[Г.П.Федотов] | [Святые Древней Руси - Оглавление] | [Библиотека "Вехи"]
Число
древне-русских житий домонгольского времени чрезвычайно скудно, и соответственно
скудны наши сведения о них. О некоторых мы имеем сказания, составленные много
веков спустя и лишенные исторической достоверности. О других (немногих) - очень
краткие древние записи или проложные статьи, дополненные и развитые
впоследствии. Ни те, ни другие не могут служить источниками для суждений о
характере и направлении духовной жизни. Все сведения о домонгольских монастырях
указывают на их городской или пригородный характер. Настоятели их принимают
живое участие в общественной жизни Руси; старцы являются излюбленными
духовниками мирян. Отсюда можно было сделать косвенный вывод о том, что и
святость в древней Руси воспитывалась под преимущественным влиянием св.
Феодосия.
Среди
святых преподобных, основателей монастырей домонгольской поры отметим наиболее
чтимых: Авраамия Ростовского, Герасима Вологодского (если они действительно жили
в эту эпоху), Антония (Римлянина) и Варлаама Хутынского в Новгороде, Ефрема
Новоторского (в Торжке).
Из
них лишь о преп. Варлааме (^ 1192) имеем краткую запись, из которой, как впрочем
и из летописи, видно, что он был сыном богатого боярина и, удалившись в пустыню,
в 10 верстах от Новгорода, на Хутыни, построил монастырь во имя Преображения
Господня. Варлаам не был ни первым строителем монастырским в Новгороде, ни
первым Новгородским святым. Но его посмертное почитание было так же велико в
Новгородски земле, как св. Сергия Радонежского на Москве. С именем национального
новгородского заступника связано много легенд, записанных в XV веке. В эпоху
борьбы Новгорода с Москвой его мощи давали чувствовать свою силу москвичам,
презрительно относившимся к новгородским святыням, и даже самому Грозному.
Может
- быть, к концу домонгольской (или началу монгольской) эпохи относится жизнь и
подвиг Никиты, "столпника" Переяславского. Позднейшее житие рассказывает о его
грешной и лихоимной жизни в миру, сменившейся суровым покаянием. Он спасался в
монастыре, в трех верстах от Переяславля-Залесского в столпе (т. е. в башне),
обложив свое тело тяжелыми веригами. Убитый разбойниками, которые приняли за
серебро блеск его вериг, Никита присоединил венец страстотерпца к подвигу
преподобного. Житие приписывает ему особую власть над демонамч, быть может,
вдохновляясь образом тезоименитого ему великомученика.
Некоторых
святых епископов и князей этой эпохи мы будем иметь случай коснуться ниже.
Теперь же обратимся к единственному (после Феодосия) домонгольскому подвижнику,
от которого осталось подробное жизнеописание, составленное его учеником. Преп.
Авраамий Смоленский был не только чтим в своем родном городе после кончины (в
начале XIII века), но и канонизован на одном из московских Макариевских соборов
(вероятно, 1549 г.). Местно чтился в Смоленске и ученик его Ефрем, автор жчтия.
Несмотря на многочисленные литературные влияния на его труд, составленное им
"Житие и терпение" св. Авраамия дает образ большой силы, полный оригинальных
черт, может - быть, неповторимых в истории русской святости.
Житие
мало знает о детстве и юности святого. По смерти родителей, он, отказавшись от
брака, раздает имение бедным и облекается в "худые ризы" (как Феодосии): "хожаше
яко един от нищих и на уродство ся приложи". Это временное юродство, о котором
не сообщается никаких подробностей, может быть, и состояло в социальном
уничижении, подобном юношеским подвигам преп. Феодосия. Вскоре юноша
постригается под именем Авраамия в пригородном Смоленском монастыре (на Селище,
в б верстах от города). Пребывая в "бдении и в алкании день и нощь", Авраамий
ревностно предается книжным занятиям. Изучая отцов церкви и жития святых, он
составляет себе целую библиотеку, "списа ово своею рукою, ово многими писцы". Из
отцов церкви Иоанн Златоуст и Ефрем Сирии были его любимым чтением.
