[Вл.С.Соловьев] | [Библиотека
«Вехи»]
Н.
КОЛОСОВ
Об
исповедании
В.
С.
Соловьева
(Письмо
к
издателю[1])
М. Г.! Ввиду
напечатанного в «Русском слове» рассказа бывшего священника Н. Толстого1 о том,
как он причастил покойного
русского философа Владимира Сергеевича Соловьева по униатскому обряду, не откажите поместить в
«Московских ведомостях» рассказ
православного русского священника о том, как он исповедал и причастил Владимира Сергеевича
перед смертью. Священник этот, С.
А. Беляев, в настоящее время состоит при Московской Сокольнической больнице, а во время
предсмертной болезни и смерти
Владимира Сергеевича был священником в селе Узкое Московского уезда, где находится имение
князя П. Н. Трубецкого, и может
подтвердить помещаемый рассказ. Вот что рассказывает он: «Лето 1900 года князь П. Н.
Трубецкой не жил в Узком, а жил там покойный брат его, Сергей Николаевич,
впоследствии ректор Московского универистета, друг Влад. Серг. Соловьева. Сюда к нему и приехал в июле погостить
Владимир Сергеевич, уже больной. Еще только что выехав из Москвы, за
Калужской заставой, Влад. Серг. почувствовал себя дурно и хотел было вернуться назад, в Москву, но передумал
и поехал в Узкое; но, приехав туда,
в тот же день, по совету врача, слег в постель, с которой уже не встал. И
вот как-то вечером приходит ко мне человек Трубецких с просьбой от Сергея
Николаевича отслужить на другой день литургию и после нее прийти
причастить обеденными Дарами* (личное желание Влад. Серг.)
приехавшего из Москвы больного барина. На другой день, в конце утрени,
пришла нянька Трубецких — с просьбой исповедовать больного до обедни (при этом она назвала и имя больного —
Владимир, а кто он, она не знала). Отслужив утреню, я отправился в дом
Трубецких. В передней встретил меня сам князь Сергей Николаевич
и, повторив просьбу больного, спросил меня:
знаю ли я его? Я ответил, что не
знаю. Вслед за этим князь ввел меня в кабинет, где лежал на диване Влад. Сергеевич, и познакомил
с ним (помню, между прочим, что
волосы у Влад. Серг. были острижены). Исповедался Влад. Серг. с истинно христианским
смирением (исповедь продолжалась не
менее получаса) и, между прочим, сказал, что не был на исповеди уже года
три, так как, исповедавшись последний
раз (в Москве или Петербурге — не помню), поспорил с духовником по догматическому вопросу (по
какому именно, Влад. Серг. не
сказал) и не был допущен им до Св. Причастия2. — "Священник был
прав, — прибавил Влад. Серг., — а поспорил я с ним единственно по
горячности и гордости; после этого мы
переписывались с ним по этому вопросу, но я не хотел уступить, хотя и хорошо сознавал свою неправоту;
теперь я вполне сознаю свое
заблуждение и чистосердечно каюсь в нем". — Когда кончилась исповедь, я
спросил Влад. Серг., не припомнит ли он еще каких-нибудь
грехов.
— Я подумаю и постараюсь припомнить, — отвечал
он.
Я
предложил ему подумать, а сам стал было собираться идти служить литургию, но он
остановил меня и попросил прочитать ему
разрешительную молитву, так как боялся впасть в беспамятство. Я
прочитал над ним разрешительную молитву и пошел в церковь
служить обедню. Отслужив обедню, я с обеденными Св.
Дарами пришел снова к Влад. Серг. и спросил его: не припомнит
ли он за собой еще какого-либо греха?
— Нет, батюшка, — ответил
он. — Я молился о своих грехах и просил у
Бога прощения в них, но нового ничего не припомнил.
Тогда я причастил его Св.
Таин. При этом присутствовали князь Сергей Николаевич и супруга его Прасковья
Владимировна. В этот же день Влад.
Серг. впал в беспамятство и до самой кончины не приходил в
себя.
Между
прочим, помню, что князь Сергей Николаевич в разговоре
со мной энергически опровергал молву, будто Влад. Серг. был алкоголик. Помню
еще, что сам Влад. Серг. говорил мне, что его
считают вегетарианцем — на том основании, что он не ест мяса, но что хотя он и
на самом деле не ест мяса, но только отнюдь не
потому, что придерживается вегетарианства.
Когда
прах Влад. Сергеевича был опущен в могилу, я, простившись с
кн. С. Н., вышел за ворота монастыря и взял первого попавшегося
извозчика. Извозчик спросил меня, кого это хоронили? — Я
ответил, что хоронили одного известного русского ученого
и писателя.
— Уж не Владимира ли Сергеевича
Соловьева?
Я ответил, что его, и при
этом спросил извозчика: почему он его
знает? Извозчик отвечал, что он всегда стоит на том месте, где Влад. Серг. останавливался по приезде в
Москву, т. е. у квартиры его
матери.
— И как узнаешь, бывало, что приехал Влад. Серг.,
так и поджидаешь его всегда у
подъезда, и как он только выйдет, спрашиваешь: куда ехать? А о цене не говоришь, потому
что он сам платил всегда больше, чем следовало. Добрый был барин: таких
ныне мало. Если увидит нищего, сейчас тебя
остановит и слезет подать милостыню».
Свящ. Н.
Колосов. 25
октября 1910 г.
[Вл.С.Соловьев] | [Библиотека
«Вехи»]
© 2004, Библиотека
«Вехи»
[1] Опубликовано в
№ 253 «Московских ведомостей», среда, 3 (16) ноября
1910 г. Переиздано в 3-м томе «Писем» Соловьева, СПб., 1911, стр. 214— 217.
Публикуется по этому изданию.