[«Россия и Вселенская Церковь» -
ОГЛАВЛЕНИЕ] |
[Вл.Соловьев] |
[Библиотека
«Вехи»]
Владимир Соловьев
РОССИЯ И
ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
КНИГА
ТРЕТЬЯ
Троичное
начало и его общественное приложение
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Троичное начало, умозрительно
выведенное из идеи существа
Истинная Церковь - храм Бога и тело Его,
таинственная Богоневеста - едина, как и Сам Бог. Но единство единству рознь.
Есть единство отрицательное, отъединенное и бесплодное, ограничивающееся
исключением всякой множественности. Оно представляет простое отрицание,
логически предполагающее то, что оно отрицает, и проявляющее себя, как начало,
произвольно установленное, числа неопределенного. Ибо ничто не препятствует
разуму признать несколько простых и совершенно равных между собою единств и
затем умножать их число до бесконечности. И если немцы по праву зовут такой
процесс "дурной бесконечностью" (die schlechte Unendhchkeit)[1]
то простое единство, представляющее его основание, конечно, может быть
обозначено как дурное единство. Но есть единство истинное, не
противополагающее себя множественности, не исключающее ее, но, в спокойном
обладании присущим ему превосходствам, господствующее над своей
противоположностью и подчиняющее ее своим законам. Дурное единство есть пустота
и небытие:истинное есть бытие единое, все в себе заключающее. Это
положительное и плодотворное единство, возвышаясь над всякой ограниченной и
множественной действительностью, непрестанно пребывает тем, что оно есть, и
содержит в себе, определяет и обнаруживает живые силы, единообразные причины и
многообразные качества всего существующего. Исповеданием этого совершенного
единства, производящего и обнимающего все, и начинается символ веры
христианской: во единого Бога Отца Вседержителя
(<...>).
Это свойство положительного единства
(всеединства, или всеполноты) присуще всему, что есть или должно быть
безусловным в своем роде. Таков в существе своем всемогущий Бог, таков в своей
идее человеческий разум, имеющий возможность постигнуть все, таковой должна
быть, наконец, истинная Церковь, по существу своему вселенская, т. е. обнимающая
в своем живом единстве человечество и весь мир.
Истина едина и одна в том смысле, что не
может быть двух истин, безусловно независимых одна от Другой, а тем более
противоположных одна другой. Но именно в силу этого единства, единая
существующая истина, не допуская в себе никакого ограничения, произвола и
исключительности, не может быть частичной и односторонней, а потому должна
заключать основания всего существующего в логической системе, Должна
довлеть для объяснения всего. Точно так же и истинная Церковь едина и одна в том
смысле, что не может быть двух истинных Церквей, независимых одна от другой, а
тем более борющихся между собой. Но посему истинная Церковь, как единственно
возможная организация богочеловеческой жизни, должна обнимать в реальной системе
всю полноту нашего существования, должна определять все обязанности,
удовлетворять всем истинным потребностям, отвечать на все человеческие
стремления.
Реальное единство Церкви находит свое
выражение и ограждение в церковной монархии. Но раз Церковь, будучи единой,
должна быть вселенской, т. е. обнимать все в известном порядке, то и церковная
монархия не может оставаться бесплодной, но должна породить из себя всю
совокупность сил, устрояющих существование общества. И если монархия
святого Петра, рассматриваемая с этой точки зрения, представляет нам
отображение божественного единства и в то же время реальную и необходимую основу
для постепенного объединения человечества, то мы увидим далее в последующем
развитии общественных сил христианства не только отображение творческой силы,
пребывающей в Божестве, но и действительное средство связать всю совокупность
бытия человеческого с полнотой жизни божественной.
Когда мы говорим о существе живом, что оно
есть, мы необходимо приписываем ему некое единство, некую двойственность и некую
троичность. Мы имеем единство, ибо дело идет о существе. Мы имеем и
двойственность, ибо мы не можем утверждать, что какое-либо существо есть, не
утверждая в то же время, что оно есть нечто, что оно имеет определенную
объективность. Таким образом, две основных категории всякого существа суть его
бытие, как реального субъекта, и его объективная сущность, или его идея (смысл
его бытия). Наконец, мы находим в живом существе и троичность: субъект существа
связан тремя различными способами с принадлежащей ему по существу
объективностью; он обладает ею, во-первых, по самому факту своего существования,
как реальностью в себе, как своей внутренней субстанцией; он обладает ею,
во-вторых, в своем личном действии, как необходимом проявлении этой
субстанции; он обладает ею, наконец, и в-третьих, в живом чувстве обладания
присущим ему бытием и деятельностью, в том обращении на самого себя, которое
является следствием существования, проявленного в действии. Наличность, если не
одновременная, то, по крайней мере, последовательная этих трех видов
существования безусловно необходима для устроения живого существа. Ибо если
несомненно, что личное действие и чувство предполагают реальное существование
данного субъекта, то не менее верно и то, что реальность, вовсе лишенная
способности действовать и чувствовать, не была бы живым существом, а чем-то
косным и мертвым.
