[Н.Я.Данилевский] | [Оглавление] | [Библиотека
«Вехи»]
Н.Я.Данилевский
«Россия
и Европа»
Хомяков
В предыдущих главах я старался показать, что одно
различение и сопоставление исторических событий по ступеням возрастного
развития, по ступеням совершенства, противоречит правилам естественной системы,
ибо не объемлет всего многообразия этих явлений и необходимо ведет, точно так
же, как в зоологии, ботанике, к искусственной системе построения науки; что
необходимо присоединять к этому делению по степеням развития на периоды древней,
средней и новой истории или на более многочисленные группы качественное различие
культурно-исторических типов как высший принцип деления. Я старался далее
определить те признаки, которые обусловливают эту группировку исторических
явлений, и такими признаками оказались крупные этнографические различия, на
основании которых человечество разделяется на несколько больших групп. Одну из
этих групп составляют народы славянского семейства, которые представляют ту же
меру различия, как и группы санскритская, иранская, эллинская, латинская,
германская. Из этого следует, что и славянское семейство народов образует столь
же самобытный культурно-исторический тип, как и только что поименованные
племена, и ежели откажется от самостоятельного развития своих начал, то и вообще
должно отказаться от всякого исторического значения и снизойти на ступень
служебного для чуждых целей этнографического материала,- и чем скорее, тем
лучше. Для устранения некоторых недоразумений мне казалось небесполезным сделать
довольно длинное отступление, чтобы уяснить отношения народного к
общечеловеческому, как вообще, так и в частности относительно развития научного,
против народности в котором обыкновенно всего более восстают. Характер
употреблявшихся мною доказательств был внешний, так сказать, формальный. Я не
касался ни сущности славянского характера, ни сущности характера прочих
культурно-исторических типов, а только старался показать, что ежели степень
различия славянского семейства от прочих этнографических семейств человечества
вообще и в особенности семейств арийского корня равнозначительна с различием их
между собою, то и проистекающие из сего коренного различия разности в ходе
культурно-исторического развития должны быть также равнозначительны.Против такой
методы доказательств, кажется мне, можно сделать только следующее возражение.
Действительно, аналогия говорит за самобытную славянскую цивилизацию; но
славянское племя может составлять исключение, не имея в себе достаточных
особенностей, чтобы развить, выработать эту самобытную культуру. Это возражение
часто и делают, требуя категорического ответа на то, в чем именно будет состоять
эта новая цивилизация, каков будет характер ее науки, ее искусства, ее
гражданского и общественного строя и т. д. В таком виде возражение это
совершенно нелепо, ибо удовлетворительный на него ответ, если бы он был
возможен, сделал бы самое развитие этой цивилизации совершенно излишним. В общих
чертах, насколько это возможно сделать на основании существенного характера
доселе бывших цивилизаций, в сравнении с теми зачатками ее, которые успели уже
выразиться в славянском культурно-историческом типе, я постараюсь представить
ответ и на этот затруднительный вопрос, но до этого посильного ответа предстоит
пройти еще длинный путь. А теперь мы должны обратиться к исследованию не более
или менее вероятных результатов этого будущего векового развития, а тех основных
различий, которые существуют между типом славянским и германо-романским, или
европейским, так как в этом различиии состоит весь вопрос. Исчерпать всю
сущность этого различия я также не надеюсь, но желал бы представить некоторые
его черты, главнейше на основании выработанного уже славянофильскою школою, с
некоторыми, может быть, дополнениями, которые удастся мне сделать. Но прежде чем
вступить на этот путь, мне хотелось бы устранить еще одно, в сущности, неважное
возражение, которое, имея также характер формальный, должно найти свое место,
прежде чем вступим в иной порядок мыслей и доказательств.
Возражение это, о котором также много препирались
в былое время, состоит в следующем. Если славяне имеют право на
культурно-историческую самобытность, то надо сознаться, что они имели несчастье
явиться со своими требованиями в весьма неблагоприятное для таких притязаний
время.Запад, Европа, находится в апогее своего цивилизационного величия, блеск
его идет во все концы земли, все освещает и согревает исходящими из него светом
и теплотою. Удобное ли это время для скромных задатков новой культуры, новой
цивилизации? Да и зачем она, когда та, которую мы видим, так могущественна,
находится в полноте своих сил, и не видно, чтоб они слабели, чтобы ощущалась
потребность заменить ее чем-либо новым? Европа ведь не императорский Рим или
Византия. Неужели же можно не в шутку утверждать, как то некогда делали Хомяков
и Киреевский, что Запад гниет[1]? Сами славянофилы, по-видимому, отказались от этой
экстравагантности. Защищать такие парадоксы - не значит ли хотеть быть
plus royaliste gue le roi[2]?
