[Библиотека «Вехи»]

 

П. В. Добросельский[1]

 

«о происхождении

человека,

первородном грехе и

искусственном зарождении»[2]

 

Посвящаю сей труд своей любимой жене, ведущей богобоязненное житие и украшением которой является не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красотекроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом (1 Петр. 3: 2-4). Благодаря ее помощи,а также христианскому терпению, и была написана эта книга.

 

СОДЕРЖАНИЕ

От автора
От издательства

Отзыв

Предисловие

 

Часть 1.  О происхождении (создании) человека

 

Введение.  О сотворении мира вообще

     а)  Побуждение к творению и его цель

     бПоследовательность творения

Глава 1.  Особенности создания человека

     1.1.  Место человека в творении Божием

     1.2.  Об образе и подобии Божием в человеке

Глава 2.  Создание человека

     2.1.  О понятиях: творение, создание, преобразование, рождение

     2.2.  О создании Адама

     2. 2.1.  Обзор мнений

     2.2.2.  Анализ мнений

     2.3.  О создании Евы

Глава 3.  Назначение человека и цель его жизни

Список цитируемой литературы

 

Часть 2.  О первородном грехе и его последствиях (с учетом возможности искусственного зарождения)

 

Введение

     А)  Общие сведения о первородном грехе

     Б)  Краткий обзор некоторых  учений (отличных от православного) о

 первородном грехе в авраамических религиях

          Б.1.  Римо - католическое учение

          Б.2.  Протестантское учение

          Б.3.  Иудейское учение

          Б.4.  Исламское учение

     В)  Постановка задач

Глава 1.  Состояние прародителей в раю

     1.1.  О физическом состоянии прародителей

     1.2.  О духовном состоянии прародителей

Глава 2.  Первая заповедь в раю

Глава 3.  Грехопадение прародителей в раю (первородный грех)

     3.1.  Аспекты первородного греха

          3.1.1.  О свободной воле человека

          3.1.2.  Об искушении дьяволом

          3.1.3.  Об ограниченности естества прародителей

     3. 2.  Почему в природе человека заложена  возможность греха

     3.3.  О виновности прародителей в грехопадении

     3.4.  К вопросу об используемой терминологии

Глава 4.  Грех и зло

     4.1.  О понятии «грех

          4.1.1.  О различных точках зрения на формирование понятия «грех»                                                      

          а)  Первая точка зрения

          б)  Вторая точка зрения

          в)  Третья точка зрения

г)  Четвертая точка зрения

            4.1.2.  О механизме (процессе) возникновения греха в человеке

     4.2.  О понятии «зло

Глава 5. Последствия первородного греха для прародителей и

их потомков (рода человеческого

     5.1.  О смерти духовной и физической

     5.2.  Об искажении образа Божиего в человеке

     5.3.  О страстях

          5.3.1.  Общие сведения

          5.3.2.  Классификация страстей

     5.4.  О соотношении  духовного и физического состояния человека до и

     после грехопадения в раю

Глава 6.  Причина передачи последствий первородного

греха потомкам Адама и Евы

     6.1.  Различные точки зрения на причину передачи последствий

первородного греха от родителей к детям

          6.1.1.  Первая точка зрения

6.1.2.  Вторая точка зрения

6.1.3. Третья точка зрения

     6.2.  Классификация точек зрения

Глава 7.  Способ передачи последствий первородного греха

     7.1.  О страстности рождения

     7.2.  О браке и супружеских отношениях

     7.3.  О клонировании

     7.4.  О физической смерти

     7.5.  О некоторых особенностях наследственной преемственности

духовных и телесных качеств

     7.6.  Определяет ли наследственность судьбу (жизнь) человека

     7.7.  О Крещении

Глава 8.  К вопросу о безгрешности Иисуса Христа

Послесловие

Приложение 1. Поддерживали ли прародители в раю свою

физическую жизнь вкушением плодов с дерева жизни

Приложение 2.  О возникновении порочных помыслов у Адама и

Евы до вкушения ими запретных плодов

     Тематические цитаты

Приложение 3. О грехе

     Тематические цитаты

Приложение 4.  К вопросу о толковании Рим. 5: 12-15

Приложение 5.  О страстях, как источниках греха

     Тематические цитаты

Приложение 6.  О наследственности

     6. 1.  Общие сведения

     6. 2.  Тематические цитаты

Приложение 7.  Примеры некоторых типов временного разъединения

души и тела, не приводящих к физической смерти

     7. 1.  Разъединение души и тела при клинической смерти

          7. 1. 1.  Общие сведения

7. 1. 2.  Примеры

     7. 2.  Разъединения души и тела, не связанные с клинической  смертью

     (расстроенностью) тела

Приложение 8.  О возрастании греха (возрастании зла) в роде

 человеческом

Приложение 9.  Почему Иисус Христос назван первенцем из умерших

(первенцем из мертвых)

Приложение 10.  К вопросу о всеобщем воскресении

Список цитируемой литературы


«Благовест»

москва, 2008

 

[Библиотека «Вехи»]

© 2008, Библиотека «Вехи»



[1] Петр Владимирович Добросельский — православный, прихожанин Никольского храма в селе Ромашково Одинцовского района Московской Епархии.

Родился в 1948 году в г. Москве. Окончил МАИ и аспирантуру при МАДИ, кандидат технических наук, автор более ста печатных работ по научно-техническим направлениям, в том числе более пятидесяти изобретений. Автор книги «Очерки православной антропологии. О первородном грехе и искусственном зарождении» выпуска 2007 г.

[2] Книга «О происхождении человека и первородном грехе» является вторым выпуском предлагаемой автором религиозно-философской серии «Очерки православной антропологии».    

В первой части книги рассказывается об общих аспектах сотворении мира и особенностях создания человека. Анализируется соотношение образа и подобия Божиего в человеке. Рассматриваются различные мнения по вопросу толкования слов: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2: 7) и предлагается новый вариант понимания этих слов.

Вторая часть книги посвящена первородному греху. В ней рассказывается о грехе Адама и Евы в раю и его последствиях для них и их потомков. О том, каким образом грех вошел в мир. Кто из действующих лиц ответственен за него и почему. Какое отношение имеют к падению прародителей их нравственная свобода, искушение дьяволом, душевные силы: сердце, ум и воля. Рассматриваются: понятия «грех» и «зло»; причина и способ перехода последствий первородного греха на потомков, вообще и в случае искусственного зарождения (искусственного оплодотворения и клонирования), в частности; влияние греховной наследственности и личной духовности на судьбу человека. В книге затрагиваются и другие темы, в том числе: роль чувств, ума и воли в выборе нравственной направленности поступков; вопросы супружеских отношений; общий механизм физической смертности (смерти тела). По сравнению с ранее изданной книгой «П. В. Добросельский. Очерки православной антропологии. О первородном грехе и искусственном зарождении. Оранта, Киев, 2007» данная часть существенно дополнена различными материалами, касающимися как непосредственно первородного греха, так и связанных с ним тем.

Некоторые вопросы, рассматриваемые в книге, являются дискуссионными. Данная работа адресована всем, кто интересуется христианским учением о человеке.

 

© Макет, оформление — «Благовест», 2008

© Текст, составление — П.В. Добросельский, 2007

© Электронная публикация — Библиотека «Вехи», 2008
(Разрешение автора на публикацию получено.)