Несомненно, что указанные нами три формы
существования имеют, рассматриваемые в себе, вполне положительный характер. Как
реально существующий субъект есть нечто большее, чем мысленное существо, так
субъект, действующий и чувствующий, есть нечто большее, чем пассивное вещество
или слепая сила. Но в порядке природном во всех созданных существах составные
формы существования цельного не встречаются никогда во всей их чистоте: они в
данном случае нераздельны с некоторыми ограничениями и некоторыми отрицаниями,
которые глубоко искажают их положительный характер. Действительно, если
созданное живое существо и имеет реальное существование, то оно никогда не
принадлежит ему как факт абсолютный и первоначальный; его реальность зависит от
внешней причины, такое сущecтвo не абсолютно в себе. Так точно и личное Действие
созданного существа не представляет никогда чистого, простого, исключительного
проявления его внутреннего бытия, но оно необходимо определяется стечением
обстоятельств и влиянием внешних причин или, по крайней мере, осложняется
идеальной возможностью другого появления. Наконец, чувство самосознания в
созданном существе, проистекая из случайного существования и внешним образом
обусловленной деятельности, не зависит от самого существа ни в своем качестве,
ни в своем количестве, ни в своей продолжительности. Итак, конечное существо, не
имеющее изначального бытия в себе и не действующее исключительно через себя,
не может и обратиться вполне к себе, но всегда нуждается во внешнем
дополнении.
Другими словами, конечное существование
никогда не имеет основания своего бытия в самом себе, и для оправдания или
окончательного объяснения факта этого существования необходимо связать его, с
существом абсолютным, или Богом.
Утверждая бытие Сего последнего, мы
необходимо должны приписать Ему три основных формы полного бытия. Так как
реальное существование, действие и сознание обладания ими суть чисто
положительные в себе атрибуты, то они не могут отсутствовать в существе
абсолютном. Если оно существует, то не как мысленное существо, но как
реальность; если оно реальность, оно - не реальность мертвая и косная, но
существо, проявляющее себя в присущем ему действии; наконец, если оно действует,
то не как слепая сила, но с сознанием себя самого, ощущая свое бытие и сознавая
свое самопроявление. Лишенное этих атрибутов, оно не было бы Богом, но низшей
природой, менее, чем человеком. Но на том же основании, на котором мы
утверждаем, что Бог есть Бог, т. е. безусловное и верховное существо, Ему должны
быть приписаны основные формы полного существования лишь в том, что они содержат
существенного и положительного, отстраняя всякую идею, не проистекающую из
самого понятия о бытии, но связанную лишь с положением существа обусловленного.
Так реальное бытие, присущее Богу, не может быть дано Ему какой-либо внешней
причиной, а потому представляет факт первоначальный и несводимый. Бог имеет
бытие в Себе и через Себя; реальность, принадлежащая Ему прежде всего, чисто
внутренняя, она есть абсолютная субстанция. Равным образом присущая Богу
деятельность или существенное проявление не может ни определяться, ни
усложняться какой-либо посторонней причиной, а потому представляет чистое и
совершенное (абсолютно адекватное) воспроизведение Его собственного
бытия, Его единичной субстанции. Это воспроизведение не может быть ни новым
созданием, ни разделением божественной субстанции: она не может быть создана,
ибо существует от вечности, и она не может быть разделена, ибо она не есть
что-либо материальное, но чистая актуальность. Бог, имеющий ее в себе, проявляет
ее для Себя и воспроизводит Себя в чисто внутреннем акте. Через этот акт Он
достигает обладания Собою, т. е. своей абсолютной субстанцией, не только как
существующей, но и как проявленной.
Таким образом, полнота существования Бога
не выводит Его из Себя, не ставит Его ни в какое внешнее соотношение: она
совершенна в себе и не предполагает существования чего-либо вне
себя.
В трех основных формах Своего бытия Бог
соотносится исключительно к своей собственной субстанции. 1) Он обладает ею в
Себе, в первом акте (абсолютный факт). 2) Он владеет ею по
Себе, проявляя или производя ее из Себя Самого во втором акте (абсолютное
действие). 3) Он владеет ею, возвращаясь в Себя, вновь находя в ней, путем
третьего aктa, совершенное единство Своего существа и
Своего проявления (абсолютное обладание). Он не может обладать ею, не проявив
ее, и Он не может проявить ее, не имея ее в Себе. Таким образом, эти три акта,
эти три состояния или эти три отношения (в Данном случае эти термины совпадают)
неразрывно связаны между собой и суть различные, но равные выражения Божества во
всей Его полноте. Проявляя Свою внутреннюю субстанцию или воспроизводя Себя
через Свое собственное действие, Бог не имеет никакого посредника и не
испытывает никакого внешнего воздействия, которое могло бы исказить Его
воспроизведение или сделать его неполным: произведение поэтому совершенно равно
производящему во всем, кроме именно этого отношения, по которому один есть
производящий, а другое - произведение. И как все Божество содержится в Своем
воспроизведении, так Оно все содержится и в соединенном с сим чувстве обладания.
