Подобно
Авраамию Смоленскому, Стефан Пермский занимает совершенно особое место в сонме
русских святых, стоя несколько особняком от широкой исторической традиции, но
означая новые, быть может, не вполне раскрытые возможности в русском
православии. Святитель Стефан - миссионер, отдавший свою жизнь на обращение
языческого народа. Въ наше время не редко можно встретить людей, которые охотно
уступают западным исповеданиям миссионерское служение, как "внешнее дело", не
интересное для православной Марии[1].
Св. Стефан всей своей жизнью опровергает такое понимание православия. Со
служением проповеди св. Стефан соединяет, напоминая здесь Авраамия, влечение к
чистому духовному знанию и в защите своего дела - создания национальной
зырянской церкви - дает (он или его биограф) самое сильное в древней Руси
религиозное обоснование национальной идеи.
Биографом
его был тот же Епифаний Премудрый, который написал и первое житие преп. Сергия.
Младший современник Стефана, он жил одно время вместе с ним в Ростовском
монастыре и, перейдя к преп. Сергию, продолжал встречаться с пермским
миссионером во время посещений последним обители св. Троицы. Стефан и Сергий
были связаны между собой узами духовной дружбы. Отсюда надежный исторический
характер жития св. Стефана, - к сожалению, переполненный сверх всякой меры
риторическим "плетением словес". Автор много видел "своима очима" и, с "самим
(Стефаном) беседовал многажды". Совершенно напрасно он просит прощения за свою
грубость, за то, что в юности "не бывал в Афинах" и не слушал "ни Платоно-вых ни
Аристотелевых бесед".
Св.
Стефан был родом из Устюга Великого, в Двинской земле, которая как раз в его
время (в XIV веке) из Новгородской колониальной территории
переходила в зависимость от Москвы. Русские города представляли островки среди
инородческого моря. Волны этого моря подходили к самому Устюгу, вокруг которого
начинались поселения западных пермяков, или, по нашему наименованию, зырян.
Другие, восточные пермяки ("Великая Пермь"), жили на реке Каме, и их крещение
было дело преемников св. Стефана. Несомненно, что, как знакомство с пермяками и
их языком, так и идея евангельской проповеди среди них относятся к отроческим
годам святого. Стефан был сыном соборного устюжского клирошанина[2]
Симеона. Позднейшее житие устюжского юродивого Прокопия приводит предсказание
Прокопия Марии, жене Симеона, о рождении и святительстве ее сына. Епифаний не
знает этого предания, но знает о быстрых успехах мальчика в грамоте. Стефан
прошел всю грамоту "яко до года", и канонаршил в церкви, научившись "в граде
Устюге всей граматической хитрости и книжной силе". Можно сомневаться в обилии
образовательных средств города Устюга, но в словах Епифания нельзя видеть просто
агиографической формулы. Жизнь Стефана показывает в нем совершенно
исключительное научное призвание. Биограф бегло отмечает рост аскетических
настроений в отроке Стефане, под влиянием св. Писания, чтобы немедленно привести
его в Ростов, где он постригся в монастыре св. Григория Богослова. Знаменателен
самый выбор монастыря: "яко книги многи бяху ту". Монастырь св. Григория,
называемый Затвором, примыкал к самой "епископии" и, находясь в центре города,
был отделен стенами - и, вероятно, строгостью устава - от мира. Предположение о
греческой национальности еп. Парфения, при котором постригся Стефан - в связи с
исконными грекофильскими традициями Ростова - объясняет наличность в
монастырской библиотеке греческих книг, а в монастыре -'• людей,
способных научить юношу греческому языку. Св. Стефан был одним из немногих людей
древней Руси, которые могли читать и говорить по гречески. Вместе с пермским это
давало ему знание трех языков - явление, может быть, не столь редкое в древнем
Киеве, но уже совершенно исключительное на московском севере. По словам
Епифания, Стефан изучил и "внешнюю философию", т. е. какие - то элементы
светских наук, доступные ему в греческих оригиналах, так как славянские переводы
не могли дать этой "внешней философии". Но главным предметом изучения Стефана
было, конечно, св. Писание. Епифаний, который был его сотоварищем, если не
учеником, в этих экзегетических трудах, сообщает много интересного о научной
пытливости Стефана. Он не довольствовался "бедным учением", но любил
"умедливать", "пока до конца по истине не уразумеет" смысл каждого стиха.
