[Св.Григор Нарекаци] | [Библиотека
«Вехи»]
ЖИТИЕ БЛАЖЕННОГО МУЖА
БОЖЬЕГО ГРИГОРА НАРЕКАЦИ
Святой отец наш,
богодарованный священник и монах Григор подвизался в Нарекской обители, что в
Армении, в Васпураканской области, при ромейских царях Василии и Константине,
владевших Армянской страной, в царствование в Васпуракане в 983 г.
благочестивого Сенекерима из [рода] Арцруни и в патриаршество владыки Ваана. Он
был сыном дочери брата отца Анании, отшельника-учителя и настоятеля Нарекского
монастыря, который растил и воспитывал блаженного Григора с его старшим братом,
по имени Ованес, с детства обучая их Священному писанию. По смерти же брата
Григор один продолжал подвижничество на поприще добродетельных дел, с неутолимой
жаждой предаваясь чтению. Став обителью св. Духа и в совершенстве овладев даром
знаний, он по просьбе монашествующих братьев принялся за Книгу молитв[1]
и написал 95 речей, помимо которых мы располагаем также следующими сочинениями
блаженного: «Историей животворного креста», дарованного царями и привезенного в
Армению в Апаранский монастырь, посвященной упомянутому таинству. Он написал
также «Похвалу» тому же святому кресту акростихом, после чего «Похвалу святой
Богородице», а также «Похвалу всему чину апостольскому» и «Похвалу св. Иакову,
епископу Низибинскому». Мы имеем и его краткое толкование Песни песней и
проповеди на праздники таинства св. Духа, креста и церкви. В числе молитвенных
сочинений - «Слово о Звонаре» и «О святом очистительном елее». Все это он
оставил церкви Христовой как живую память о себе, сам же покинул сей мир и
удалился в город вечно живых, не завершив своего жизненного пути, а умерев здесь
молодым. Пречестное тело его погребено в том же Нарекском монастыре, недалеко от
церкви св. девы Сандухт[2].
Молитвы его, зажегшие в сердце моем огонь, молю, Христос, услышь и по
заступничеству святого отца нашего прими с миром, и тебе слава вечная.
Аминь.
ЖИТИЕ ГРИГОРА НАРЕКАЦИ
В сей день память святого Григора
Нарекаци. Святой отец наш благодатный вардапет Григор, сын владыки епископа
Хосрова Андзеваци, родом был из области Андзевацик. Он подвизался во времена
великого греческого императора Василия и его брата Константина, которые правили
страной Армянской. Васпураканом же владел благочестивый царь Сенекерим Арцруни.
Начиная с Сасуна до Вана в Васпуракане и с Севана до Нуана, с [крепости] Амюк до
области Артаз - все эти подвластные Сенекериму земли именуются Васпуракан. Ему
подчинялись также [земли] Востана и Рштуника до Салмаста и Джуламерика и земли
до Тухаджура, которые Сенекерим передал греческому императору Василию вместе с
1000 крепостями, 4000 селами, девятью городами и 900 монастырями. Вместо них он
получил Себастию с ее епархиями и туманами. Сенекерим оставил родную землю и с
14000 всадников с их семьями и детьми отправился в Себастию, захватив с собой
святой Варагский крест. Но пока Сенекерим занимал отеческий престол и владел
монастырями и востанами, святой вардапет Григор оставался в Нарекском монастыре,
воспитываемый и обучаемый вместе с братом Ованесом у блаженного вардапета
Анании, сына дочери брата отца Григора и Ованеса. Вардапет Анания взял их в
Нарекский монастырь со [своим] родным сыном. И Григор с неутолимой жаждой изучал
Божественное писание, благодаря чему стал обиталищем св. Духа, превзойдя даром
знания многих, и можно даже сказать всех, если не дерзость так говорить. Он
положил начало святости и по просьбе святых монахов написал молитвенные
сочинения - 97 речей. Кроме этого числа, мы имеем похвальные его речи, сказанные
[в честь] св. Богоматери, и св. апостолов, и св. Иакова, патриарха Низибинского,
«Историю Апаранского креста», который был привезен из [страны] греков в Армению,
и его похвальные речи, написанные в алфавитном порядке, а также Толкование Песни
песней, которая написана сладкозвучным и ясным языком Соломона. Что же нам
сказать о его гимнах, проповедях на Господние праздники, [поминовение] святых
мучеников, сладкозвучных мелодиях и тагах, напетых в разных гласах!
