[Вл.С.Соловьев] | [Оглавление] | [Библиотека «Вехи»]

 

Вл.С.Соловьев

ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ГЛАВА 2
О
ЦЕРКВИ

Должное отношение между Божеством и природой в человеке, достигнутое лицом Иисуса Христа как духовного средоточия или главы человечества, должно быть усвоено всем человечеством, как телом Его.

Человечество, воссоединённое со своим божественным началом во Христе, есть церковь — живое тело божественного Логоса, воплощённого, т. е. исторически обособленного в богочеловеческой личности Иисуса Христа.

Это тело Христово, являющееся сперва как малый зачаток, в виде немногочисленной общины первых христиан, мало-помалу растёт и развивается, чтобы в конце времён обнять собою всё человечество и всю природу в одном вселенском богочеловеческом организме; потому что и остальная природа, по словам апостола, с надеждой ожидает откровения сынов Божиих; ибо тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего её в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы сынов Божиих; ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне.

Это откровение и слава сынов Божиих, которой с надеждою ожидает вся тварь, есть полное проведение свободной богочеловеческой связи во всём человечестве во все сферы его жизни и деятельности; все они должны быть приведены к богочеловеческому согласному единству, должны войти в состав свободной теократии, в которой вселенская церковь достигнет полной меры возраста Христова.

Таким образом, исходя из понятия церкви как тела Христова (не в смысле метафоры, а метафизической формулы), мы должны помнить, что это тело необходимо растёт и развивается, [380] следовательно, изменяется и совершенствуется. Будучи телом Христовым, церковь доселе ещё не есть Его прославленное, всецело обожествлённое тело. Теперешнее земное существование церкви соответствует телу Иисуса во время Его земной жизни (до воскресения), — телу хотя и являвшему в частных случаях чудесные свойства (каковые и церкви теперь присущи), но вообще телу смертному, материальному, не свободному от всех немощей и страданий плоти, — ибо все немощи и страдания человеческой природы восприняты Христом; но как во Христе всё немощное и плотское поглощено в воскресении духовного тела, так должно быть и в церкви, Его вселенском теле, когда она достигнет своей полноты. Тогда в ней всё духовное будет вполне воплощено и всё материальное вполне одухотворено. Но и теперь она, как живое тело Христово, уже обладает начатками будущей совершенной жизни.

Духовная жизнь человечества хотя есть высшая ступень сравнительно с природною жизнью, но необходимо имеет с нею некоторые общие свойства, принадлежащие всяком жизни. Всякая действительная определённая жизнь требует и определённой формы, ей соответствующей; так, напр., физическая жизнь человека не может проявиться в форме моллюска или дерева, а требует формы человеческого тела. Жизнь мы находим в живом теле; оно же не есть простой агрегат отдельных частей и элементов (клеточек, волокон, тканей), а представляет известный способ сочетания всех этих элементов, в силу которого каждый из них в определённой связи со всеми другими получает своё место и жизненное назначение. Таким образом, во всяком живом теле мы различаем: 1) совокупность отдельных частей и элементов, из которых может быть составлено это тело; 2) органическую форму, образующую из них действительное тело; 3) самую деятельную силу жизни, выражающуюся во всех отправлениях и движениях частей, подчинённых единству целого. Без этой деятельной силы мы имели бы только мёртвое тело, но без образующей формы не имели бы совсем никакого тела.

Религиозная жизнь христианского человечества, как и всякая жизнь, требует определённой формы и находит эту форму в церкви. Согласно слову Божию, познавая церковь как живое тело Христово, мы различаем в ней: 1) множественность отдельных людей, из которых она слагается; 2) единую образующую форму, [381] соединяющую их в одно целое, и 3) всеединое действие Духа Божия, которым живёт и движется это целое во взаимодействии всех частных даров и служений. Ясно, что если церковь не может быть без людей и без Духа Божия, то точно так же не может она быть и без образующей формы, посредством которой Дух Божий действует в людях, как членах одного целого, помимо их личной ограниченности. Принимающие эту всеобщую и неизменную форму божественного действия, образуемые ею во Христа или входящие в живое тело Христово, не могут своими частными и преходящими недостатками нарушать вечного достоинства церкви как целого. Даже и в физическом теле отдельные члены его могут быть поражены и парализованы, а всё тело живёт и действует, и воздействием своей жизни может исцелить и поражённые члены. Тело необходимо умирает только тогда, когда поражены основные его части — голова и сердце. Но голова и сердце церкви — Христос и Богородица — находятся в вечном мире и поражены быть не могут.

Из порочных слагаемых не может произойти святого и непорочного целого: и если бы церковь была только собранием отдельных людей, то она не могла бы быть святой и непорочной, так как безгрешных людей на земле не существует. Но видимая церковь получает свою жизнь и силу помимо грешных людей от самого Христа, в котором обитает вся полнота Божества телесно, чрез посредство Пресвятой Всенепорочной Девы и всей невидимой церкви святых: поэтому наши людские несовершенства никак не могут упразднить святость церкви. А затем уже для нас, людей, принадлежащих к церкви, но не образующих её, является нравственная задача стараться о соответствии и сообразовании нашей жизни с жизнью божественной, начаток и образ которой мы получаем чрез священные формы видимой церкви. Это есть цель христианской деятельности — исполнение церкви в людях или наступление царства Божия на земле. Эту цель мы не должны принимать за действительность, ибо в действительности царство Божие на земле ещё не исполнилось, и Бог царствует более над людьми, нежели в людях.