Возражение это назвал я, в сущности, неважным.
Разве не повторялось уже несколько раз, что во времена блеска одной культуры
зарождалась новая? Не тогда ли начал Рим свое торжественное шествие, когда
Греция озарялась полным блеском цивилизации и тщилась, хотя, конечно, и
неудачно, передать ее отдаленнейшим народам Востока? Собственно говоря,
идеальным порядком вещей на земле был бы тот, когда бы все великие
этнографические группы, на которые разделено человечество, одновременно развили
лежащие в них особенности направления до культурного цвета; когда бы древние
Китай, Индия, Иран, возмужалая Европа, юное славянство и еще более юная Америка
разом выказали всю полноту и все разнообразие заключающихся или заключавшихся в
них сил, которые бы усугублялись плодотворным взаимодействием друг на друга.
Такое состояние вселенской культуры имело бы только один недостаток со
всемирно-исторической точки зрения. Сколько оно выигрывало бы в отношении
пространственного протяжения, столько теряло бы во временной последовательности
и тем противоречило бы требованиям экономии, всегда соблюдаемой природою. Ни
одна культура не может быть вечною, и ежели бы все разом проливали свет свой, то
все разом (или почти разом) и померкли бы, и мрачная ночь варварства
распространилась бы над всей землей, так что новой культурной жизни не у чего бы
было и зажечь свой светильник. Как в начале, пришлось бы добывать огонь
цивилизации трудным и медленным трением дерева об дерево. Поэтому, хотя мы и не
видим, почему бы не существовать еще раз двум самобытным цивилизациям
одновременно бок о бок, однако же более склонны думать, что ежели вызывается
культурная жизнь нового исторического типа, то, должно быть, жизнь старого
угасает. Не в этом ли и главное объяснение вражды, инстинктивно чувствуемой
прежним историческим деятелем к новому - предшественником к преемнику? Сама
мысль, высказанная славянофилами о гниении Запада, кажется мне совершенно
верною, только выразилась она в жару борьбы и спора слишком резко и потому с
некоторым преувеличением.
Гниение есть полное разложение состава
органических тел, и притом с выделением разных, неприятно действующих на орган
обоняния, газов. Этот последний, весьма несущественный, признак гниения и
обращал на себя преимущественное внимание наших западников, как бы наносил им
самое чувствительное оскорбление. В полемических статьях того времени с
насмешкою говорилось о химиках, не умевших отличать гниения от жизненного
брожения.
Невежество тут было на стороне не этих химиков, а
тех остроумцев, которые видели существенное различие между гниением и каким-то
жизненным брожением, которого, как известно, в природе не существует. Всякое
брожение есть разложение, то есть переход из сложных форм организованного
вещества в более простые формы, приближающиеся к неорганическим формам
соединений. Следовательно, гниение ли, брожение ли,- это в рассматриваемом нами
отношении решительно одно и то же. Если брожение, то и разложение форм -
вещественных ли соединений или общественного быта. Чтобы из такого разложения на
элементы составилась новая органическая форма, необходимо присутствие
образовательного принципа, под влиянием которого эти элементы могли бы сложиться
в новое целое, одаренное внутренним оживотворяющим началом. Но на такой принцип
не было указано, а в этом-то сущность дела. Впрочем, мы пойдем гораздо далее в
наших уступках. Искренно и охотно скажем, что явлений полного разложения форм
европейской жизни, будет ли то в виде гниения, то есть с отделением зловонных
газов и миазмов, или без оного - в виде брожения, еще не замечается. Дело не в
этом. Оставив преувеличения, вопрос заключается в том, в каком периоде своего
развития находятся европейские общества, на какой точке своего пути: восходят ли
они еще по кривой, выражающей ход общественного движения, достигли ли
кульминационной точки или уже перешли ее и склоняются к западу своей жизни?
