[«Россия и Вселенская Церковь» -
ОГЛАВЛЕНИЕ] |
[Вл.Соловьев] |
[Библиотека
«Вехи»]
Владимир Соловьев
РОССИЯ И
ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
КНИГА
ВТОРАЯ
Церковная
монархия, основанная Иисусом Христом.
ГЛАВА
ДВЕНАДЦАТАЯ
Святой
Лев Великий о папской власти
Согласно такому представлению о верховной
власти Петра, неизменно пребывающей в римской Церкви, святой Лев не мог не
считать себя "руководителем христианского мира"[1]
ответственным за мир и добрый порядок во всех Церквах[2].
Прилагать все свои силы к этой необъятной
задаче он считал своим религиозным долгом. "Основание благочестия, - пишет он
африканским епископам, - требует, чтобы, при той заботе о Вселенской Церкви,
которая возложена на нас по божественному установлению, мы всеми силами
стремились познать достоверную истину вещей. Ибо положение и порядок всей семьи
Господней были бы потрясены, если бы что-либо, в чем нуждается тело, не нашлось
бы в главе"[3].
То же чувство выражено с большими
подробностями в послании к епископам Сицилии: "Божественные заповеди и увещания
апостольские побуждают нас с деятельной любовью пещись о положении всех Церквей;
и если в них найдется что либо достойное порицания, мы должны заботливо
предостеречь виновного в неосторожном неведении, либо в самонадеянном
хищении власти. Побуждаемые словами Господа, проникшими блаженного Петра тройным
повторением таинственного утверждения, дабы любящий Христа пас овец Христовых,
мы, в уважении к занимаемому нами, по преизбытку благодати Божией, престолу,
должны по мере сил наших избегать опасности нерадения, чтобы не вотще искали в
нас исповедания Святого Апостола, коим он явил себя учеником Господа. Ибо
пасущий с небрежением стадо, столь крат ему врученное, повинен в нелюбви к
верховному пастырю"[4].
В послании своем к патриарху
Константинопольскому, святому Флавиану, папа приписывает себе обязанность
охранения чистоты кафолической веры отсечением раздоров, а также право
предостережения властью своею (nostra
auctoritate) защитников
заблуждений и укрепления тех, вера коих заслуживает одобрения[5].
Когда император Феодосии II попробовал вступиться перед святым Львом
за архимандрита Евтихия (зачинщика монофизитской ереси), державный
первосвятитель ответил, что Евтихий может получить прощение лишь в том случае,
если он отречется от мнений, осужденных папой. Этому последнему принадлежит
право окончательного решения в вопросах догмы. "Во что верует и чему учит
кафолическая Церковь о тайне воплощения Господа - это во всем объеме изложено в
моем послании к брату и соепископу моему Флавиану"[6].
Святой Лев не допускал, чтобы
вселенский собор мог постановлять какие-либо определения по
вопросам догмы, уже разрешенным папою[7].
В инструкции, которую папа дает легату
своему, епископу Пасхазину, он указывает на догматическое послание свое к
Флавиану, как на полное и окончательное изложение правой веры[8].
В другом послании к императору Маркиану святой Лев заявляет, что дух Божий
наставляет его в деле учения и возвещения истинной кафолической веры[9].
В третьем послании к тому же лицу он сообщает, что требовал созвания собора лишь
для того, чтобы восстановить мир в Восточной Церкви[10],
а в послании, обращенном к самому собору, он говорит, что признает таковой лишь
"под условием неприкосновенности права и чести, принадлежащих престолу
блаженного апостола Петра", и обращается затем к восточным епископам с увещанием
"ни в каком случае не принимать на себя смелости спорить против боговдохновенной
веры" - установленной им в догматическом его послании. "Не дозволено, - говорит
он, - защищать то, во что не дозволено веровать; ибо в посланиях наших,
обращенных к блаженной памяти епископу Флавиану, мы уже во всех подробностях и с
полнейшей ясностью (plenissime
et lucidissime), по евангельским свидетельствам, словам
пророческим и учению апостольскому указали, в чем заключается благочестивое и
истинное исповедание по вопросу, тайне воплощения Господа нашего Иисуса
Христа"[11].