Для достижения же цели — царства Божия на земле, может ли человек, должен ли он полагаться на свои собственные силы, на порывы личного чувства, на своё индивидуальное толкование священ-[382]ных текстов и т. д., или же он должен опереться на что-нибудь более прочное, более могущественное и более совершенное, чем он сам и ему подобные? Нужно ли отвечать на такой вопрос? Пока человек остаётся и утверждается в своей ограниченности и отдельности, в нём нет Бога; а чтобы выйти из этой ограниченности, он должен обратиться к тому, что больше и выше, чем он сам. Это большее и высшее, чем он сам, человек находит в церкви со стороны её божественного основания и формы. Всё, что человек берёт или даёт, как своё, т. е. как идущее от него самого, есть необходимо условное и ограниченное именно потому, что оно идёт от условного и ограниченного существа; напротив, всё, что даётся вселенскою церковью, тем самым имеет безусловную форму (форму безусловности) именно потому, что это есть не личное, а церковное, значит Христово, значит Божье. Царство Божие должно быть достигнуто Божиими путями, и эти пути открывает нам церковь. Для осуществления царства Божия на земле человеку нужны: 1) истинная вера в Бога, 2) праведное отношение ко всем людям и 3) целесообразная власть над материальной природой. Но для того, чтобы иметь истинную веру в Бога, нужно находиться в истине и иметь ум Христов, а отдельный человек, оставаясь и утверждаясь в своей отдельности, не находится в истине и ума Христова не имеет: поэтому, чтобы иметь истинную веру, он должен согласовать свои мысли и мнения с вероучением Церкви, носящей ум Христов; вселенская формула откровения, именно как вселенская, есть безусловная форма для нашей веры, ручающаяся за достоверность того, во что мы в ней верим, ибо и в происхождении этой формулы, и в её принятии нами исполняется необходимое нравственное условие истинного ведения — самоотречение отдельного плотского ума и приобщение его уму Христову, т. е. сущей истине.

Далее, для праведного взаимоотношения между всеми людьми, т. е. для безусловной формы общества, нужно, чтобы в основе общественной организации не было никакого человеческого произвола, а это достигается только в иерархическом строе Церкви, где каждый из её членов имеет своё место и исполняет своё назначение не во имя своё, а во имя пославшего его, и весь этот строй прямым путём восходит к источнику всякой правды, к Христу, единому истинному (подлинному) Первосвященнику и Царю. [383]

Наконец, для того, чтобы целесообразно властвовать над материальной природой, преобразуя её в живую оболочку и среду высших, духовных и божественных сил — в тело Божие, нужно человеку в себе уже иметь начаток этого тела Божия, семя новой высшей природы и жизни (тело духовное), а это семя чистоты и светлости, безусловная форма преображённой материи, заключается только в теле Христовом, и, только приобщаясь ему таинственно, можем мы принять и в себя этот зародыш новой жизни, в которой и к нам переходит Христова власть над всякою плотью. Иначе в своей собственной извращённой природе, которая есть «тело греха», мы не найдём никакого основания для восстановления светлой и святой телесности, а без этой светлой и святой телесности мы всегда будем рабами, а не владыками материального мира, хотя бы к нам стремились духи из всех семи сфер.

Итак, исповедуя соборное вселенское вероучение, мы принимаем истину, независимую от человеческого ума; признавая божественный авторитет апостольской иерархии, мы подчиняемся такой общественной форме, которая не подлежит человеческому произволу — подчиняемся правде Божией; наконец, приобщаясь святых таинств, мы получаем незаражённый нашим телом греха источник и нетленное семя новой совершенной жизни. Вообще же, присоединяясь к единой Церкви Божией, мы исцеляем и восполняем своё раздробленное и ограниченное существование всецелостью и полнотою Божества, свой ограниченный ум расширяем до ума Христова, свою извращённую волю исправляем праведной волей Христовой и свою чувственную природу, рабствующую греху, восстановляем как духовное тело Христово, имущее власть над всякою плотью.

Мы святимся святостью Церкви, но Церковь не оскверняется нашими грехами, ибо её святость не от нас, а от Бога чрез Христа и она сама не β нас, хотя и из нас состоит (как наше тело состоит из тканей и волокон, но сущность его не в них, а в их органическом сочетании в форме одного целого). Церковь не есть только собрание людей (верующих), но прежде всего то, что их собирает, т. е. данная людям свыше существенная форма единения, посредством которой они могут быть причастны Божеству.

Таким образом, главный религиозный вопрос в том: при-[384]знаём ли мы независимое от нас и для нас нравственно-обязательное, сверхчеловеческое начало и форму божественного действия во вселенной — или нет. Признание такой сверхчеловеческой формы в религии, т. е. признание Церкви и подчинение ей, есть с нашей стороны нравственный подвиг самоотречения, в котором мы полагаем душу свою, чтобы приобрести её. Это самоотречение, которое у людей простых, у народа, есть как бы природное свойство, а для людей интеллигенции есть дело весьма трудное, но тем более для них обязательное, потому что они в своём просвещении имеют более умственных средств опознать правду, — это самоотречение подрывает самый внутренний и глубокий корень греха и безумия в человеке; но вся наша злая и неразумная природа сразу перерождена быть не может: и для этого потребен долгий и сложный процесс во всём человечестве. Поэтому, называя себя христианами и членами Церкви Божией, мы не имеем притязания на нравственное совершенство и справедливость, мы не думаем, что Божество уже обитает в нас, что мы уже обладаем Божеством. Такого обитания и обладания мы не приписываем, разумеется, и особым служителям Церкви — священникам и епископам. Признавая в них богоучреждённых проводников благодатного действия Христова и желая, чтобы их нравственное качество соответствовало их таинственному служению, мы не связываем однако самого благодатного действия с их личной святостью, ибо знаем, что сила Божия и в немощи совершается. Нельзя смешивать проводников с проводимым, русла с потоком. И в нашем физическом теле для того, чтобы оно двигалось и действовало согласно нашей нравственной воле, необходима целая система двигательных нервов, как проводников нашей воли в материальный состав тела. Однако никто не думает, чтобы наша воля обитала в самих этих нервах, чтобы их узлы и волокна сами по себе имели нравственную природу; напротив, сами по себе эти нервы суть такие же материальные образования как и прочее тело. Но как наше нравственное действие остаётся нравственным и при материальных проводниках, так точно действие Божие остаётся божественным и святым и при грешных человеческих проводниках, ибо оно самостоятельно и только чрез них, а не от них идёт.