Встречая мудрого и книжного старца, он делался его "совопросником и
собеседником", проводя с ним ночи и утра, "распытая ищемых скоропытне".
Записывая свои воспоминания уже по кончине святого Епифаний, один из таких его
совопросников, просит у него прощения за то, "что был ему досадителем,
препирался с ним о каком - нибудь слове, или о стихе, или о строке". Любопытный
образ богословско-экзегетического семинара в древнем русском монастыре.
Греческие
книги, с которыми не расставался Стефан ("присно имяше я у себя") открывали ему
- одному из немногих на Руси - путь к великой византийской культуре. Стефан сам
закрыл для себя этот, очевидно, дорогой ему путь, - и при том не во имя
аскетического дела спасения. Как раз аскетический момент в его житии почти не
выражен. Епифаний не говорит о его монашеских подвигах - давая лишь понять, что
он был истинным монахом - и не влагает в его уста обычных монашеских поучений.
Для биографа преп. Сергия это умолчание не случайно. Св. Стефан отрекается от
высокого идеала познания ради любви. Любви к тем диким язычникам, встреча с
которыми в родном Устюге некогда пронзила жалостью его сердце. Для них он
совершает свое нисхождение из ученого затвора, свой плодоносный кенозис.
Стефан
- эллинист был редким явлением на Руси. Стефан - создатель зырянской
письменности - явление совершенно исключительное. Он не пожелал соединить дело
крещения язычников с их обрусением. Не пожелал и нтти к ним со славянской
литургией, разъясняемой проповедью На народном языке. Он сделал для зырян то,
что Кирилл и Мефодий - для всего славянства. Он перевел для них богослужение и
св. Писание - вероятно, часть его. Предварительно он должен был составить
зырянскую азбуку, н немногие сохранившиеся до нас образцы древнего пермского
Письма показывают, что он воспользовался для него не русским и не греческм
алфавитом, но, вероятнее всего, местными рунами - знаками для зарубок на дереве,
отступив в этом даже от примера первоучителей словенских.
Естественно,
что в своем новом и смелом деле Стефан встретил много противников. Эти "скудные
умы" указывали на неуместность замышлять грамоту "за 120 лет до скончания века"
(7000 г. от сотворения мира[3]).
Если понадобилось, уже лучше было передать зырянам готовую русскую грамоту. Но
Стефан получил благословение высшего иерарха - еп. Коломенского, заместителя
митрополита, - и отправился "яко овца посреди волк" в опасную и дикую страну.
Он, вероятно, имел возможность в своем миссионерском деле заручиться помощью
московской администрации, тех "тивунов, доводчиков и приставов"[4],
на насилия которых ему горько жаловался языческий волхв. 'Но эта московская
помощь как раз могла бы скомпрометировать успехи его проповеди: "От Москвы может
ли добро быти нам ? Не оттуда ли нам тяжести быша, и дани тяжкие и насильства"?
Вот почему Стефан предпочитает идти в пермскую землю один или с немногими
спутниками. Его миссионерские успехи и испытания зарисованы в ряде сцен с
натуры, не лишеных юмора и прекрасно характеризующих наивное, но природно -
доброе зырянское мировоззрение. Сначала мы видим Стефана в небольшом кругу уже
крещеных учеников. Они приходят к нему, рассаживаются и задают вопросы. Но
иногда приходят и некрещеные. Эти его ке любят: они становятся вокруг с
"ослопами"[5],
помышляют его убить или, собрав сухой соломы, "творят запале-ние рабу Божию".
Впоследствии Стефан сам переходит в наступление и начинает разрушать их идолы и
кумирни. Когда он сжег их "нарочитую кумирню", собралось множество зырян с
кольями и топорами. Стефан проповедует им, сам уже готовясь к смерти. Но никто
не решается напасть на него. Обаяние его личности могло покорить детские сердца.