Относительно индивидуальной жизни отдельных существ вопрос этот решается легко,
потому что имеется для каждого из них множество предметов сравнения. Когда
волосы начинают белеть, прямой стан сгибаться, лицо морщиниться, мы знаем
значение этих признаков, потому что они бесчисленное число раз уже повторялись.
Относительно целых обществ это не так. Правда, история представляет нам
несколько культурных типов, перешедших полный цикл своего развития, но
обстоятельства этого развития большей части из них нам плохо известны.
Собственно, только жизнь Греции и Рима сохранились для нас в достаточной
полноте, чтобы служить элементами сравнения, да и из них жизнь Рима была далеко
не полною, претерпев слишком сильное искажение через влияние Греции. Кое-что
ответит нам и Индия. Но всего этого мало. Возможностью этих сравнений надо,
конечно, воспользоваться, но, за неимением достаточного числа данных, мы должны
еще обратиться к аналогии других явлений, хотя и неоднородных с явлениями жизни
цивилизаций, но имеющих с ними то общее, что они представляют развития под
влиянием причин, правильно и постепенно изменяющихся в своей
напряженности.
Возьмем для первого примера ход дневной
температуры. Она зависит от видимого движения солнца по небесному своду. Высшей
точки своей кульминации достигает солнце в момент полудня, но результат этого
движения - теплота - продолжает еще возрастать два или три часа и после того,
как причина, ее производящая, стала уже склоняться.
Затем обратимся к аналогии того процесса в жизни
земли, который обусловливается годичным периодом. Время летнего солнцестояния,
которому соответствует наибольшая долгота дня и высшее стояние солнца, падает на
июнь месяц, а результаты этого периодического движения относительно температуры
достигают своей наибольшей величины только в июле или в августе. К этому же
времени, или еще позднее, выказываются результаты для жизни растительной. В
конце лета и в начале осени наступает период исполнения обещаний весны, тогда
как дни уже много сократились и солнце стало гораздо ниже
ходить.
Возьмем жизнь отдельного человека: полноты своих
нравственных и физических сил достигает он около тридцатилетнего возраста,
несколько времени стоят они на одном уровне, а за сорок лет начинают видимо
ослабевать. Когда же дают эти силы самые обильные, самые совершенные результаты?
Не ранее сорока лет. В одном из своих образцовых критических или биографических
опытов,- не могу, к сожалению, вспомнить, в котором именно,- Маколей замечает,
что ни одно истинно первоклассное произведение человеческого духа, будет ли то в
области науки или в области искусства, не было выполнено ранее сорокалетнего
возраста, хотя, без сомнения, их первоначальная идея зародилась в уме в более
ранний возраст. Если и можно найти исключения из этого положения английского
историка, то их, во всяком случае, очень мало.
То же показывает нам и развитие языков. Филологи
единогласно утверждают, что все совершеннейшие языки, не исключая древнейших:
санскритского, зендского, греческого, латинского, еврейского, окончили уже рост
свой ранее того периода, в который оставили они нам следы своего существования,
и находились уже в состоянии вырождения и упадка в те отдаленные времена, в
которые они становятся нам известны. По весьма убедительному объяснению Мюллера,
в этом заключается даже причина, дающая возможность генетической классификации
языков арийского корня, так что кульминационный период развития этого семейства
языков падает на то время, когда общий всем арийцам коренной язык не распался
еще на свои отрасли. Но когда же дала та сила, которая образовала языки, свои
самые большие результаты, то есть литературный цвет и плод? В несравненно
позднейший период, для некоторых языков, как, например, для славянских,
вероятно, еще и теперь не наступивший.
Из всех этих явлений неоспоримо следует, что
момент высшего развития тех сил или причин, которые производят известный ряд
явлений, не совпадает с моментом наибольшего обилия результатов, проистекающих
из постепенного развития этих сил: что этот последний всегда наступает
значительно позже первого. Сравнение не доказательство, compraison n'est par
raison, говорит французская
пословица. Это так. Но если можно отыскать одну общую причину во всех случаях,
которые берутся для сравнения, и если эта же общая причина необходимо должна
иметь место и в том явлении, которое этими сравнениями доказывается или
поясняется, то сравнения получают доказательную силу, потому что и та частная
причина, от действия которой зависит ход развития того процесса, для уяснения
которого мы прибегаем к сравнениям,- должна следовать тому же закону, должна
принадлежать к той же категории причин, иметь одинаковые свойства с теми
причинами, которые действуют в аналогических явлениях, взятых для сравнения.