Он заботился и пекся о единстве св. церкви и желал вновь установить и возобновить отвергнутые по нерадению и плотоугодию предводителей правила святой [церкви]. Вследствие чего его хулили грубые и жестоковыйные люди и объявляли еретиком. И вот собрались епископы и князья с азатами и танутэрами и послали за ним, дабы учинить над ним суд и покарать ссылкой как еретика. И к святому пришли посланные ими [люди], чтобы увести его с собой. Но он сказал им:
− Давайте сначала отведаем [чего-нибудь],
а потом двинемся в путь.
Он велел зажарить двух голубей и принес положил на стол перед ними, [предлагая] отведать. Была пятница. Это у пришедших еще более усилило подозрения, и они сказали:
− Вардапет, разве сегодня не пятница?
А он будто не помнил и говорит:
− Братья, простите мне мой грех. Я не знал, что сегодня пост.
И, обратившись к жареным голубям,
[промолвил]:
− Восстаньте и летите к своей стае, ибо
сегодня пост.
В тот же миг, как только святой произнес
эти [слова], голуби ожили, оперились и на глазах у всех улетели. Увидев это чудо
[посланцы] поразились, пали ниц перед ним и, вознося хвалу Богу, просили об
отпущении грехов. Они пошли и рассказали о случившемся чуде, и [те], умолчав о
своем злом намерении, назвали его ожили, оперились и на глазах у всех улетели.
Увидев это чудо, вторым Просветителем и вторым Чудотворцем. Подобным
чудотворением и правоверной мыслью, суровой жизнью и божественной проповедью
сиял он в мире как солнце. Но он не прошел [всего] своего пути в этой жизни, а
скончался в молодом возрасте в 452 г. нашего летосчисления[3]
; когда завершился девятый юбилей нашего летосчисления, мы вступили в десятый и
прошло еще два года. В этот самый год преставился изумительный и чудесный муж
Божий св. Григор.
Святое тело его положено в том же
Нарекском монастыре, примыкающем к святой церкви, построенной во имя св.
Сандухт. Оно творит много чудес во славу Христа и св. Григора. Поведаем об одном
из них.
В последние времена Нареком владел некий
курд. Курд сей дал своему крестьянину наседку и попросил вывести цыплят. Жена
крестьянина подложила под наседку яйца, и та вывела цыплят. [Как-то] курица три
дня с цыплятами [где-то] пропадала. И вот, спасаясь от дождя, она влезла под
жернов, прикрепленный к стене. Происками лукавого жернов упал на курицу с
цыплятами и раздавил их. Женщина, посадившая курицу на яйца, испугавшись гнева
курда, возложила свои надежды на Бога и обратилась с молитвой к святому Григору.
Она взяла дохлую курицу с цыплятами и, прикрыв ситом понесла и с верой положила
на могилу св. Григора, а сама пошла мыкаться по своим делам, мысленно обращаясь
с мольбой к Богу и св. Григору. И вдруг по прошествии часа она увидела шедшую ей
навстречу с кудахтаньем ожившую курицу с цыплятами. Изумившись, все восславили
Бога и оживителя цыплят св. Григора, которым да будет благословен
Бог.
[Св.Григор Нарекаци] | [Библиотека
«Вехи»]
© 2003, Библиотека
«Вехи»
[1] Имеется в виду «Книга скорбных
песнопений».
[2] Развалины
Нарекаванка сравнительно недавно сравняли с землей, а на его месте возвели
турецкую мечеть, как и совершенно недавно на месте могилы Нарекаци был построен
хлев.
[3] 452 г. армянского
летоисчисления соответствует 1003
г.