Николай
Яковлевич Данилевский
(1822-1885) - публицист,
социолог и естествоиспытатель, один из многих русских умов, предвосхитивших
оригинальные идеи, возникшие позднее на Западе. В частности, его взгляды на
культуру удивительно созвучны концепциям двух виднейших мыслителей ХХ в. -
немца О. Шпенглера и англичанина А. Тойнби. Сын заслуженного генерала,
Данилевский, однако, с юных лет посвятил себя естественным наукам, а также
увлекался идеями утопического социализма.
После получения кандидатской степени он за
участие в революционно-демократическом кружке петрашевцев (к нему принадлежал и
Ф.М. Достоевский) был арестован, три месяца провел в Петропавловской крепости,
но сумел избежать суда и оказался высланным из Петербурга. В дальнейшем как
профессиональный естествоиспытатель, ботаник и специалист по рыбоохране служил
по департаменту сельского хозяйства; в научных командировках и экспедициях
объездил значительную часть России, вдохновившись на большой культурологический
труд. Будучи идеологом панславизма - течения, провозглашавшего единство
славянских народов, - Данилевский задолго до О. Шпенглера в своем главном
сочинении "Россия и Европа" (1869) обосновывал идею о существовании так
называемых культурно-исторических типов (цивилизаций), которые, подобно живым
организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей средой.
Так же как и биологические особи, они проходят стадии зарождения, расцвета и
гибели. Начала цивилизации одного исторического типа не передаются народам
другого типа, хотя и подвергаются определенным культурным влияниям. Каждый
"культурно-исторический тип" проявляет себя в четырех сферах: религиозной,
собственно культурной, политической и социально-экономической. Их гармония
говорит о совершенстве той или иной цивилизации. Ход истории выражается в смене
вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, проходящих путь от
"этнографического" состояния через государственность до цивилизованного уровня.
Цикл жизни культурно-исторического типа состоит из четырех периодов и
продолжается около 1500 лет, из которых 1000 лет составляет подготовительный,
"этнографический" период; примерно 400 лет - становление государственности, а
50-100 лет - расцвет всех творческих возможностей того или иного народа.
Завершается цикл длительным периодом упадка и разложения. В наше время особенно
актуальна мысль Данилевского о том, что необходимым условием расцвета культуры
является политическая независимость. Без нее невозможна самобытность культуры,
т.е. невозможна сама культура, "которая и имени того не заслуживает, если не
самобытна". С другой стороны, независимость нужна для того, чтобы родственные
по духу культуры, скажем, русская, украинская и белорусская, могли свободно и
плодотворно развиваться и взаимодействовать, сохраняя в то же время
общеславянское культурное богатство. Отрицая существование единой мировой
культуры, Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов (египетский,
китайский, ассиро-вавилонский, индийский, иранский и др.), частично или
полностью исчерпавших возможности своего развития. Одной из позднейших стала
европейская романо-германская культурная общность. Качественно новым и имеющим
большую историческую перспективу Данилевским провозглашается славянский
культурно-исторический тип, призванный объединить во главе с Россией все
славянские народы в противовес Европе, якобы вступившей в период упадка. Идеи
Данилевского были тесно связаны со славянофильством и во многом носили
мессианский характер. Он неоднократно подчеркивал, что "Европа не только нечто
нам чуждое, но даже враждебное, что ее интересы не только не могут быть нашими
интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны"'. Как бы ни
относиться ко взглядам Данилевского, они до сих пор, как и в свое время, питают
и питали имперскую идеологию и подготовили появление такой современной
общественной науки, как геополитика, тесно связанная с цивилизационным подходом
к истории.
Мамонтов С.П.
|