|
|
|
|
|
Розанов (Василий Васильевич) - философ,
публицист и критик, родился в Ветлуге в
1856 году, окончил курс в Московском
университете по филологическому
факультету, был учителем истории и
географии в брянской прогимназии,
елецкой гимназии и бельской
прогимназии; с 1893 года служит в
центральном управлении
государственного контроля.
Неудовлетворенный схемой
университетских дисциплин, лишенных
цельности и последовательности, Р. в
обширном труде "О понимании. Опыт
исследования природы, границ и
внутреннего строения науки как
цельного знания" (Москва, 1886) дает
план возможного понимания или познания
мира, определенный изучением
первоначального строения ума, которому
соответствует строение мира. Все
познаваемое распределено в понимании,
содержится в его формах, но только еще
закрытое, непознанное; понимание
завершает деятельность разума и дает
ему успокоение. Всестороннюю критику
утилитаризма Р. дал в статье "Цель
человеческой жизни" ("Вопросы
философии", 1892, кн. 14 и 15);
эстетические воззрения Р. изложены в
книге "Красота в природе и ее смысл"
(Москва, 1894), написанной по поводу
взглядов Вл. С. Соловьева
.
Гораздо больше внимания Р. посвятил
философии истории, в связи с запросами
и требованиями современности. ("Религия
и культура", сборник статей, Санкт-Петербург,
1899). Выступив на это поприще статьей "Место
христианства в истории" ("Русский
Вестник", 1890, 1 и отд.), Р. обнаружил
довольно определенную славянофильскую
окраску в духе К.Н. Леонтьева
и,
наконец, выступил решительным
противником некоторых основных идей
догматики. Статьи Р. о браке (1898) были
поворотным пунктом в этом отношении.
Много было сказано здесь такого, что
повергало в неподдельное изумление как
единомышленников, так и противников Р. (по
его мнению, например, день Ходынской
катастрофы есть вместе с тем и
счастливый день русской истории).
Нельзя не признать, однако, что
встречающееся у Розанова своеобразное
освещение исторических событий будит
мысль неожиданными параллелями и
взглядами. То же самое следует сказать
и о статьях его педагогического
содержания, собранных в книге "Сумерки
просвещения" (Санкт-Петербург, 1899).
Критикуя современный строй школы и
воспитания, Р. находит, что во всех
борющихся системах воспитания
нарушены три принципа образования:
принцип индивидуальности, требующий,
чтобы как в образуемом, так и в
образующем была сохранена
индивидуальность; принцип целости,
требующий, чтобы всякое входящее в душу
впечатление не прерывалось до тех пор
другими впечатлениями, пока оно не
окончило своего взаимодействия с ней;
наконец, принцип единства, состоящий в
требовании, чтобы образующие
впечатления были все одного типа. В
своих, порой блестящих и всегда крайне
парадоксальных, критических статьях Р.
занимался почти исключительно
Достоевским и
Гоголем :
"Легенда о Великом инквизиторе Ф.М.
Достоевского, с присоединением двух
этюдов о Гоголе" (Санкт-Петербург, 1893)
и "Литературные очерки", сборник
статей (Санкт-Петербург, 1899). О Р.
существует много полемических отзывов,
из которых наиболее известна статья Вл.
С. Соловьева "Порфирий Головлев о
свободе и вере" ("Вестник Европы",
1894 год, 2). Его новейшие труды: "В мире
неясного и нерешенного" (СПб., 1901), "Природа
и история. Сборник статей" (ib., 1900), "Семейный
вопрос в России" (ib., 1903). Я. К.
|