Церковь, Богочеловеком Христом основанная, имеет и состав богочеловеческий. Но разница в том, что Христос есть [385] совершенный Богочеловек, а Церковь ещё не есть совершенное богочеловечество, а только совершающееся. Собственное человечество Христа, неразрывно соединённое в лице Его с Божеством, уже достигло в светлом Его воскресении прославленного состояния, так что ныне в воскресшем и вознесённом одесную Отца Сыне Божием и Сыне человеческом всё человеческое, оставаясь таковым, всячески соответствует, или вполне сообразно Его Божеству, так что в Нём вся полнота Божества обитает телесно. Церковь же Христова еще не достигла прославленного состояния, и её человечество хотя и связано внутренно с божественным, но далеко ещё не во всём его выражает и не вполне ему соответствует. Церковь свята и божественна потому, что освящена кровью Иисуса Христа и дарами Духа Святого; то, что прямо исходит из этого освящающего Церковь начала, божественно, непорочно и неизменно; дела же церковных людей, по человечеству, хотя бы и ради Церкви исполняемые, представляют нечто весьма относительное и далеко не совершенное, а только совершенствующееся. Это есть человеческая сторона Церкви. Но за изменчивым и волнующимся потоком церковного человечества пребывает и образует самую Церковь Божию, вечный и бесконечный источник божественной благодати, непрерывное действие Святого Духа, дающего человечеству истинную жизнь во Христе и Боге. Это благодатное действие Божие всегда существовало в мире; но от воплощения Христа оно вошло в видимую и осязательную форму. В Церкви христианской божественное не есть только внутреннее, неуловимое действие духа, но является и в некоторой уже осуществлённой форме или телесности. Были формы и в церкви ветхозаветной, но там это были лишь иносказательные прообразы или предзнаменования; священные асе формы новозаветной Церкви суть настоящие, подлинные образы Божественного присутствия и действия в человечестве. Вследствие несовершенства человеческих стихий, входящих в Церковь, эти божественные формы являются лишь как начатки или залоги божественной жизни в человечестве, которые своей полноты должны достигнуть лишь в Новом Иерусалиме — в прославленном Богочеловечестве. Но и ныне этот Новый Иерусалим — град Бога живого — существует не в одних только помыслах, желаниях и внутренних чувствованиях христиан: те божественные формы Церкви, о которых мы говорим, составляют уже и теперь дей-[386]ствительные камни его основания, на которых воздвигнется и таинственно уже воздвигается непрерывно всё божественное здание; так что хотя не всё в видимой Церкви божественно, но божественное в ней есть уже нечто видимое. Эти видимые камни непоколебимы, неизменны и без них нет Церкви.

Итак, прежде всего мы имеем в Церкви божественное начало (или начатки) не как нечто только умственное или мысленное, а в телесно-действительных, видимых и осязательных формах. Но это божественное, освящая Церковь и составляя её безусловное и неизменное основание, не вполне проникает и образует всю жизнь земной Церкви в данное время. Значит, рядом с этим божественным мы имеем здесь человеческую действительность, ему не соответствующую. Но именно потому, что и само Божественное уже дано как нечто действительное, Церковь получает прямую задачу всё более и более приспособлять своё человеческое к божественному, вводя это последнее всё более и более в свою плоть и кровь, в чём и состоит истинная жизнь Церкви. Для участия в этой жизни необходимы (таким образом) три условия: 1) признавать действительное и самостоятельное существование Божественного начала в Церкви и знать, в чём оно (в каких формах) состоит; 2) признавать человеческую стихию в Церкви, ясно различать её от божественной во всей церковной видимости и знать, в чём заключается их несоответствие; 3) всячески стараться об устранении в себе и других этого несоответствия, так, чтобы всё человеческое в Церкви по возможности становилось сообразно Божественному, — чтобы имя Божие всё более святилось в людях, чтобы царствие Божие всё шире и шире распространялось в мире и чтобы воля Божия совершалась так же на земле, как и на небе.

Если первое из этих условий исполнено, т. е. если мы признаём божественные начатки церковной жизни, то отсюда при доброй воле легко уже последует и исполнение двух других условий. Ибо, зная верно, в чём божественное, мы не смешиваем с ним человеческое, будем видеть их несоответствие в нашей действительности, а понимая в чём они несообразны, будем видеть и то, как устранить эту несообразность с нашей стороны. Итак, главное дело в распознании божественного в Церкви.

Мы знаем, что тремя образующими связями держится Церковь [387] на своём Божественном основании. Христос сказал: Я есмь путь, истина и жизнь. И если Христос постоянно и всецело присущ Церкви Своей, то Он присущ ей как путь, истина и жизнь. Преемство иерархическое, от Христа идущее, есть путь, которым благодать Христова распространяется по всему телу Его, т. е. Церкви; вера в Богочеловеческий догмат, исповедание Христа, как совершенного Бога и совершенного человека, есть свидетельство истины Христовой; святые таинства суть основания жизни Христовой в нас. В иерархии Сам Христос присутствует как путь, в исповедании веры — как истина, в таинствах — как жизнь; соединением нее этих трёх и образуется царство Божие, которого владыка есть Христос.

Этих трёх достаточно для образования Церкви Божией. Общество, имеющее правильную иерархическую преемственность от Христа и истинное исповедание веры и подлинные таинства, имеет всё, чтобы быть Церковью; общество, лишённое хотя бы одного из этих трёх, не может быть Церковью, что явствует уже из тесной их связи между собою, в силу которой отсутствие одного препятствует действительному существованию других. Так отсутствие Христовой иерархии не только лишает общество законного управления и порядка в духовных делах, но по необходимости упраздняет в нём и благодать таинств, совершаемых священством, а при таком отсутствии благодатной жизни, т. е. существенного общения с Божеством, самое исповедание веры становится отвлечённою и мёртвою формулой. Итак, неразрывным соединением этих трёх определяется сущность Церкви, как царствия Божия, и здесь должны мы найти выражение её Божественности.