Общая причина, по которой в четырех взятых нами явлениях (в ходе суточной
температуры, ходе годичной температуры и в связанных с нею периодических
явлениях растительной жизни, в индивидуальном развитии человека и в развитии
языков) момент кульминации, достигаемый силою, их обусловливающею, не совпадает
с моментом наисильнейшего проявления результатов этой причины, а всегда ему
предшествует, так что в этот последний момент причина, обусловливающая собою эти
результаты, уже более или менее значительно ослабла, уже нисходит по кривой
своего движения,- объясняется из следующего простого и очевидного соображения.
Результаты действия причины все более и более накопляются, так сказать,
капитализируются до тех пор, пока расходование их не превзойдет притока; и хотя
бы сам приток ослабел сравнительно с прошедшим временем, сумма полезного
действия все еще должна возрастать, пока он превышает расход. Это само собою
понятно относительно дня и года. Но не то же ли относительно развития человека?
Если примем, что с тридцатилетнего возраста силы его начинают слабеть, масса
сведений, опытность, умение комбинировать умственный материал, метода мышления
все еще могут возрастать и улучшаться вследствие, так сказать, духовной
гимнастики; и эти приобретения, следовательно, могут еще долгое время
перевешивать ослабление непосредственных сил. То же самое происходит и в
развитии целых обществ, конечно, несколько непонятным образом. В развитии
искусств, например, непосредственные творческие силы могут уменьшаться, но
выработанная техника, влияние примеров, образовавшиеся предания, указывающие на
ошибки, которых должно избегать, облегчая труд, могут иметь своим последствием
то, что искусства будут продолжать процветать еще долгое время и даже достигать
высшего совершенства. Почему слабеют силы в отдельном человеке, это нам кажется
понятным или, по крайней мере, столь привычным, что и не возбуждает удивления.
Но каким образом могут слабеть творческие силы целых обществ, это решительно не
поддается объяснению, так как общество состоит из непрестанно возобновляющихся
элементов, то есть отдельных людей. Однако история, несомненно, указывает, что
это так, и притом не от внешних каких-либо причин, а от причин внутренних. После
Юстиниана, например, греческий народ не производит более истинно великих людей
ни на каком поприще в течение почти тысячелетнего еще существования империи[3].
Я сказал: одряхление несколько понятно по
отношению к отдельным индивидуумам. Это несправедливо; в сущности, оно столь же
непонятно, как и одряхление обществ. И отдельный человек состоит из беспрестанно
возобновляющихся элементов. Частички тела его сгорают, разлагаются и выделяются
под разными видами, замещаясь новыми. Почему же эти новые частички хуже старых
или хуже соединены между собою, хуже расположены относительно друг друга, так
что общий эффект их деятельности менее благоприятен для целого? Это не менее
трудно объяснить, как и то, почему при беспрестанном возобновлении неделимых,
составляющих общественное тело, эти неделимые теряют свои превосходные качества.
Почему, когда прежде между греками нарождались Периклы и Эпаминонды, Эсхилы и
Софоклы, Фидии, Платоны и Аристотели и даже еще в более позднее время Велисарии,
Трибонианы, Анфимии, Иоанны Златоусты, они замещаются потом сплошь людьми
незначительными? Стареется, значит, в обоих случаях сам принцип, производящий и
сочетающий эти элементы как человеческого или вообще животного, так и
общественного тела. Как бы то ни было, приведенные для сравнения аналогии делают
чрезвычайно вероятным, что самое обилие результатов европейской цивилизации в
нашем XIX столетии есть
признак того, что та творческая сила, которая их производит, уже начала упадать,
начала спускаться по пути своего течения.
