

Античная философия. Материальность бытия. Творение в "Начале". Понимание у древних. Эрос к идее

 

3. Материя и тело

Платонизм. Неоплатонизм. Ориген и Беме. Телесность в христианст­ве. Чувственность. Телесность идей. Чувственность как основа красоты. Основа искусства. Дух и тело. Пространство и время, вемля — становящаяся телесность. Тело

4. Природа зла

Зло и грехопадение. Ареопагит. Св. Максим Исповедник. Блаж. Ав­густин. Зло в телесности. Смертность. Зло в мире. Беме о Софии. Догмат о непорочном зачатии

 

 

О т д е л   т р е т и й
ЧЕЛОВЕК

I. ПЕРВЫЙ АДАМ

1. Образ Божий в человеке

Образ   и   Первообраз.   Абсолютное   творчество. и ипостасность. Небесный человек. Микрокосм

Триипостасность

 

2. Пол в человеке

Полнота образа Божия. Св. Григорий Нисский. Блаж. Августин. Каббала. Смысл двуполости. Размножение. Брак. Девство и брак. "Третий пол". Духовная брачность

 

3. Человек и ангел

Жизнь ангельского мира. Его иерархия. Отличие человека от ангела. Учение св. Григория Паламы.

 

4. Подобие Божие в человеке

Образ и подобие. Ступени самопознания человека: заповедь, нарече­ние имен животных, создание жены

 

5. Грехопадение человека

Основа богоуподобления. Зависть и соблазн. Змей-искуситель. Ход искушения. Суд Божий

 

6. Свет во тьме

Начало религии. Язычество. Мистерии. Психологизмы язычества.    · Магизм и оргиазм. Пантеон. Нехристианские религии

 

4. Искусство и теургия

Сила искусства. Ее границы. Теургия и софиургия. Теургия. Служение иерейское, пророческое. Библия. Культ и искусство. "Секуляризация". Самосознание искусства. Кризис искусства. Искусство и софиургия

 

5. Власть и теократия

Природа власти. Образ всемогущества. Двойственность власти. Теок­ратия. Теургийность власти. "Секуляризация". Ее смысл

 

6. Общественность и церковность

Социологизм. Всечеловеческий организм. Религиозная обществен­ность. Гуманность и христианская любовь

 

7. Ветхий Завет и язычество

Шеллинг. Триипостасность в язычестве. Женские божества. Граница иудаизма

 

П. ВТОРОЙ АДАМ

1. Миротворение и боговоплощение

Основа миротворения. Предвечное решение о боговоплощении. "Кенозис" Божества. Антиномия боговоплощения. "Панхристизм"

 

2. Спасение падшего человека

Сила греха. Антиномия спасения. Жертва. Природа спасения. Цер­ковь. Юродство

 
Ш. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

1. Конкретное время

Рождение человечества в истории. Время отвлеченное и конкретное. Творчество и трагедия

 

2. Хозяйство и искусство

Магизм и хозяйственность. Серая магия. Соотношение хозяйства и искусства

 

3. Хозяйство и теургия

Экономизм. Учение Η. Φ. Федорова. "Проект" воскрешения. Саул у Аэндорской волшебницы. "Воскрешение первое". Федоров и Маркс. Эсхатология хозяйства

 
3. Хозяйство и тургия

Экономизм. Учение Н.Ф.Федорова. «Проект» воскресения. Саул у Аэндорской волшебницы. «Воскресение первое». Федоров и Маркс. Эсхатология хозяйства.

 
4. Исскуство и теургия

Сила искусства. Ее границы. Теургия и софиургия. Теургия. Служение иерейское, пророческое. Библия.

Самосознание искусства. Кризис искусства. Искусство и софиургия.

 

5. Власть и теократия

Природа власти. Образ всемогущества. Двойственность власти. Теократия. Теургийность власти. «Секуляризация». Ее смысл.

 

6. Общественность и церковность

Социологизм. Всечеловеческий организм. Религиозная общественность. Гуманность и христианская любовь

 

7. Конец истории

Дурная бесконечность и конец. Онтология истории. Предвестия

 

IV. СВЕРШЕНИЕ

Значение свободы.  Последнее разделение.  Онтология ада.  Вопрос о всеобщем спасении. "Бог всяческая во всех"

 

К. М. Долгов. Искатель религиозного единства жизни

 

Комментарии[2]

Указатель имен

[С.Н.Булгаков]  |  [Библиотека «Вехи»]

ã 2001, Библиотека «Вехи»

 



[1] Публикуется по книге: С.Н.Булгаков. «Свет невечерний: Созерцания и умозрения.» — М.: Респуб­лика, 1994. — 415 с. — (Мыслители XX века). ISBN 5—250—02140—9. Первое издание: Булгаков С. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М.:"Путь", 1917. Отдельные фрагметы книги публиковались в ж-лах «Вопросы философии и психологии», «Христианская мысль», «Русская мысль» в 1914 – 1916 гг. – Первая электронная публикация в Интернете - при использовании ссылка на Библиотеку «Вехи» обязательна.

     

Книга выдающегося русского мыслителя и богослова Сергея Булгакова (1871—1944) — самая значительная его философская работа, представляющая собой, по словам автора, род духовной автобиографии или исповеди. "Как возможна религия", "вера и чувство", "религия и мораль", "природа мифа", "мировая душа", "природа зла", "пол в человеке", "грехопадение", "спасение падшего человека", "власть и теократия", "общественность и церковность", "конец истории" — таковы лишь некоторые из многочисленных вопросов, которые С. Булгаков рассматривает в своей книге, давно ставшей библиографической редкостью.

[2] Подстраничные комментарии С.Н.Булгакова переданы латинскими цифрами; арабские цифры использованы для ссылок на комментарии издателей.