[Библиотека «Вехи»]

Св. Иоанн Дамаскин*

Точное изложение православной веры

Оглавление

Книга 1

Глава 1. О том, что Божество непостижимо и что не должно с излишним любопытством доискиваться того, что не предано нам святыми пророками, апостолами и евангелистами.

Глава 2. О том, что можно выражать словами и чего нельзя, что можно познавать и что превосходит познание.

Глава 3. Доказательство, что Бог есть.

Глава 4. О том, что есть Бог? О том, что Божество невозможно постигнуть.

Глава 5. Доказательство, что един есть Бог, а не многие.

Глава 6. О Слове и Сыне Божием, доказательство из разума.

Глава 7. О Духе Святом; доказательство из разума.

Глава 8. О Святой Троице.

Глава 9. О том, что приписывается Богу.

Глава 10. О Божественном соединении и разделении.

Глава 11. О том, что говорится о Боге телесным образом.

Глава 12. О том же. Еще о божественных именах подробнее.

Глава 13. О месте Божием и о том, что одно только Божество неописуемо. О месте ангела и души и о неописуемом. Свод мыслей о Боге и Отце, и Сыне, и Святом Духе. И о Слове и Духе.

Глава 14. Свойства Божеского естества.

 

Книга 2

Глава 1. О веке.

Глава 2. О творении.

Глава 3. Об Ангелах.

Глава 4. О дьяволе и демонах.

Глава 5. О видимой твари.

Глава 6. О небе.

Глава 7. О свете, огне, светилах, как о солнце, так о луне и звездах.

Глава 8. О воздухе и ветрах.

Глава 9. О водах. О морях.

Глава 10. О земле и о том, что из нее.

Глава 11. О рае.

Глава 12. О человеке.

Глава 13. Об удовольствиях.

Глава 14. О неудовольствии.

Глава 15. О страхе.

Глава 16. О гневе.

Глава 17. О воображении.

Глава 18. О чувстве.

Глава 19. О мыслительной способности.

Глава 20. О способности памяти.

Глава 21. О слове внутреннем и внешнем.

Глава 22. О страдании и действии

Глава 23. О деятельности.

Глава 24. О добровольном и невольном.

Глава 25. О том, что в нашей власти, или о свободе.

Глава 26. О бывающем.

Глава 27. О том, в силу чего мы свободны.

Глава 28. О том, что не в нашей власти.

Глава 29. О Промышлении.

Глава 30. О предведении и предопределении.


Книга 3

Глава 1. О Божественном домостроительстве и попечении в отношении к нам, и о нашем спасении.

Глава 2. О том, как зачался Бог Слово и о божественном Его воплощении.

Глава 3. О двух естествах (во Христе), против монофизитов.

Глава 4. О взаимном сообщении свойств.

Глава 5. О числе естеств.

Глава 6. О том, что все Божеское естество в одной из ипостасей Божества соединилось со всем человеческим естеством, а не часть с частью.

Глава 7. Об одной сложной ипостаси Бога Слова.

Глава 8. Тем, которые допытываются о том, — к непрерывному ли, или разрозненному количеству следует относить естества в Господе?

Глава 9. Ответ на вопрос: нет ли естества (во Христе) без ипостаси?

Глава 10. О Трисвятой песне.

Глава 11. Об естестве, (которое усматривается в целом) роде (существ) и в неделимом (т. е. в каждом отдельном существе известного рода); о различии между соединением и воплощением; и о том, как должно, понимать выражение: «Единое естество Бога Слова воплощенное».

Глава 12. О том, что Святая Дева — Богородица, против несториан.

Глава 13. О свойствах двух естеств.

Глава 14. О (двух) волях и свободных действованиях Господа нашего Иисуса Христа.

Глава 15. О действованиях в Господе нашем Иисусе Христе.

Глава 16. Против тех, которые говорят: если в человеке — два естества и два действования, то во Христе необходимо предполагать три естества и столько же действований.