А вот в каких выражениях святой Лев
сообщает галльским епископам о результатах халкидонского
собора:
"Святой собор, с благочестивым единодушием
присоединившись к писаниям нашего смирения, поддержанного властью и заслугами
господина нашего блаженного апостола Петра, стер этот мерзостный позор с Церкви
Божией" (ересь Евтихия и Диоскора)[12].
Но, независимо от этого результата,
одобренного папой, известно, что халкидонский собор ознаменован был и актом
другого рода: в незаконном заседании восточные епископы, подчиненные
константинопольскому патриархату, провозгласили знаменитое правило, двадцать
восьмое, по которому за их иерархическим главой признавалось первенство на
Востоке в ущерб патриархам Александрийскому и Антиохийскому. Правда, они сами
объявили это правило предварительным и смиренно повергли его на суд
святого Льва. Этот последний отверг его с негодованием, и это было для него
новым поводом подтвердить свои иерархические принципы и объем своей власти. Он
начинает (в письме своем к императору) с замечания, что притязания
Константинопольского патриарха, как основанные на соображениях политических, не
имеют ничего общего с первенством святого Петра, которое есть установление
божественное. "Один разум дел мирских и иной - дел божественных; и вне единой
Скалы, положенной в основу Господом, ни одно здание не может устоять. Пусть
довольствуется он (патриарх Анатолий) тем, что получил епископство такого города
при содействии вашего благочестия и с согласия моей милости. Он не должен
относиться с пренебрежением к царственному граду, который он не может обратить в
апостольский престол; и да не надеется он приумножить свое достоинство
оскорблением других. Пусть поразмыслит он об этом, ибо мне поручено управление
Церковью. Я был бы ответствен за то, если бы церковные правила были нарушены при
потворстве моем (да не будет сего со мною!), и если бы воля одного брата имела
для меня больше цены, чем общая польза вселенского дома Господнего"[13].
"Соглашения епископов, противные святым
никейским канонам, мы объявляем не имеющими силы и, властью блаженного апостола
Петра, отменяем их во всех частях общим определением"[14].
В ответе на ходатайство епископов
четвертого собора, папа подтверждает свое одобрение их догматических определений
(изложенных в согласии с его посланием к Флавиану), а также отмену двадцать
восьмого правила. "С каким благоговением, - пишет он им, - апостольский престол
блюдет правила Святых Отцов, ваша святость усмотрит при чтении писаний моих, в
которых я отверг притязания константинопольского епископа; и вы поймете, что, с
помощью Господа, я хранитель кафолической веры и отеческихустановлений"[15].
Хотя святой Лев, как мы только что видели, не думал, чтобы после определений его
послания вселенский собор был нужен в интересах догматической истины, он все же
находил его весьма желательным с точки зрения мира церковного; и то, что собор
добровольно и единодушно присоединился к его определениям, было для него большой
радостью. Это свободное единство осуществляло в его глазах идеал иерархических
отношений. "Заслуга священного сана, - писал он епископу Феодориту Киррскому, -
приемлет великий блеск там, где власть начальствующих охраняется так, что
свобода низших нисколько не является умаленной[16].
Господь не попустил, чтобы мы потерпели какой-либо ущерб в наших братьях, и то,
что Он сначала определил чрез посредство наше, Он затем подтвердил чрез
непреложный голос вселенского братства, чтобы показать, что воистину от Него
исходит "догматическое деяние", выраженное сначала первейшим из престолов и
принятое затем решением всего христианского мира, дабы и в этом явно было, что
члены пребывают в согласии с главою"[17].
Известно, что ученый Феодорит, обвиненный
в несторианстве, оправдан был халкидонским собором: но он сам считал этот
приговор лишь предварительным и обратился к папе, испрашивая у него
окончательное решение. Святой Лев объявил его православным в следующих
выражениях: "Именем благословенного Бога нашего непобедимая истина показала тебя
чистым от какого-либо пятна ереси, по суду престола апостольского"; и он
прибавляет: "Видимо нам, как печется о всех нас блаженный Петр, который,
утвердив решение престола своего в определении им веры, оправдал несправедливо
обвиненных"[18].