Но и природная кротость этого народа рисуется с большой яркостью. Сами зыряне
так объясняют невозможность поднять руку на московского миссионера: "Обычай лих
имать не творить начало бою", а первым напасть у них не хватает духу.
Разрушение
кумирен было практическим доказательством бессилия языческих богов. То были
простые избы, увешанные шкурами дорогих зверей, в виде приношений богам. Стефан
рубил "обухом в лоб" идола и, расколов на мелкие щепки, сжигал вместе со всем
пушным богатством; не хотел брать себе "части неприязненной" (т. е. бесовской) .
Положительной
пропаганде христианства должна была служить построенная в Усть - Выме, главном
зырянском селении, церковь во имя Благовещения. Стефан украсил ее всяким
украшением, "яко невесту добру" - церковную утварь он привез из Москвы. Сюда
"частили" и некрещеные, не для молитвы, а подивиться "красоте и доброте зданья
церковного". Это была настоящая проповедь красотой. Зыряне были зачарованы, как
некогда послы Владимира в Цареградской св. Софии.
Красотой
привлекались язычники. Для крещеных Стефан предлагал разумное понимание веры.
Всех крещеных, взрослых и детей, он заставлял учить изобретенную им грамоту и
читать Часослов, Осмогласник, Псалтырь[6]
и "прочие книги". В зависимости от успехов он поставлял (получив епископский сан
в Москве в 1379 г.) кого в попы, кого в дьяконы, чтецы или певцы: "и писать
научая их пермские книги, и сам помогая им". Так вместе с Христовой верой, в
стране совершенно дикой зажигается очаг христианской культуры. Ученый Стефан
несет свою науку и в глушь первобытных лесов.
Самый
драматический момент жития св. Стефана представляет его прение с языческим
волхвом Памом, где особенно живописно рисуется контраст наивной пермяцкой веры в
столкновении с библейской ученостью миссионера. Этот Пам, или, вернее,
приспособляющийся к народному уровню и языкуЕпифаний, в русском песенном складе
причитает о долге хранить древние обычаи: "Отеческих богов не оставливайте и
жертв и треб их не забывайте, давния веры не пометывайте"... Москва с ее новой
верой и ее миссионер получают нелестную характеристику, нам уже известную.
Преимущества старой веры над христианством доказываются и положительными тремя
аргументами. Во-первых, "у христиан един Бог, а у нас мнози бози, мнози
поспешницы, мнози поборницы", - явное преимущество, особенно сказывающееся на
охоте. Во - вторых, "у нас един человек, или сам друг... исходит на брань с
медведем"... а у христиан по сту, по двести человек, да и то иногда возвращаются
с охоты без медведя... Третье преимущество, несколько таинственное, заключается
в том, что, "вести у нас вскоре бывают": все, что ни случится "на дальней
стране, на девятой земле", в тот же день и час у вероятно, указание на
магическое ясновидение волхвов.
Какую
силу могли иметь против этих доводов убеждения св. Стефана от божественных
писаний ? Прелись весь день и всю ночь, не ели и не пили, и без всякой пользы -
<аки на воду сеяв". Тогда Стефан предлагает испытание огнем и водою: пройти
сквозь костер и броситься в прорубь. Волхв имел неосторожность согласиться. Но
когда обложили уже огнем крайнюю хижину, и святой взял за руку Па-ма, чтобы
вместе итти на суд Божий, старый колдун не выдержал. "Аз не навыкох преобидети
огонь и воду"; он предполагал, что Стефан научился этому особому виду колдовства
у своего отца. Народ уже готов убить побежденного вождя, который еще вчера имел
неограниченное влияние по всей Пермской земле. Но Стефан отпускает его, обрекая
на изгнание и на отлучение из среды новокрещенного народа.
Победа
над Памом, очевидно, является венцом миссионерских подвигов св. Стефана. Его
биограф, к сожалению, не следит за ростом церковной организации в новом крае.
Местное предание знает много церквей и монастырей, основаных при Стефане.