Для Бога и в Боге, следовательно, и для всех, кто уже в Боге, для блаженных духов невидимой Церкви, — царство Божие уже создано, т. е. в их очах весь иерархический строй вселенной во всём своём сложном совершенстве, все глубины истинного знания и вся полнота живого и таинственного общения Божества с творением, — всё это трёхсоставное целое является как один совершенный, во всех своих частях определённый и целесообразный организм боготворения или тело Божие. И в историческом бытии видимой Церкви это божественное тело уже с самого начала дано, всё, но не всё обнаружено или открыто, а лишь постепенно открывается или обнаруживается. Согласно евангельскому сравнению, это вселенское тело (царствие Божие) первоначально дано нам как [388] божественное семя. Семя не есть часть или отдельный орган живого тела; — оно есть всё тело, только в возможности или потенции, т. е. в скрытом для нас и нечленораздельном состоянии, постепенно раскрывающемся. При этом раскрытии обнаруживается в вещественном явлении лишь то, что само по себе, как образующая форма и живая сила, уже сначала заключалось в семени. Так при росте какого-нибудь дерева меняется и совершенствуется лишь его видимое состояние, а не существенная форма самого этого дерева, изначала уже содержимая всецело в его семени. Подобно этому и божественная форма Церкви, сама по себе (т. е. в Боге) совершенная и неизменная, в нас растёт, развивается и совершенствуется, и этот поступательный ход её явления образует историю Церкви. Но как невозможно сомневаться в этом историческом ходе, так же достоверно и то, что с самого начала Церкви божественная стихия её в тройственном своём составе уже действительно присутствовала в Церкви, как вложенное в неё живое семя Духа Божия, а в силу этого и дальнейшее видоизменение и совершенствование происходило не путём механического приложения новых форм извне, а путём органического произрастания божественного семени, оно же постепенно претворяло человеческую почву в своё тело и воплощало в природном материале свои божественные формы, изначала скрывавшиеся в самом этом семени. Другими словами, собственная сущность Церкви, всегда её образовывавшая, не всегда ясно сознавалась и точно определялась со стороны христианского человечества; в истории Церкви эта божественная сущность, искони в ней пребывающая, не сразу, а лишь постепенно из своего скрытого и безотчётного состояния переходит в ясное сознание видимой Церкви, определяется в ней.

Посему хотя в Церкви всегда были видимые формы божественного, но сперва эти формы были очень просты и несовершенны, подобно тому, как видимая форма семени очень проста, несовершенна и далеко несообразна полной форме растения, хотя и заключает в себе это последнее потенциально. Но как был бы неразумен тот, кто, не видя в семени ни ствола и ветвей, ни листьев и цветов, заключил бы, что всё это потом лишь искусственно и извне приделывается, а не выходит силою самого семени, и на этом основании отверг бы всё будущее дерево, чтобы всегда сохранять одно только голое семя, — так же неразумно поступает всякий, [389] кто отвергает более сложные, т. е. более раскрывшиеся формы благодати Божией в Церкви, и непременно хочет вернуться к образу первобытной христианской общины.

Впрочем, как и в самом малом семени растения могут быть примечены главнейшие основания будущих форм (как-то: разделение на доли или слои, росток и т. п.), так в самом первом зародыше Церкви, в апостольской иерусалимской общине уже ясно различается присутствие трёх образующих связей вселенского тела Христова. Во-первых, иерархическое преемство (путь Христов) существует уже там в лице избранных Самим Спасителем апостолов. Что это избрание не было лишь одним из действий земной жизни Христа, но и некоторым постоянным путём для действий Его в Церкви и по вознесении Его от неё и началом бесконечного преемства, это видно из события избрания, по предложению Петра, нового апостола на место Иуды Искариота. Здесь, кроме самого события, весьма примечателен и способ избрания. Апостолы не решили дело ни собственным произволом, ни волею всей общины; апостолы и община только представили достойных: «и поставиша два». Самое же избрание произошло следующим образом: «И помолившеся реша: Ты, Господи, сердцеведче всех, покажи его же избрал еси от сею двою единого прияти жребий служения сего и апостольства, из него же испаде Иуда, идти в место своё. И даша жребия има, и паде жребий на Матфия, и причтен бысть ко единонадесяти апостолом». В этом первом деянии новой Церкви апостолы, предводимые Петром, действуют не от себя и не во имя своё, а подчиняются действию Божию, которое чрез них и происходит. Не они избирают, а Христос избирает чрез них. Таким образом, мы видим уже здесь, что устройство Церкви не аристократическое (как если бы апостолы — эти лучшие люди Церкви — действовали собственною личною властью во имя своих преимущественных прав), а равно и не демократическое (как если бы дело решалось голосованием всей общины), но прямо теократическое, боговластное; причём, действие Божие не налагалось на общину извне, а призывалось добровольным согласием самих учеников Христовых, так что и здесь уже устройство Церкви является в полном своём определении, как свободная теократия.

Вместе с иерархическим преемством пути Христова апостоль-[390]ская община с первых же дней своего существования представляет нам и свидетельство Христовой истины в соборном исповедании новой веры, которое мы находим в речи апостола Петра в день Пятидесятницы. В заключении этой речи апостол Пётр выражает в кратких словах главнейшую сущность христианской веры: «Сего Иисуса воскреси Бог, ему же вси мы есмы свидетели. Десницею убо Божиею вознесеся и обетование Святого Духа прием от Отца, излия сие, еже вы ныне видите и слышите. Твердо убо да разумеет весь дом Израилев, яко и Господа и Христа Его Бог сотворил есть сего Иисуса, Его же вы распнете». Это исповедание, разумеется, не могло предполагать тех догматических и богословских вопросов, которые лишь впоследствии возникали и разрешались Церковью, но первейшее основание христианской истины и мудрости — вера в действительное событие воскресения Богочеловека Христа выражено уже и здесь с полною ясностью и твёрдостью.