Нам
известно, что Смоленск XII века был одним из культурных центров Руси. Отсюда
вышел второй митрополит из русских Климент Смолятич, о котором лето писец
говорит, что в Русской земле еще не бывало такого "книжника и философа". Перу
этого Климента принадлежит ученое послание к смоленскому пресвитеру Фоме,
экзегетического[1]
содержания, представляющее собрание изъяснений на разные темные места Библии и
греческих отцов. Автор Послания свидетельствует, что в Смоленске был кружок лиц,
преданных ученым занятиям, и что здесь существовали разные экзегетические
направления. В этой обстановке ученость инока Авраамия не является неожиданной;
и сам игумен его был "хитр божественным книгам". Уже эта ученость Авраамия резко
отличает его от "простого" Феодосия, который мог только прясть нити дчя книг
"великому" Никону. Но житие Авраамия находится в теснейшей литературной
зависимости от жития Феодосия. Сам Авраамий, несомненно, прошел в юности школу
Феодосия и подражал ему. Как и для Феодосия, палестинские жития святых
составляли его любимое чтение. И однако образ его резко и своеобразно выделяется
на этом палестинско - киевском фоне. Конечно, речь может итти лишь о духовных
оттенках, с трудом находящих словесное выражение в житийном стиле. Тем не менее,
< при тесной близости смоленского и киевского жития, каж- ' дое отступление
может быть только сознательным и значительным.
Всем
известно, что святой Феодосии посещал княжеские пиры, хотя и вздыхал, слушая
музыку скоморохов. Но Авраамий "на трапезы и на пиры отиноудь не исходя, многых
ради зазираний, яже бывают от места избирающих". Мотивировка, которая должна
оправдать отступление от прототипа. Худые ризы Феодосия Авраамий сохра- < нил
и в годы зрелости. Но, давая портрет своего святого в расцвете его духовных сил
и решающей борьбы его жизни, Ефрем под смиренными ризами Феодосия рисует совсем
иное аскетическое лицо. "Образ же блаженного и тело удручено бяше, и кости его и
состави яко мощи исщести, и светлость лица его блед имуще от великого труда и
воздержания и бдения, от мног глагол". Традиция телесной крепости и радостная
светлость святого установлена, как мы видели, еще Кириллом Скифопольским для его
Саввы и завещана Руси. В эту традицию не укладывается бледный и изможденный
смоленский аскет. А между тем этот образ борющагося аскета автор хочет
запечатлеть в уме читателя, рисуя портрет средовека[2],
а не старца (после 50 летнего подвижничества): "Образ же и подобие на
Великого Василия: Черну браду таку имея, плешиву разве имея главу".
За
аскетической худобой, лишением сна и пищи, -качество молитвы. Нестор мало
говорит о молитве своего святого, косвенно позволяя заключить, что она не имела
разительных внешних проявлений: ни мистических экстазов, ни эмоциональной
порывистости. Иначе у Авраамия: "И в нощи мало сна приимати, но коленное
поклоняние и слезы многы от очью безъщука (беспрестанно) излияв и в перси биа и
кричанием Богу припадая помиловати люди своя, отвратити гнев свой" и т. д.. Эта
покаянная печаль и мрачность не оставляет святого и на пороге смерти: "И оттоле
боле начат подвизатися блаженный Авраамий в смирении мнозе и в плачи от сердца с
воздыханием и с стенаньми, поминаше бо о собе часто о разлучении души от тела".
Быть
может, сообразно с этим иным (мы назвали бы его "метаноическим") направлением в
духовной жизни, в житии св. Авраамия слабо выражены, по сравнению с Феодосием,
каритативные стороны служения. Упоминается о милостыне; но не с состраданием к
немощам людским выходил из своей кельи суровый аскет, а со словом назидания, со
своей небесной, и, вероятно, грозной наукой, наполняющей трепетом сердца. Этот
особый "дар и труд божественных писаний" заменяет преп. Авраамию дар и труд
социального служения, без которого редко можно представить себе святого древней
Руси.
Более
традиционен (по - русски) св. Авраамий в его отношении к храмовому благочестию,
к литургической красоте и истовости службы (общий учитель - тот же святой
Савва). Изгнанный из своего монастыря, он в городе украшает другой,
Крестовоздвиженский, ставший его убежищем. Тоже и в последнем своем монастыре, в
доме Пресв. Богородицы: "и украси ю яко невесту красну... иконами и завесами и
свещами". Он особенно строг и в храмовом благочинии: "Отиноудь запрещаше же в
церкви не глаголати, паче же на литургии". Повидимому, совершенно особое и
личное отношение было у святого к Евхаристии[3].