Обратимся к аналогии, представляемой другими, уже
совершившими цикл своего развития культурно-историческими типами. В какое время
достигли творческие силы, произведшие греческую цивилизацию, своего апогея? Без
сомнения, век Перикла представляет уже окончание этого периода. На это время
падает цвет искусств и закладка того философского мышления и того рода научного
исследования, которые составляют характер греческой науки. Уже с Пелопоннесской
войны[4]
Греция очевидно клонится к своему падению. Век Аристотеля есть уже время полного
упадка, но тут только и философия и даже искусство достигают своего апогея, и
только еще позже, в то время, которое можно назвать временем разложения, или,
пожалуй, менее вежливо, гниения, достигает положительная наука своего полного
развития в Александрии. Так же точно время полной силы римского народа совпадает
с временем окончания войн Пунических и Македонских[5],ибо,
начиная с Гракхов, внутренняя болезнь римского общественного тела начинает уже с
силою обнаруживаться и требует героического, хотя и паллиативного лечения
цезаризмом. Но время процветания римской цивилизации, когда она начала давать
лучшие свои плоды, принадлежит царствованию Августа. Даже во времена Антонинов,
непосредственно предшествовавших началу окончательного разложения[6],
результаты римской цивилизации представлялись еще во всем блеске. Рим почти
ничего не произвел самостоятельного ни в философском мышлении, ни в
положительном научном исследовании. Единственное исключение составляет
практическая область права - и научная обработка его соответствует очень
позднему времени римской жизни; она, собственно, начинается в век Антонинов, а
блестящий период этого права переживает самое Западно-Римское государство,
давшее ему начало, переселившись на почву Византии[7].
По тем немногим сведениям, которые удалось извлечь науке из разных памятников
индийской культуры, временем ее творческого периода должно считать то, когда
развилась браманская цивилизация, после покорения пригангских стран[8],
и когда односторонность ее вызвала буддийский протест. Но блистательнейшие свои
результаты представила эта культура в начале нацией эры, во времена царя
Викрамадитьи, когда жил Калидаси, когда возводились великолепные пагоды Эллоры и
Бенареса и процветали науки философские и математические. Не выходит ли из этого
троекратного примера, что кульминационная точка творческих общественных сил,
создающих цивилизацию, совпадает с высшим цветом искусств и с временем
философски энциклопедического знания, которое дает характер будущему направлению
научного развития, и что период положительной, особенно же практической,
применительной, науки характеризует то время, когда творческиеобщественные силы
уже довольно далеко оставили за собою эпоху своего летнего
солнцестояния?
Какое же время цивилизации Европы соответствует
этим эпохам апогея творческих сил и какое этим эпохам наибольшего накопления их
результатов - исчезнувших цивилизаций Индии, Греции и Рима? Аналогия так
поразительна, что трудно не ответить, что первым соответствует XVI и XVII век, когда возводился храм Петра[9],
писали: Рафаель, Микеланджело и Кореджио, Шекспир сочинял свои драмы, Кеплер,
Галилей, Бэкон и Декарт закладывали основы нового мышления и новых метод
научного исследования, а вторым - столь обильный результатами теоретическими и
практическими - XIX век. В
первую эпоху заложено все самобытное в европейском искусстве и в европейской
науке, так что в последующее время оно только продолжало развиваться по тому же
пути. Плод есть, по преимуществу, дар начала осени, а цвет, по преимуществу, дар
конца весны. Точно так, как образование растительного зародыша совершается в
оболочке, поражающей прелестью формы и блеском красок, так и зародыш новой
философии и научной мысли бывает окружен всею прелестью поэзии, всей роскошью
искусства. Момент цветения представляет нам последнюю закладку нового в жизни
растения, а потому и должно считать его высшим моментом творчества растительной
силы, за которым следует уже одно созревание. Оно продолжается после того, как и
листья, главные органы питания, засохнут; продолжается даже иногда, когда сам
плод оторван от растения, на котором завязался и образовался; продолжается даже
на полках кладовой. Точно так же и высшим моментом творчества общественных сил
должно признать то время, когда проявляются окончательно те идеи, которые будут
служить содержанием всего дальнейшего культурного развития. Результаты этого
движения, этого толчка долго могут еще возрастать и представлять собою всю
роскошь и изобилие плодов цивилизации, но уже создающая ее и руководящая ею сила
будет ослабевать и клониться к своему упадку. Таков общий характер всякого
постепенного развития, проявившийся во всех цивилизациях, совершивших свой цикл,
где ход его нам сколько-нибудь известен. Если культурно-исторический тип Европы
должен составлять исключение из этого общего характера, то надо указать причины
такого единственного в своем роде исключения, а мы их, признаться, не
видим.