Стоя на пути Христовом и исповедуя Христову истину, апостольская Церковь обладала и жизнью Христовой и не только в совокупности даров Св. Духа, полученных в Пятидесятницу, но уже и в определенном виде церковных таинств, в каковом здесь прежде всего являются два главные таинства, установленные Христом еще в земной Его жизни — крещение и причащение.

Итак, достаточное основание всей Церкви уже было положено изначала; но странно было бы требовать, чтобы на этом основании ничего не строилось. Как иерархический порядок маленькой общины в несколько сот или в несколько тысяч человек, живущих в одном городе, не мог оставаться без изменения, когда Церковь обняла миллионы людей и распространилась по всему миру; как естественно этот порядок, сохраняя то же самое начало, должен был развить его и принять более сложные формы, точно также и христианское сознание — исповедание истинной веры, как бы оно ни было крепко и напряжённо в первобытной общине, не могло однако же иметь совершенного выражения в этой общине, состоявшей исключительно из иудеев и по большей части из иудеев необразованных; оно не могло и не должно было оставаться при тех же первичных выражениях или формулах, когда потом в Церковь вошли люди, обладавшие всем богатством греко-римского просвещения; истина христианская, сохраняя неизменно своё содержание и сущность, должна была развиться в более сложную систему поня-[391]тий, выразиться в более точных и отчётливых определениях. Наконец, если таинства суть способы живого общения Божества с верующими преимущественно в главных происшествиях их жизни, то невозможно было, чтобы все эти способы сразу открылись в видимой Церкви во всей их раздельности. Естественно, что в первоначальной Церкви, состоявшей из немногочисленного общества, некоторые из таинств ещё не получили обычного выражения и не имели в видимой жизни церковной определённого и отчётливого существования. Если и таинственное общение с Божеством не может для младенца принимать те раздельные и отчётливые формы, какие оно получает для взрослого человека, то отсюда не следует, чтобы взрослый человек всегда должен был ограничиваться только теми формами, которые пригодны и для младенца. Подобно этому, если в Церкви, по мере её внутреннего и внешнего возрастания, совершение св. таинств получало более полный и вместе с тем более определённый и раздельный вид, чем какой оно имело в первобытном христианстве, то это было совершенно целесообразно и законно.

Итак, Церковь не только по материальному своему составу и внешнему распространению, но и по явлению своих образующих форм растёт, развивается и совершенствуется. Ибо хотя божественная стихия Церкви сама по себе неизменна, но так как способ и степень её обнаружения зависит от способа и степени усвоения этой божественной стихии человеческим элементом, изменчивым по природе своей, то, следовательно, и явление божественного в Церкви в этом отношении изменяется, определяясь большим или меньшим соответствием между божественною и человеческою её сторонами.

Такое возрастание, развитие и совершенствование церковных форм нисколько не исключает неизменного основания Церкви, не только самой по себе, но и в видимом её явлении. Ибо, во-первых, как бы ни видоизменялись и ни усложнялись формы иерархии, формулы исповедания веры и обряды совершения таинств, но никогда не было так, чтобы в Церкви вовсе не существовало правильной иерархии, истинного исповедания веры и настоящих таинств, а, во-вторых, все видоизменения и усложнения в этих трёх областях не упраздняли, а, напротив, сохраняли и утверждали прежнее, будучи лишь его большим раскрытием. Так, например, рукополо-[392]жение священников епископами не противоречило апостольскому рукоположению и не упраздняло его, а, напротив, от него же исходило и им держалось, было лишь необходимым применением того же самого безусловного и божественного начала иерархии к более сложному составу Церкви; символы никейский и константинопольский не противоречили исповеданию апостола Петра и не упраздняли его, а были лишь его более полным раскрытием и т. д. В росте дерева корень не упраздняется стволом, а, напротив, питается и сохраняется им, так же, как и сам его сохраняет и питает; точно так же и ствол не упраздняется ветвями, листьями, цветами и т. д., но всё это вместе своею целостью образует одно совершенное растение, живущее не сменою, а взаимо-сохранением своих частей. Так и для видимой Церкви истинное положение состоит не в том, чтобы в ней ничего нового не являлось, а в том, чтобы в ней появляющееся новое не противоречило старому и не разрушало, а утверждало и раскрывало его.

Церковь всегда шла правым путём иерархического преемства, но этот путь может для неё расширяться; Церковь всегда содержала истину в исповедании веры, но эта истина может с течением времени находить себе более точные и полные выражения; наконец, Церковь всегда обладала жизнью Христовою в таинствах, но эта жизнь может полнее восприниматься и далее проводиться. Как по учению ап. Павла в совместимости единой Церкви, в объеме единого тела Христова, один и тот же присущий и действующий в нём Дух Божий не одинаково действует во всех его членах, но изменяет своё действие, сообразно свойству и назначению каждого члена, точно также и в преемстве времён и поколений один и тот же вечно пребывающий в Церкви Дух Божий в различной степени и различными способами раскрывает своё присутствие сообразно историческому положению и призванию каждой эпохи и поколения. Итак, если непременное условие церковности есть то, чтобы ничто новое не противоречило старому, то это не во имя того, что оно старо, а во имя того, что оно есть произведение и выражение того же самого Духа Божия, который непрерывно действует в Церкви и который не может себе противоречить.

Отсюда же легко нам видеть, что собственно в Церкви есть божественное и неизменное. Мы принимаем и почитаем преданное в Церкви не потому только, что оно предано — ибо бывают [393] и худые предания, — а потому что признаём в преданном не произведение известного только времени, места или каких-либо лиц, а произведение того Духа Божия, который нераздельно всегда и везде присутствует и всё наполняет, который и в нас самих свидетельствует о том, что некогда Им же создано в древней Церкви, так что мы выраженную прежде, но всегда единую истину познаём благодатною силою того же самого Духа, который её тогда выразил. Поэтому всякая форма и всякое постановление, хотя бы и выраженное в известное время и чрез известных лиц, но если эти лица действовали при этом не от себя и не в своё имя, а от всей и во имя всей Церкви прошедшей, настоящей и будущей, видимой и невидимой, — такая форма и такое их постановление по вере нашей исходит от присущего и действующего во всей Церкви Духа Христова и должно быть поэтому признано святым и неизменным, как поистине исходящее не от каких-нибудь частей Церкви по месту и времени, не от отдельных членов её в их частности и отдельности, а от всей Церкви Божией в её нераздельном единстве и целости, как вмещающей всю полноту божественной благодати.