Не связанное ни с каким внешним условием, это обладание не может быть случайным
состоянием, инадекватным безусловному существу Бога: оно есть прямой и
полный результат Божественного существования и Божественного действия. Бог,
как обладающий, исходит из Себя Самого, поскольку Он и производящий, и
произведение. И так как третий термин (исходящий) определяется только двумя
первыми, вполне между собой равными, то он необходимо равен им во всем, кроме
именно того отношения, по которому он исходит от них, а не
vice
versa.
Эти три акта, не будучи раздельными
частями абсолютной субстанции, не могут также быть последовательными фазами
Божественного существования. Если идея части предполагает пространство, то идея
фазы предполагает время. Отстраняя эти две формы созданной природы, мы
необходимо утверждаем, что абсолютная субстанция содержится в трех видах
Божественного существования не только без разделения, но и вне
последовательности. А это предполагает в абсолютном единстве Божественной
субстанции три относительных субъекта или три ипостаси. Действительно, если бы
три вида абсолютного существования могли быть последовательными, то
достаточно было бы одного субъекта; одна ипостась могла бы последовательно
находиться в трех различных отношениях к своей субстанции. Но существо
абсолютное, не изменяясь во времени, не может, как таковое, и входить в
последовательную эволюцию; три конститутивных вида полноты его существования
необходимо одновременны и совечны в нем. С другой стороны, очевидно, что
один и тот же субъект (ипостась) не может полагать себя в одно и то же
время, как непроявленный, как проявленный и как исходящий своим проявлением.
Итак, необходимо допустить, что каждый из видов Божественного существования
всегда представлен отличным относительным субъектом, что он вечно ипостазируется
и что, следовательно, в Боге мы имеем три совечные ипостаси. Эта необходимость
может быть представлена еще и с другой точки зрения. Так как в первом виде
своего существования Бог, как непроизведенный и необнаруженный (но
воспроизводящий и обнаруживающий Себя), представляет необходимо истинный
субъект, или ипостась, и так как второй вид Божественного существования (Бог,
как воспроизведенный и обнаруженный) совершенно равен первому во всем, кроме
специфической разницы их взаимного отношения, то по необходимости, раз первый
вид является ипостасью, то и второй является ею. Ибо единственная относительная
разница, отличающая их, связана не с понятием ипостаси, а с понятиями
производить и быть произведенным. Так, если один есть ипостась производящая, то
другой - ипостась произведенная. То же рассуждение вполне применимо к третьему
виду Божественного существования, исходящему от двух первых, поскольку Бог через
завершение Своего проявления возвращается в Себя в абсолютном обладании Своим
проявленным существом. Устраняя из этого последнего отношения идею времени и
образ последовательного процесса, мы необходимо приходим к признанию третьей
ипостаси, совечной с другими двумя и исходящей из них обеих, как их единство или
их окончательный синтез, замыкающий круг Божественной жизни. Обладание в Боге
(Бог, как обладающий) не может быть неравно Его действию и Его изначальной
реальности если поэтому эти последние суть различные ипостаси, то и первое будет
тем же.
Троичность ипостасей или субъектов в
единстве абсолютной субстанции есть истина, данная нам в Божественном Откровении
и в непогрешимом учении Церкви. Мы только что видели, что эта истина
представляется нашему разуму с необходимостью и может быть выведена логически,
раз мы признаем, что Бог есть в положительном и полном смысле этого
термина. Божественное Откровение не только научило нас тому, что существуют три
ипостаси в Боге, но оно, кроме того, обозначило их специфическими именами, и нам
потребуется лишь дополнить нашу предшествующую аргументацию, чтобы показать, что
эти имена не взяты произвольно, но что они вполне отвечают самой идее
Троичности.
[«Россия и Вселенская Церковь» - ОГЛАВЛЕНИЕ] | [Вл.Соловьев]
| [Библиотека «Вехи»]
© 2004, Библиотека
«Вехи»
[1] В немецком языке
schlecht - дурной и schlicht - простой представляют в
сущности одно и то же речение; это обстоятельство подало Гегелю повод к его
каламбуру, имевшему успех в германской философии. Впрочем, уже Аристотель
высказал ту же мысль, не прибегая к игре
слов.