Сохраняются и иконы, писанные его рукою, - он был и художник. Усть - Вымь
сделалась кафедральным "городом"[7]
новой епархии, которая еще не распространялась при Стефане и на "Великую", т. е.
при-камскую Пермь. Необходимые средства и сотрудников епископ - миссионер
получал, как из родного Устюга, так и из отдаленных Москвы и Новгорода. В
соперничестве Москвы и Новгорода за Двинскую землю Стефан, очевидно, не
становился ни на чью сторону. Из летописи известно, что он предпринял
путешествие в далекий Новгород, прося заступничества у властей новгородских от
набегов вольницы, "ушкуйников", обижавших мирных пермяков. В Новгороде его
приняли почтительно и дали нужные грамоты. Во время неурожая он закупал хлеб в
Вологде и раздавал своей голодающей пастве. Теснее всего он, конечно, связан с
Москвой. В Москве он бывал не редко, и по делам епархии, и по вызову митрополита
для участия в общецерковных делах (Собор 1390 г.). В Москве он и скончался во
время одной из своих поездок, тихо уснув, без страданий, 26 апреля 1396 г. Там
же и схоронили его в кремлевском монастыре Спаса на Бору.
Житие
св. Стефана заканчивается длинным "плачем" пермских людей, пермской церкви и
самого автора, Епифа-ния. Мы уже говорили, что одной из особенностей этого жития
является отсутствие типично - аскетических подвигов и поучений - вплоть до самой
кончины святого. Культурно - миссионерский труд, связанный с делом, любви
покрывает все. Особенный интерес представляет попытка Епифания оправдать смелое
деяние Стефана: основание национальной пермской церкви с зырянским богослужением
и письменностью. Материалами для историке - философских размышлений Епифания
служат пролог Нестора к житию Бориса и Глеба и повесть болгарского черноризца
Храбра "о письменах". Все, что древние авторы говорят в злщиту славянской
письменности и религиозного призвания русского народа, Епифаний относит к
пермской азбуке и народу. Пермяки, как и русские славяне - работники
одиннадцатого часа, призванные Богом в конце времен, за сто двадцать лет до
преставления мира. Их азбука славнее греческой, ибо она, как и славянская, есть
создание святого. Размышления Нестора могли быть истолкованы, как проявление
юной национальной гордости, как выражение скрытого грекофобства. Епифаний, (т.
е., конечно, сам Стефан, идею которого выражает биограф) смирил себя и свое
национальное сознание перед национальной идеей другого - и сколь малого -
народа. Только теперь религиозное обоснование национальной культуры, завещанное
Нестором Руси, получает свой глубокий универсальный смысл. Чуждая греческой
церкви, как и римской, национально - религиозная идея является творческим даром
русского православия. Идеально - реалистический образ "Пермской Церкви",
скорбящей о Стефане, дает метафизическое обоснование национальной идее. Только
славянофилы и В. Соловьев в XIX веке разовьют и философски укрепят идею Стефана
- идею древней Руси, искаженную в Москве XV ст. византийской реакцией
универсального царства. Пусть дело Стефана как раз в этой части своей - создание
национальной зырянской церкви - оказалось нежизненным, за слабостью культурных
сил нового христианского народа. Идея его оказывается насущно - жизненной для
нас, в XX веке, как принцип нового построения разрушенного единства
православного мира.
Миссионерская
деятельность св. Стефана сочеталась со служением зырянскому народу. В житиях его
святых преемников по Пермской кафедре мы видим верность тому же служению. Св.
Герасим и св. Питирим отдали жизнь за свою зырянскую паству. Мирные крещеные
пермяки отовсюду окружены врагами: с одной стороны, воинственные вогуличи,
язычники, с другой - разбойничьи набеги православной Вятки. Епископам приходится
увещевать вятскую вольницу, ходить к язычникам, чтобы добиваться мира с
вогуличскими князьями. Св. Герасим был убит новокрещеным вогуличем. Питирим
погиб во время одного из набегов, и предание ярко рисует его жертвенную смерть.