Итак, отличительный признак божественности в Церкви есть внутренняя всецелость и кафоличность её пути, её истины, её жизни: всецелость не в смысле арифметической и механической совокупности всех частей и членов, каковая внешняя совокупность ни в каком данном моменте не имеет действительного существования, а в смысле мистической (сверхсознательной) связи и духовного нравственного общения всех частей и членов Церкви между собою и с общим Божественным Главою. При этом явными органами этой связи и этого общения в видимой Церкви в каждом моменте её существования могут являться единичные лица или собрания немногих лиц, на которых, в силу внутренней связи всего живого тела Церкви и всеобщего взаимного доверия, может быть перенесена и в них сосредоточена мысль и воля всех. Эта воля именно силою такого самоотвержения и такой безличности привлекает действие божественного Духа, Он же и чрез немногих открывает благодать, тайно присущую всем; так что истинная кафоличность обусловлена не полнотою числа чрез внешнее собирание отдельных единиц, а полнотою духовной целости чрез отвержение всякого самолюбия и обособления в каждой единице. Бо-[394]жественно в Церкви всё то, что имеет вселенский или кафолический характер, а имеет этот характер всё то, в чём нет самолюбия и обособления — личного, народного, местного и всякого другого.

Кафоличен и божествен иерархический путь Церкви, ибо по нему ни один из посредников и органов благодати не имеет своего звания как личной своей привилегии, отделяющей его от других, но все они получают священное преимущество из единого и для всех общего источника святости — Христа, чрез единообразие и непрерывное преемство, в силу коего не они отделяются от всех, а все чрез их служение видимо соединяются с божественным основанием целого здания Церкви. Всякий человек имеет, в силу воплощения Христова, возможность соединиться с Божеством, но для того, чтобы эта возможность быть сынами Божиими стала действительностью, необходимо прежде отречься от существующей уже противобожеской (греховной) действительности человека, корень которой состоит в эгоизме или самости, т. е. именно в усилии поставить и утвердить себя вне Бога и против Бога; следовательно, человек, желающий действительного воссоединения с Божеством, прежде всего должен отказаться от своего самоутверждения, он должен признать, что в Нём источник добра, истины и жизни, и ни в каком случае не должен говорить и действовать из-за себя и во имя своё, чтобы не заслонять божественной благодати своим себялюбивым посредством. Но именно иерархический строй Церкви и только он устраняет и делает невозможным всякое себялюбивое и самовольное посредство между Богом и творением, ибо в этом иерархическом строе (и только в нём одном) никто сам собою или в своей отдельности не получает благодати Божией, но каждый имеет её лишь от божественного целого чрез других, также не собою её приявших. Так все миряне не сами собою, а чрез священника принимают благодать, но и священник не собою священнодействует, а в силу посвящения от епископа; епископ же не сам собою даёт и не от человеческого произвола берёт своё святительское полномочие, но посредством старших епископов последовательным преемством получает его чрез апостолов от самого Христа, которого Бог-Отец освятил и послал в мир для нашего спасения и который Сам творил волю не Свою, но пославшего Его. Итак, в этой [395] чудной цепи благодатного действия нет ни одного звена, запятнанного человеческим самоутверждением, в этом великом обществе нет ни одного деятеля от Божественного Главы его и до последнего священнослужителя, нет ни одного деятеля, который сам бы о себе свидетельствовал или сам бы поставлял себя в проводники благодати и свидетели истины. Поэтому, каковы бы то ни были человеческие дела какого-нибудь иерарха (или целого ряда иерархов), и хотя бы он в своём личном характере обнаруживал высочайшую степень гордости и высокомерия, святительское его служение всё-таки основано на смирении и самоотвержении, ибо не он себя поставил в иерархи, не во имя себя действует и не своё проповедует. Напротив, все основатели и учители отделившихся от Церкви сект, хотя бы иные из них по личному характеру и были люди смиренные, но служение их основано на самоутверждении и гордости, ибо они сами о себе свидетельствуют, своё делают и проповедуют. Иерархия же церковная не по делам своих членов, а по совершенству своего начала, по чистоте и целости своей кафолической формы, свята, непорочна и божественна.