Глава 17. О том, что в Господе естество плоти и воля обожествлены.

Глава 18. Еще о том, что в Господе (две) воли и свободы, также (два) ума, ведения и премудрости.

Глава 19. О богомужном действовании.

Глава 20. Об естественных и безупречных страстях.

Глава 21. О неведении и рабстве.

Глава 22. О преуспеянии.

Глава 23. О боязни.

Глава 24. О молитве Господней.

Глава 25. Об усвоении.

Глава 26. О страдании тела Господня и о бесстрастии Его Божества.

Глава 27. О том, что и во время смерти Господа Божество Слова неразлучно пребывало с душек) и телом, и — что сохранялась одна ипостась.

Глава 28. О тленности и нетлении.

Глава 29. О сошествии во ад.


Книга 4

Глава 1. О том, что было после воскресения.

Глава 2. О седении одесную Отца.

Глава 3. Против тех, которые говорят: если Христос (имеет) два естества, то вы. или служите твари, поклоняясь сотворенному естеству, или признаете одно естество достойным поклонения, а другое — недостойным его.

Глава 4. Почему вочеловечился Сын Божий, а не Отец и не Дух? и чего Он достиг Своим вочеловечением?

Глава 5. Тем. которые спрашивают: сотворена ли ипостась Христа, или несотворена?

Глава 6. О том, когда (Господь) был назван Христом?

Глава 7. К тем, которые спрашивают: два ли естества родила Богородица и два ли естества висели на кресте?

Глава 8. В каком смысле Единородный Сын Божий называется Первородным?

Глава 9. О вере и крещении.

Глава 10. О вере.

Глава 11. О кресте и еще о вере.

Глава 12. О поклонении на восток.

Глава 13. О святых и пречистых таинствах Господних.

Глава 14. О родословии Господа и о святой Богородице.

Глава 15. О почитании святых и их мощей.

Глава 16. Об иконах.

Глава 17. О Писании.

Глава 18. О речениях, употребляемых о Христе.

Глава 19. О том, что Бог не есть виновник зла.

Глава 20. О том, что не два начала.

Глава 21. Почему наперед знающий все Бог создал тех, которые согрешат и не раскаются?

Глава 22. О законе Божием и законе греховном.

Глава 23. Против иудеев, о субботе.

Глава 24. О девстве.

Глава 25. Об обрезании.

Глава 26. Об Антихристе

Глава 27. О воскресении.

 



* Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии Дамаске. Родители его были знамениты древностью рода и христианским благочестием. Покрываемые Промыслом Божиим, они сохраняли пламенную веру во Христа, хотя мусульмане, завоевавшие ту страну, не дозволяли никому открыто исповедовать веру Христову. Его отец, Сергий Мансур, был главным логофетом (распорядителем казны и сборщиком податей) при дворе халифа Дамасского. Пользуясь своим высоким положением, он выкупал пленных христиан, избавлял от грозившей им смерти и оказывал необходимую помощь.

Отец Иоанна заботился о его воспитании и образовании. Усердно просил он Бога послать человека мудрого и благочестивого, который был бы для сына учителем и наставником в добрых делах. На Дамасском рынке в числе пленных христиан увидел Сергий инока Косму, который оказался ученым старцем из Италии. Выпросив у халифа пленного инока, привел он блаженного старца домой и поручил ему Иоанна и приемного сына, которого также звали Космой. Отроки обнаружили необыкновенные способности: легко усвоили грамматику, философию, астрономию и геометрию, а через некоторое время сравнялись с наставником в знании Священного Писания. После смерти отца святой Иоанн по желанию халифа стал его ближайшим советником.