Епископ, после литургии в Усть - Вымском соборе, говорит проповедь народу, под
открытым небом, на мысу у реки за чертой городских укреплений. В это время
поднимаются по реке воины князя Асыки. Паства разбегается, ища спасения в
городе. Но св. Питирим, благословив их, остается на молитве, чтобы встретить
убийц словами увещания. Он был убит (1455), но Усть - Вымь оказалась
непоиступной для вогуличей.
Третий
из святых пермских епископов Иона завершил обращение пермяков, предприняв
миссионерские путешествия в область еще независимой Великой Перми, по Каме и ее
притокам. Он тоже терпел сначала не мало обид, пока не крестил пермского князя и
с помощью его не начал систематического разрушения язычества.
В
предыдущей главе мы говорили о других русских епископах - миссионерах. Закончим
эту главу, посвященную величайшему из русских миссионеров, упоминанием о
нескольких иноках, бравших на себя апостольское служение. Преп. Трифон
Печенгский (•{• 1583) не был еще ни священником, ни монахом, когда оставил свою
новгородскую родину, чтобы на далеком севере, на Кольских берегах проповедывать
слово Божие в "лопи дикой". Не имея священного сана он долго ждал из Новгорода
иерея, и построенная им церковь стояла без пения. Он даже не решался крестить
обращенных язычников. Наконец, он нашел себе духовного сотрудника, иеромонаха
Илию, который освятил церковь Св. Троицы и постриг самого миссионера. Так было
положено начало самой северной из русских обителей, Печенгской, которая до
последнего времени была духовным и хозяйственным центром дикого края.
Одновременно
со св. Трифоном тем же лопарям про-поведывал евангелие соловецкий монах
Феодорит, не канонизованный Церковью, но житие которого сохранено его духовным
сыном князем Курбским.
Напрасно
говорят, что русская церковь не дорожит миссионерским служением. Начиная с
Ростовских святителей Леонтия и Исаи, с преп. Авраамия Ростовского и мученика
Кукши, просветителя вятичей, - до епископа Николая, основателя Японской
православной церкви в конце XIX века, русская церковь не переставала давать
апостолов Евангелия, лучшие из которых умели отделять служение вселенскому делу
Христову от национально - государственных обрусительных задач.
[Г.П.Федотов] | [Святые Древней
Руси - Оглавление] | [Библиотека "Вехи"]
©
2001, Библиотека «Вехи»
[1] Православная Мария - в данном случае Федотов имеет в виду евангельский рассказ о двух сестрах - Марфе и Марии, которые почитали Иисуса Христа. Он часто гостил у них и у брата их Лазаря. Однажды он беседовал с Марией, в то время как Марфа хлопотала по дому. Она раздраженно обратилась к гостю, чтобы он указал сестре на необходимость помочь ей. На что последовал ответ Христа: "Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее". (Лука, гл. 10, ст. 41, 42). Православную Церковь (восточную) часто упрекали в уходе в созерцательную, молитвенную жизнь и в презрении насущных дел, в том числе и миссионерских. Именно поэтому Федотов избрал этот евангельский образ.
[2] Клирошанин - один из низших служителей церкви, обычно чтец или певец церковного хора, который поет на клиросе.
[3] 7000 г. от сотворения мира - в Древней Руси летосчисле-ние до реформ Петра I велось от начала сотворения мира. В средние века это была условная дата, искусственно вычисленная из данных Библии. Чтобы определить необходимую дату, необходимо вычесть от предлагаемого числа 5507 или 5508 лет.
[4] Тивун - судья низшей категории, иногда - приказчик, управитель. Доводчик - доносчик, фискал. Пристав - надзиратель.
[5] Ослопы - в данном случае жерди.
[6] Часослов - церковно-богослужебная книга, содержащая: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню и часы. Осмогласник, или Октоих,- церковно-богослужебная книга, содержащая в себе стихиры, каноны на каждый день недели, распределенные на восемь напевов, или гласов.
[7] Кафедральный город - город, в котором находилась епископская кафедра. Иначе говоря, Усть-Вымь стала духовным центром новой епархии.