Кафолична и божественна истина церковная в соборном исповедании веры не потому, чтобы оно выражало окончательно всю полноту боговедения и не потому также, чтобы оно утверждалось на собирательном мнении всех членов Церкви, а потому, что, во-первых, со стороны своего предмета это исповедание, и не открывая всех частностей божественной истины, представляет такие существенные черты её, которые внутренне связаны со всем остальным и, следовательно, заключают в себе подразумевательно всецелую истину, и, во-вторых, со стороны своего происхождения это исповедание утверждено людьми, бывшими истинными представителями целой вселенской Церкви в том смысле, что они имели в виду не свои личные или чьи-либо частные мнения, как такие, а то учение, которого всегда и везде твёрдо, хотя бы и не вполне отчётливо, держалась вся Церковь; они хотели определить не своё (своей партии, местности, своего времени) учение, а кафолическое богопреданное учение. Отцы вселенских соборов, каковы бы ни были личные их свойства и как бы они себя ни вели в других отношениях, при определении догматов веры действовали не от себя, а от всецелости церковной, в ней нее Бог пребывает, и верующий в это пребывание не может отвергать в таковых определениях подлин-[396]ного откровения Христовой истины наитием Духа Святого. О таком именно характере вселенских соборов фактически свидетельствует вся их история. Вместе с тем не трудно было бы показать и уже отчасти было показываемо и с богословской, и с философской стороны, что утверждавшиеся на семи вселенских соборах (т. е. до разделения Востока и Запада) догматы, именно: единосущие Слова и Духа Святого с Богом Отцом (I и II вселенские соборы), единство Богочеловеческой личности в Христе (III и V соборы), два естества в одном лице Его (IV собор), две воли и два действия в Христе (VI собор) и, наконец, святость телесного человеческого образа, воспринятого Христом (VII вселенский собор), — все эти догматы составляют и по разуму (логически) единственно правильное раскрытие и определение христианской истины, тогда как те еретические об этих предметах мнения, против которых созывались соборы и которые на этих сборах осуждены, подрывали самые основания христианства. Так что заявленное на соборах фактически самосознание Церкви допускает и полное логическое оправдание, и засвидетельствованная соборами вселенская истина была не только истиной христианской веры, но и истиной христианского разума. Вселенский собор не в полночисленности состоит; ибо если б даже гораздо большее чем на всех вселенских соборах сошлось собрание представителей всех церквей со всего мира, но если бы каждый из них нёс с собою и старался бы выразить только своё личное мнение или человеческие мнения и желания представляемых им обществ, то такое собрание не было бы вселенским собором, и его определения не были бы божественными догматами. Божественные же догматы возвещаются в Церкви тогда только, когда представители (сколько бы их в этом случае не было), отлагая всякие человеческие мнения свои и чужие, заботятся и ревнуют лишь о выяснении Христовой истины, заложенной в Церкви благодатию сошедшего на неё Св. Духа. Добровольным и сознательным отвержением всего человеческого — временного, местного и личного во имя вечного и неизменного, кафолического начала царствия Божия, представители Церкви вызывают новое обнаружение этого начала и, возбуждая в себе рост божественного семени, привлекают новое действие того же Святого Духа, который и говорит тогда их устами, как органами всего кафоличества.

Кафолично церковное исповедание ещё и потому, что содержит [397] в себе такие истины, которые одинаково значительны и важны для всех людей — учёных и невежд, простых и образованных, ибо эти истины говорят всему человеку и определяют судьбу всего человечества, а не относятся только к мышлению ума или к какой-нибудь отдельной познавательной способности. Бог — вседержитель, Христос — спаситель и Его Богочеловеческий подвиг, животворящий Дух Божий и Его действие в единой вселенской Церкви чрез крещение и другие таинства, наконец, воскресение мертвых и жизнь будущего века — все эти догматы, в силу их глубочайшего смысла и совершенной разумности — могут быть развиты в самую полную философскую систему, и, однако же, они не суть отвлечённо-теоретические умозрения, а жизненные и практические истины, всякому доступные, всем указывающие один путь спасения и прямой вход в царствие Божие.

Кафолична и божественна мистическая жизнь Церкви в святых таинствах, потому что эти таинства, хотя бы совершаемые в известном случае над одним человеком, по назначению своему никогда не останавливаются на преходящем человеческом явлении, на отдельном существовании каждого лица, на том ложном положении обособленности и отъединения, в котором находится природный человек, — но имеют своею целью именно вывести человека из этого ложного положения, действительно, духовно-физически связать его со всеми и чрез то восстановить всецелостъ истинной жизни в Боге. Таково свойство всех таинств вообще и каждого в особенности.

Кафолично и божественно таинство крещения, ибо, невидимо очищая природного человека от скрытой, но несомненно ему присущей заразы первородного греха, в самом начале отделяющей его от единства божественной жизни, оно даёт ему возможность снова войти в состав всемирного тела Божия.

Кафолично и божественно таинство миропомазания, ибо освящая всё духовно-телесное образование человека, как крайнюю форму Духа Святого, оно предназначает его во всём этом составе на служение не личным его духовным целям, а всеобщему делу Божию на земле.

Кафолично и божественно таинство покаяния (второе крещение), потому что в нём человек, собственным добровольным сознанием отрекаясь и благодатию Божиею разрешаясь от всего, чтó в [399] его личной жизни было соделано в греховном духе самолюбия, отделяющем его от Бога и людей, снова делается способным к соединению с их всецелостью, уже при личном своём участии.

Кафолично и божественно великое таинство евхаристии или причащения, в котором человек, телесно и существенно воспринимая всеединое тело Христово (в нём же обитает вся полнота Божества) и физически, хотя и невидимо с ним соединяясь, становится действительно участником и общником бого-человеческой и духовно-телесной всецелости.

Кафолично и божественно таинство брака, в силу которого полнота физической жизни освящается для человека полнотою духовного общения, на основании мистического (во Христа и во Церковь) сочетания двух разнородных существ, долженствующего в повседневной жизни выражаться взаимным их самоограничением и самоотвержением, — вследствие чего человек, восстановленный в своей целости, как полное и замкнутое кольцо входит в цепь всемирной жизни.

Кафолично и божественно таинство рукоположения или священства (духовное отчество или деторождение), действием которого один человек становится для многих проводником вселенской благодати Христовой, «от Его же исполнения мы вси прияхом и благодать возблагодать».

Кафолично и божественно последнее таинство елеосвящения или соборования, при котором вся Церковь чрез собор своих служителей, в виду грозящей смертью болезни, торжественно и словом и мистическим действием свидетельствует больному, что он есть неотъемлемый член того священного целого, которое обнимает собою не только всю видимую, но и всю невидимую Церковь, — так что если и умрёт болящий, то не порвётся духовно-физическая связь его с вселенским телом.