Признавая свободное согласие идеалом
церковного единства, святой Лев ясно различал в этом единстве начало власти и
начало совета: Святой Престол определяет, а вселенский собор соглашается. Это
согласие вселенского братства требуется идеалом Церкви; церковная жизнь обретает
полноту свою в единодушии всех; но без решающего деяния центральной власти
вселенское согласие лишено было бы действительной основы и не могло бы иметь
требуемого действия, что в достаточной мере доказывает история Церкви. Последнее
слово во всех вопросах догмы, окончательное утверждение всякого церковного
деяния принадлежит престолу святого Петра. Вот почему в послании своем к
патриарху Константинопольскому, Анатолию, по делу константинопольского клирика,
Аттика, которому надлежало отречься от еретических мнений своих и подчиниться
четвертому собору, святой Лев устанавливает существенное различие между своим
участием в решениях вселенского собора и участием в них греческого патриарха:
"Он (Аттик) должен исповедать, что во всех частях будет придерживаться
определения веры, установленного на халкидонском соборе, с которым любовь твоя
согласилась, подписав оное, и которое подтверждено было властью апостольского
престола"[19].
Трудно лучше формулировать основное и
существенное начало церковного управления, чем это сделано святым Львом,
различающим власть утверждающую и любовь соглашающуюся. Уж конечно, не
первенство чести требует себе папа в этих словах. Напротив того, святой Лев
вполне признает равночестность всех епископов. С этой точки зрения все они были
для него братьями и соепископами. То, что он утверждает в данном случае в ясных
и определенных выражениях, касается разницы во власти. Братство всех не
исключает власти одного.
В письме к Анастасию, епископу Солунскому,
говоря о делах, порученных его "братству" властью блаженного апостола Петра[20],
он так выражает сущность иерархического начала: "Между самими блаженными
апостолами при равенстве чести было различие власти; и если избрание было одно
для всех, то преимущество над остальными было дано, тем не менее, лишь одному.
Отсюда и разница между епископами, и, по великому предначертанию Провидения,
установлено так, что не все могут присваивать себе все, но что в каждой области
есть некто, имеющий над братьями своими первенство юрисдикции
(буквально: первый приговор); и далее по великим городам были уставлены и
облеченные более обширной властью, а через них забота о Вселенской Церкви
восходит к единому престолу Петра, и ничто не должно отделяться от вождя
своего"[21].
Что касается окончательной гарантии и
санкции этого "великого провиденциального распорядка", то они по мнению святого
Льва состоят в том, что единый глава Церкви, к которому восходят права и
обязанности всех, получил власть свою не от земных учреждений и исторических
обстоятельств, но представляет несокрушимый камень Истины и Справедливости,
положенный самим Господом, как основание Его общественного здания. Не на
соображения пользы только, но в особенности на
ratio
pietatis ссылается тот, кому управление всей
Церковью вручено е divina institutione[22].
[«Россия и Вселенская Церковь» - ОГЛАВЛЕНИЕ] | [Вл.Соловьев]
| [Библиотека «Вехи»]
© 2004, Библиотека
«Вехи»
[1] Так назван он в
конституции императора Валентиниана Ш. Смотри: Opйra S. Leonis Magni, 1.1, col.
637.
[2] Ibid, col. 664
[3] Ibid, col. 646.
[4] Ibid., col. 695,6.
[5] Ibid., col.
733.
[6] Ibid., col.
783.
[7] Послание
святогоЛьва к императору Маркиану, Ibid, col,
918.
[8] Ibid., col. 927.
[9] Ibid, col. 930.
[10] Ibid, col. 932.
[11] Послание святого
Льва. Ibid., col.
937,9.
[12] Ibid, col.
987.
[13] Послание святого
Льва. Ibid., col.
995.
[14] Ibid, col. 1000
[15] Ibid, col. 1027 ssq.
[16] Послание святого
Льва, etc. Ibid, col.
1048.
[17] Ibid, col
1046,7
[18] Послание святого
Льва. Ibid., col.
1053.
[19] Послание святого
Льва. Ibid., col.
1147
[20] Ibid, col.
668.
[21] Послание святого
Льва. Ibid., col.
676.
[22] Ibid., col. 646.