Он не переставал совершать бескровную Жертву ("ни единого же дне не остави") со
дня своего рукоположения, и потому запрещение его в служении должно было явиться
для него особенно мучительным.
Из
этих скудных, рассеянных черт встает перед нами необычный на Руси образ аскета с
напряженной внутренней жизнью, с беспокойством и взволнованностью, вырывающимися
в бурной, эмоциональной молитве, с мрачно - покоянным представлением о
человеческой судьбе, не возливающий елей целитель, а суровый учитель,
одушевленный, может - быть пророческим вдохновением. Если искать духовной школы,
где мог воспитаться такой тип русского подвижника, то найти его можно лишь в
монашеской Сирии. Св. Ефрем, а не Савва был духовным предком смоленского
Авраамия.
Ученость
св. Авраамия была связана с даром учительства, который сделался источником
жестоких гонений на него и его "терпения", главного подвига его жизни.
Монашеская келья Авраамия стала притягательным центром для Смоленска. Многие
миряне приходили к нему из города ради "утешения из святых, книг".
"Иереи
и черноризцы" восстали против святого именно в связи с его книжным учением.
После богословских диспутов с городским духовенством, сам игумен, доселе
покровительствовавший святому, запрещает ему: "Аз за тя отвечаю у Бога, ты же
престани уча". Святой, приняв-1 ший от него "много озлобленна", оставляет свой
монастырь и переселяется в Смоленск. Здесь, в Крестовоздвиженском монастыре, он
продолжает свою учительную деятельность. Многочисленные его почитатели снабжают
его средствами для помощи бедным и для украшения храма. Но врагам Авраамия
удалось возбудить против него чуть ли не весь город; опасность угрожала самой
его жизни: "Собраша же ся вси от мала и до велика весь град нань, инии глаголют
заточити, а инии к стене ту пригвоздити и зажещи, а друзии потопити и, проведше
всквози град". В описании горестных событий, быть может, чувствуется перо
очевидца. "Посланые же слуги, емше, яко злодея влачаху, ови ругахуся ему, инии
же насмехахуся ему и бесчинная словеса кидающе, и весь град и по торгу и по
улицам - везде толпа народа, и мужи же, глаголю, и жены и дети, и бе позор тяжек
видети". На владычном дворе собрались для суда не только епископ (Игнатий) с
духовенством, но и князь с боярами. Однако миряне признали Авраамия невинным, и
епископ, оставив его под стражей вместе с двумя учениками, на следующий день
собирает чисто духовный суд ("игумени и ереи"). Ефрем не приводит приговора
этого суда и хочет подчеркнуть благополучный исход его: "не приемшу ему никоего
зла". Однако Авраамий отослан в свой первоначальный монастырь, на Селище, и из
дальнейшего видно, что ему было запрещено совершать литургию. Два праведника
предсказывают епископу гнев Божий на град Смоленск за гонение на святого:
"Великой
есть быта опитемьи граду сему, аще ся добре не опечалиши" (не покаешься). Уже
тогда еп. Игнатий "скоро посла по всем игуменом и к всем попом, заповедая и
запрещая всем от всякого речения зла престати, яже на блаженного Авраамия".
Однако, преподобный продолжает оставаться под запрещением. Обещанная
"епитимия"[4]
приходит в виде страшной засухи. Молитвы епископа и всего народа остаются
неуслышанными. Тогда, по совету третьего, не названного по имени иерея, Игнатий
призывает св. Авраамия, снова расследует обвинения против него "и испытав, яко
все лжа", прощает его и просит молиться о страждущем граде. Бог услышал молитву
святого: "еще преподобному не дошедшу своея келия, одож-ди Бог на землю дождь",
и с этого времени возобновилось почитание Авраамия и стечение к нему народа.
Последние
годы святого прошли мирно, на игуменстве в новом, третьем по счету монастыре
его. Еп. Игнатий хотел построить монастырь во имя своего святого и уже поставил
церковь за городом, на месте скупленных им огородов, но потом почему - то ее
разрушил и перенес на новое место, освятив во имя пресвятой Богородицы,
"Положения честныя ризы и пояса". Этот монастырей, где питалось несколько
старцев щедротами епископа, не пользовался, повидимому, особым уважением.