Кафоличны и всецело божественны все таинства в Церкви ещё и в том смысле, что ими обнимается и освящается не одна нравственная и духовная жизнь человека, но и его физическая жизнь, — более того: ими освящаются и воссоединяются с Божеством начатки материальной природы, всего видимого мира. Так в крещении Дух Божий, в начале миротворения носившийся над водами[1], снова [399] соединяет своё таинственное действие с водою как первородною стихией вещественного мира, а в ней и с прочими стихиями. В миропомазании и елеосвящении растительный элемент в чистейших своих произведениях освящается и становится проводником благодатного действия Божия на тело человеческое, а в евхаристии особым таинственным действием благодати важнейшие для человеческой жизни питательные вещества — хлеб и вино, становятся видами, под коими существенно и действенно сообщается человечеству и питает его само истинное прославленное тело Христово. Наконец, чрез таинство брака очищается, духовно осмысливается и освящается в человеке родовое отправление жизни животной. В сих таинствах, таким образом, восстановляется союз Божества с начатками целого творения, и царство Божие обнаруживает свой истинно-кафолический, т. е. всеобъемлющий характер, полное осуществление которого в грядущей прославленной Церкви будет обнимать не только новое небо — блаженных и спасённых духов, но и новую землю — возрождённую духовную телесность целого мира.

Таков в кратких чертах образ вселенской Церкви, кафолической и божественной не только в своём вечном начале и невидимом первообразе, но и в своих видимых формах. Эти формы кафоличны (всецелы) по самому существу и назначению своему, которое состоит в том, чтобы исцелять человечество и весь мир восстановлением его единства с Богом, так чтобы всё творение становилось верным образом Божества. В этих формах устраняется всё частное, отъединённое и исключительное, устраняется всякий человеческий произвол, и, следовательно, упраздняется начало всякого греха и всякого несовершенства, так что кафоличность, как внутреннее совершенство, по самому существу дела есть божественное, а не внешний только признак божественности. И хотя до тех пор, пока не совершится исцеление и перерождение всей твари, семя царствия Божия возрастает в мире и видоизменяется по силе, степени и объёму своего проявления, но все эти изменения касаются только человеческого восприятия, само же божественное дей-[400]ствие во всех степенях и видах его усвоения человеком и природою остаётся внутренно всецелым, единым во всех и в частном проявлении сохраняет своё кафолическое существо, в чём и выражается его божественность.

Итак, всё то в Церкви, что по самому значению своему кафолично, свободно от всякого самоутверждения, произвола и исключительности, что выводит человека из его обособления и сообщает ему форму всецелости, то тем самым божественно и образует вечную и неизменную сущность Церкви.

Истинное богочеловеческое общество, созданное по образу и подобию Самого Богочеловека, должно представлять свободное согласование божественного и человеческого начала, а это обусловливается как действующею силою первого, так и содействующею силою второго. Требуется, следовательно, чтобы общество, во-первых, сохранило во всей чистоте и силе данное ему божественное начало (путь, истину и жизнь Христову), а, во-вторых, со всею полнотою развило начало своей человеческой самодеятельности, направленной к конечному осуществлению в нижних того, что дано свыше. Мир перерождается в христианстве, и через это как бы восполняется, рождение Христа в мире.

_____

 

Если через осенение человеческой матери действующею силою Божией произошло вочеловечение Божества, то чрез оплодотворение божественной матери (Церкви) действующим началом человеческим должно произойти свободное обожение человечества. До христианства природное начало в человечестве было данное (факт), Божество было искомое (идеал) и как искомое действовало идеально на человека. В Христе искомое было нам дано, идеал сделался фактом: «недостижимое стало событием, и несказанное здесь совершилося». Действующее божественное начало явилось материально. Слово плоть бысть, и эта новая одухотворённая и обоженная плоть остаётся божественною субстанцией Церкви. До христианства неподвижною основою жизни была природа человеческая (ветхий Адам), божественное было началом изменения, движения, прогресса, после христианства, напротив, само божественное, как уже воплощённое, становится неподвижною основой, стихией нашей жизни, искомым же является человечество, [401] соответственное этому божественному, способное самостоятельносоединиться с ним, усвоить его. Как искомое, это идеальное человечество становится здесь действующим началом истории, началом движения, прогресса. Как в до-христианском историческом ходе основою, материею была природа или стихия человеческая, действующим и образующим началом — Слово или Разум божественный и результатом (порождением) Богочеловек, т. е. Бог, воспринявший человеческую натуру, так в процессе христианства основою или материей является натура или стихия божественная, действующим и образующим началом становится разум человеческий, а результатом должен быть обожествлённый человек, т. е. человек, воспринявший Божество.

Но воспринять Божество человек может только в своей истинной целости, во внутреннем единстве со всем; следовательно, воистину обожествлённый человек, или истинный человеко-бог непременно есть соборный или кафолический — всечеловечество или вселенская Церковь. Человек, который сам по себе помимо Церкви хочет достигнуть божественного значения, такой индивидуальный человеко-бог есть воплощение лжи, пародия на Христа, или антихрист. Богочеловек индивидуален, истинный человек-бог универсален: так радиус круга один и тот же для всей окружности, одинаково определяя расстояние от центра любой из её точек, и, следовательно, он сам по себе есть уже образующее начало круга, точки же периферии лишь в своей совокупности могут образовать круг. Вне этой совокупности, т. е. вне круга, отдельно взятые, они не имеют никакой определённости, но и круг без них недействителен. В человечестве такой круг есть Церковь. В сочетании человеческой личности с Церковью человек исцеляется, получает истинную здравую жизнь, а Церковь оплодотворяется, становится действующею, но, прежде чем стать оплодотворяющим началом Церкви, разум человеческий отошёл от неё, чтобы на свободе развить свои силы. Лишь на опыте убедившись в обманчивости этой свободы и в немощи своих сил, отделённых от силы Божией, человечество может вступить в свободное сочетание с божественною основою Церкви и из этого свободного сочетания возродиться в образе вселенского богочеловечества. [402]

 

 

[Вл.С.Соловьев] | [Оглавление] | [Библиотека «Вехи»]

© 2007, Библиотека «Вехи»



[1] Известно, что еврейское слово, переведенное у нас «ношашеся» (над водою), означает собственно высиживать (птенцов), вследствие чего ев. Василий Великий в своём «Шестодневе» уподобляет Духа Божия орлице, высиживающей и выводящей своих детей. С этим же, вероятно, находится в связи голубиный образ Духа Божия.