[Исторический раздел] | [Оглавление] | [Библиотека «Вехи»]
сочинение
ПИСАТЕЛЯ VII ВЕКА.
______
ОТДЕЛ
III.
Глава
XXXIV.
Нашествие
агарян и происшествия в Греции.
Снова
стану рассказывать о бедствиях, постигших наше время. О том, как изодрался
покров старой веры; о дуновении на нас смертоносного ветра, который зноем своим
иссушил великолепные, красивые, покрытые листьями, деревья молодого рассадника.
По делом было нам. Согрешили мы перед Господом и разгневали св. Израиля. Он
говорил: «если согласитесь повиноваться мне, съедите блага земли, но если не
захотите слушаться меня, меч съест вас, ибо уста Божии говорили это». Видим этот
вихрь и на Вавилоне и на всей земле, ибо Вавилон — мать всех народов и царство
его царство стран северных. Южнее их живут индейцы и народы, обитающие страны
великой пустыни, дети Авраама, от Агари и Хетуры рожденные: Исмаил, Амрам
(Зомвран), Мадан (Мадала), Мадиам, Иексан (Иезан), Езбор, Мелисаве; дети Лота:
Амон и Моаб; дети Исава т.е. едомиты, и другие на южных пределах индейцев, на
севере великой и страшной пустыни, где обитали Моисей и сыны Израиля, о которой
говорит пророк: «как вихрь пойдет с юга, так пойдут они из страшного места —
пустыни». Это та великая и страшная пустыня, откуда вышел крутящийся вихрь этих
народов и завладел всей землей, попрал ее ногами и поразил. И исполнилось
речение: «четвертый зверь означает четвертое царство на земле; оно превзойдет
злодеяниями все царства, и всю землю обратит в пустыню».
Что
мне сказать о смутах и бедствиях царства греческого, которое никогда не отдыхало
от междоусобных войн; о кровопролитном истреблении главных мужей и сенаторов
государства, о которых говорили, будто они покушались на жизнь государя. За это
перерезали всех важных мужей, и не осталось в государстве мужа мудрого, ибо
истребили совокупно всех жителей страны и всех князей царства. Убили Георгия —
магистра и Мануила, мужа добродетельного, тестя аспета Смбата, сына (внука)
великого Смбата, прозванного Хосров-Шум. Многие говорили, что видели ночью
зажженые свечи на том месте, где был убит Мануил. Отправили в изгнание Смбата,
любимого всем войском военачальника. Войско его принудило его к восстанию вслед
за происшествиями, а царю на него донесли, будто он говорил, «что надо отмстить
за кровь магистра».
Смбат
был начальником войск фракийских князей, а Мануил исправлял в Константинополе
должность магистра. Царь не призвал к себе магистра смело, по праву своей
власти, страшась возмущения войска, но призвал к себе аспета Смбата и заклинал
его крестом Господним, который носил при себе, чтоб он никому не открывал тайны.
Он отпустил его к войску своему, с тем чтоб он мирно поговорил с магистром и
обманом увел бы его. Смбат прибыл к войску, но не мог обмануть Мануила, потому
что тот уже знал о цели прибытия Смбата. Тогда он говорил со всеми начальниками
войска, и показал им повеление царское. Ни князья, ни войско не захотели
сопротивляться повелению царскому, и предали Мануила в руки посланных, а те
связав его повели пред царя. Вот почему войска фракийских князей помышляли ему
(Смбату?) смерть и донесли на него, как на мятежника, чтоб он умер. Но царь
пощадил его, и спас его, удалив от них[1].
© 2004,
Библиотека «Вехи»
[1] Нам кажется, что здесь говорится о том Мануэле, которому император Ираклий
поручил правление Египтом. Он был армянского происхождения, по мнению Теофана
(стр. 280) и вероятно из рода Мамиконьян. Когда Амру завоевал Египет, то Мануэль
должен был спастись бегством в Константинополь, но в 646 г. он снова явился под
стенами Александрии, взял ее и укрепил. Возвратившийся Амру после упорной осады
отнял этот город у римлян. Мануэль во второй раз должен был спасаться бегством.
О дальнейшей его участи ничего не говорят греческие
писатели.
Смбат,
сын Вараз-Тироца, внук знаменитого Смбата, марзпана Гиркании. В начале он
занимал должность при дворе, после того был главнокомандующим войсками,
расположенными во Фракии. Неизвестно, о каком заговоре говорит автор. Смбат
вскоре был назначен кюропалатом Армении в то время, когда арабы наводнили ее
своими отрядами. Об
этом Смбате см. Гевонда — История
халифов, гл. III.