Охотников итти в игумены не было. "По мнозе же времени" Игнатий вызыва-
ет с Селиша Авраамия и дает ему благословение: дом Богородицы. Авраамий с
радостью принимает игуменство, про- должая "пребывать в первом подвизе"
учительства и духовничества для сограждан. Пользуясь общей любовью, преподобный
пережил своего епископа и преставился от болезни после 50 лет подвижничества.
Необычайность
подвига св. Авраамия и перенесенных им гонений ставит пред нами вопрос о их
источнике. Биограф его св. Ефрем неоднократно подчеркивает, что преподобный стал
жертвой смоленского духовенства. Его ученость и дары пастырства
противополагаются "невежам , взимающим сан священства". На суде "князю и
властителем умягчи Бог сердце, игумном же и ереем, аще бы мощне, жива его
пожрети". Вот почему и наказание (смерть) постигает только попов и игуменов.
Позднейшее примирение Авраамия со св. Игнатием заставляет автора по возможности
смягчить роль епископа в этом злочастном процессе: он представляется скорее
жертвой и орудием "попов и игуменов". Но автор не пожелал скрыть остроты
конфликта между святым и огромным большинством духовенства и драматически развил
этот конфликт в житийную "пассию" ("терпение"). Какие же мотивы предпол гает он
у враждебной партии?
О
многом читателю приходится лишь догадываться. Некоторые из приводимых мотивов
носят корыстный или человечески - мелкий характер. Вспомним, что к Авраамию
стекалось из города множество народа, - он был для многих "отцом духовным".
Отсюда понятны жалобы священников: "уже наши дети вся обратил есть". На этой
почве вырастает клевета: "инии же к женам прикладающе". Но важнее и интереснее
другая группа обвинений: "овии еретика нарицати, а инии глаголаху нань -
глубинны книгы почитает... друзии же пророком нарицающе". Еретик - пророк -
читатель запрещенных книг - эти обвинения относились к самому содержанию его
учения. Оно смутило и его игумена, столь ученого и первоначально столь
расположенного к нему.
Каково
было содержание его необычного, смущающего учения, об этом можно лишь
догадываться по кратким намекам жития. Оно, конечно, имело отношение к спасению,
- святой Авраамий проповедывал грешникам покаяние, - и с успехом, "Мнози от
града приходят... от многых грех на покаяние приходят". Но одно духовни-чество
или нравственная проповедь не могли бы навлечь на Авраамия обвинения в ереси.
Ефрем
неоднократно говорит о "дарах слова Божия, тнных от Бога преподобному Авраамию".
"Дасть бо ся ему благодать Божия не токмо почитати, но протолкова-ти...якоже
ничтоже ся его не утаит божественных писаний". В облости экзегетики св. Писания
(темных, таинственных мест) опасности и подстерегали смелого богослова. За эту
свою экзегетическую проповедь, он по его собственным словам, "бых пять лет
искушениа терьпя, поносим, бесчесствуем, яко злодей". Ефрем дает нам нить и для
того чтобы нащупать основной богословский интерес Авраамия. Смоленский инок был
не только ученым, но и художником. И о двух иконах его письма не случайно
говорит биограф: "Написа же две иконы: еднну страшный суд второго пришествиа, а
другую испытание въздушных мытарств". Воспоминание о них наводит автора на
страшную память о том, что он на своем местном говоре называет "чемерит день",
"егоже избежати негде ни скрытися, и река огнена пред судищем течет и книгы
разгыбаются и Судии-седе и дела открыются всех... Да аще страшно есть, братье,
слышати, страшнее будет самому видети". В тех же мыслях и настроениях застает
святого смертный час. "Блаженный Авраамий часто собе поминая, како истяжуть душу
пришедшей аггелы и како испытание на воздусе от бесовских мытарств, како есть
стати пред Богом и ответ о всем воздати и в кое место поведут и како во второе
пришествие предстати пред судищем страшного Бога и как будет от Судья ответ и
како огньная река потечет, пожигающи вся"... Здесь опять нас поражает
конкретность образов, художественная наглядность видений... Нельзя не видеть их
внутреннего родства с "метаноическим" типом аскезы. Детали этих видений не
сводимы к Апокалипсису или к книге пророка Даниила. Но оне целиком вмещаются в
обширную святоотеческую и апокрифическую литературу эсхатологического
направления. Так подробности Страшного Суда все находятся в знаменитом слове
Ефрема Сирина "На пришествие Господа, на скончание мира и на пришествие
антихриста". Классическим источником для мытарств на Руси было греческое житие
св. Василия Нового, в видениях Феодоры. Но тогда откуда же гонения на Авраамия,
откуда обвинения в ереси?