В то время в Византии возникла и быстро распространилась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717–741). Став на защиту православного иконопочитания, святой Иоанн написал три трактата «Против порицающих святые иконы». Доказывая догмат иконопочитания, он приводил слова святого Василия Великого († января 379), который учил, что почитание иконы восходит к ее Первообразу. Мудрые, Богодухновенные писания святого Иоанна и влияние их на сознание людей привели императора в ярость. Но, так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором последний будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо император Лев Исавр отослал халифу. Халиф, не подозревая подлога, приказал отстранить Иоанна от должности, отсечь ему кисть правой руки и повесить ее в центре города на всеобщее обозрение. Вечером по просьбе святого Иоанна халиф повелел вернуть ему отсеченную руку. Приложив ее к суставу, преподобный стал молиться пред иконой Пресвятой Богородицы и просить исцеления. Обессиленный, он задремал на молитве и увидел Божию Матерь. Пречистая сказала, что рука его здорова, и повелела усердно трудиться ею во славу Божию. Проснувшись, святой Иоанн ощупал свою руку и увидел ее исцеленной. В память об этом дивном чуде преподобный Иоанн носил на голове плат, которым была обвита его отсеченная рука, и всю дальнейшую жизнь с благодарностью и любовью воспевал в своих произведениях Пречистую Богородицу.

Узнав о чуде, халиф понял, что святой Иоанн не виновен, просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность. Но преподобный раздал свое богатство и вместе с приемным братом Космой отправился в Иерусалим. Они были приняты простыми послушниками в Лавру преподобного Саввы Освященного. Никто из монастырской братии, зная, что послушник Иоанн человек мудрый и знатный, не соглашался быть его духовным наставником. На это согласился лишь один простой старец, который стал строжайшим образом воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Он запретил святому Иоанну писать и наставлял забыть все мирские науки. Однажды старец собрал много корзин, изготовленных иноками обители, и послал преподобного в Дамаск продать их по чрезмерно высокой цене. Проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа, одетый в бедные одежды, ходил по рынку Дамаска. Желающие купить корзины, услышав их цену, бранили и оскорбляли Иоанна. Преподобного узнал его бывший слуга, удивился его нищенскому виду и смирению и купил все корзины по назначенной цене.

По прошествии некоторого времени в монастыре скончался один из иноков. Брат его просил преподобного Иоанна написать для утешения надгробную песнь. Преподобный Иоанн долго отказывался, боясь нарушить запрет старца, но из милосердия уступил просьбам и написал свои знаменитые надгробные тропари: «Кая житейская сладость бывает печали непричастна...»; «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть...» и другие. За ослушание старец изгнал преподобного Иоанна из своей келии, но монахи стали просить за него. Тогда старец наложил на преподобного Иоанна тяжелую епитимию: вычистить в монастыре все отхожие места. Преподобный со старанием выполнял это послушание; даже суровый наставник удивился такому смирению. Через несколько дней в ночном видении старцу явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Зачем ты заградил источник, могущий источать сладкую и изобильную воду... Не препятствуй источнику течь... он всю вселенную протечет и напоит...»

С того времени преподобный Иоанн начал беспрепятственно писать церковные песнопения и духовные книги, из которых особенно известны: «Источник знания» («О ересях», «О правой вере и о воплощении Предвечного Слова», «Точное изложение Православной веры»), Пасхальная служба, каноны на Рождество Христово, на Богоявление, на Вознесение Господне и другие. В этих трудах преподобного поощрял и помогал ему приемный брат Косма, впоследствии поставленный во епископа Маюмского Иерусалимским Патриархом. Тот же Патриарх рукоположил преподобного Иоанна во священника и назначил его проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру святого Саввы, где трудился до конца своих дней.

На Константинопольском Соборе 754 года преподобный обличал иконоборчество. Его подвергли заключению и пыткам, которые преподобный Иоанн стойко перенес и, по милости Божией, остался жив. Преставился преподобный Иоанн Дамаскин около 780 года в возрасте 104 лет и был погребен в Лавре святого Саввы.

При византийском императоре Андронике II (1282–1328) его святые мощи были перенесены в Константинополь.

 

[Библиотека «Вехи»]

ã 2001, Библиотека «Вехи»