При этом не надо выпускать из виду следующего:
культурный тип Рима был простой, осуществляясь в одном государстве. Более сложен
был тип Греции, а вследствие этой сложности различные периоды его развития не
могли быть совершенно одновременны. Когда жизнь иссякла уже в Афинах, живших
лишь своими славными воспоминаниями, союзы Ахейский и Этолийский на некоторое
время сохранили еще жизненность греческого начала[10].
Еще полнее и долее сохранилось оно в Александрийской колонии, а потом в
Царьграде. Еще сложнее двуосновный европейский тип, и потому естественно, что
ежели в каком-либо из составляющих его народов ход развития был задержан
неблагоприятными обстоятельствами, то в этом народе и высшее развитие
творческого начала и его результатов появится позднее, чем у остальных народов.
Это случилось, например, с Германией, в которой тридцатилетняя опустошительная
междоусобная война[11]
задержала начавшееся во время Реформации развитие высшей культуры. Поэтому
наступивший только в половине прошедшего столетия период высшего поэтического
творчества в Германии и последовавшее за тем развитие самобытного германского
философского мышления, а наконец и положительной науки, в которой только по
истечении первой четверти XIX
столетия заняла она первенствующее место, не может считаться противоречием
высказываемому здесь взгляду на общий ход европейской цивилизации, взгляду, по
которому ее творческие созидательные силы вступили уже около полутораста или
двухсот лет тому назад на нисходящую сторону своего пути. Наступило уже время
плодоношения! Жатва ли это, или сбор плодов, или уже сбор винограда; позднее ли
лето, ранняя ли или уже поздняя осень, сказать трудно; но, во всяком случае, то
солнце, которое взращало эти плоды, перешло за меридиан и склоняется уже к
западу. Это положение стало бы гораздо яснее и очевиднее, если бы разобрать
самый характер тех зиждительных сил, которыми построено и на которых держится
здание европейской цивилизации, как это и делали Хомяков и Киреевский. Я
предоставляю себе высказать мои мысли об этом впоследствии, при изложении
существеннейших различий между народами славянского и германо-романского типа, к
которому без дальнейших проволочек теперь же и приступаю. Пока же заключаю, что
развитие самобытной славянской культуры не только вообще необходимо, но теперь
именно своевременно.
[Н.Я.Данилевский] | [Оглавление] | [Библиотека
«Вехи»]
© 2004, Библиотека
«Вехи»
[1] Данилевский называет
основоположников славянофильства, раньше других указавших на пороки
западноевропейской буржуазной цивилизации, ведущие к "обезбоживанию" человека
(статья 1839 г. А. С. Хомякова "О старом и новом" и статья И. В. Киреевского "В
ответ А. С. Хомякову").
[2] Более роялистом, чем
король (фр.).
[3] Имеется в виду
византийский император Юстиниан I (527-565), сумевший на время
вернуть "Империи ромеев" Италию и Северную Африку; Византия пала не через 1000,
а через 900 лет после Юстиниана (завоевана турками в 1453
г.).
[4] Пелопоннесская война -
27-летняя война, которая велась в V в. до н. э. между возглавляемым
Спартой Пелопоннесским союзом и Афинами.
[5] Так называемые
Македонские войны велись Римом в конце III - начале II в. до н. э. в целях установления
господства над Балканским полуостровом.
[6] Антонины - династия
римских императоров от Нервы до Коммода - сына Марка Аврелия. "Век Антониной"
(96-192 гг. н. э.) вошел в историю императорского Рима под названием
"золотого".
[7] Речь идет о выдающемся
памятнике юридической мысли - так называемом Кодексе Юстиниана (VI в.).
[8] "Браманской
цивилизацией" Данилевский называет цивилизацию, возникшую в Индии после прихода
туда арийских племен (XIV - XIII вв. до н. э.). Культура
индийских ариев базировалась на комплексе вед - священных текстов, авторами
которых были брахманы (жрецы).
[9] Т. е. храм св. Петра в
Риме (1593; арх. Д. Браманте и Микеланджело
Буонарроти).
[10] Ахейский и Этолийский
союзы - враждебные группировки греческих полисов. Обострение соперничества между
ними вылилось в опустошительную Союзническую войну (конец III в. до н.
э.).
[11] О Тридцатилетней войне
см. примеч. 15 к главе первой.