Мы
уже понимаем, почему его называют, глумясь, пророком. Эсхатологический интерес,
направленный на будущее - вероятно, чаемое близким - срывает покров с тайны,
пророчествует. Но вот другое обвинение: "глубинные книги почитает". Оно
указывает, что заподозрен был самый источник этих пророчеств: греческая
эсхатологическая традиция. И может быть, не без основания.
Мы
хорошо знаем, как подлинные эсхатологические творения св. отцов (например
Ипполита, Ефрема), обрастали псевдепиграфами и вдохновляли апокрифы, уже
анонимные. В обширной литературе апокрифов эсхатологические темы, быть может,
вообще преобладают. В церкви греческой, а потом и русской циркулировали списки
отреченных книг, запретных для чтения. Но эти списки имели частный
характер, противоречили друг другу, и слабо выполнялись, как свидетельствует
факт сохранности апокрифических рукописей в монастырских библиотеках. При
отсутствии критической школы и филологической культуры задача выделения
апокрифов из святоотеческого наследия была для Руси непосильной.
Что
такое "глубинные" (или "голубинные") книги, мы не знаем в точности. Вернее
понимать под ними космологические произведения богумильской литературы[5].
В средние века богумильство (остатки древнего манихейства) имело огромное
распространение в юго-славянских странах: Болгарии, Сербии, Боснии. Со
славянского юга Русь взяла почти всю свою церковную литературу; не могла она не
заимствовать и еретической, как об этом свидетельствуют богумильские мотивы в
произведениях народной поэзии: сказаниях, легендах и духовных стихах.
Против
св. Авраамия было выдвинуто весьма конкретное обвинение, - с какой долей
доказательности, мы не знаем. В житии его, конечно, нет следов манихейства, ибо
нельзя считать за манихейство суровый, мироотрешенный аскетизм (его мы видим
нередко в Сирии). Если Авраамий читал богумильские книги, то по добросовестному
заблуждению, как и большинство православных русских их читателей. В
преданности его Церкви не может быть сомнений. Но, может быть, св. Ефрем прав
был в оценке гонителей своего духовного отца, и перед нами первая в русской
истории картина столкновения свободной богословской мысли с обскурантизмом
невежественной, хотя и облеченной саном толпы.
Конечно,
богословская культура Авраамия находит свое объяснение в культурном расцвете
Смоленска в эпоху Климента Смолятича и князя Романа Ростиславичя (1161-1180). Но
направление его интересов было иное. И в этом направлении он предуказывает одно
из основных религиозных призваний Руси. Незадачливая в богословии, скоро
позабывшая греческую выучку, древняя Русь из всех богословских тем облюбовала
себе одну: эсхатологическую, - хотя ее развивала больше в произведениях
народной, чем книжной литературы.
Как
патрон духовного просвещения, Авраамий не стоит обособленным среди
русских святых. Рядом с ним всегда вспоминаютя имена св. Стефана
Пермского, Нила Сорского, Дионисия Троицкого, Димитрия Ростовского. Уточняя
сокровенное содержание его науки, мы получаем право сказать, что св. Авраамий
был страстотерпцем православного гнозиса[6].
[Г.П.Федотов] | [Святые Древней
Руси - Оглавление] | [Библиотека "Вехи"]
©
2001, Библиотека «Вехи»
[1] Экзегетика - наука, занимающаяся объяснением и толкова нием библейских и новозаветных текстов.
[2] Средовек - человек среднего возраста
[3] Евхаристия - центральный момент литургии. Во время евхаристического канона происходит таинство Пресуществления, то есть хлеб и вино становятся телом и кровью Христа.
[4] Епитимия - буквально "наказание", "кара". В церковном понимании - наказание, налагаемое духовником на мирянина (поклоны, пост, длительные молитвы).
[5] Богумильская литература - иногда: богомилы. Еретическое движение на Балканах в X-XIV веках характеризовалось дуализмом, близким манихейству.
[6] Православный гнозис - буквально "православное знание". Федотов подчеркивает, что стремление блаженного Авраамия к раз витию православного богословия сделало его мучеником, страсто терпнем.