[«Россия и Вселенская Церковь» -
ОГЛАВЛЕНИЕ] |
[Вл.Соловьев] |
[Библиотека
«Вехи»]
Владимир Соловьев
РОССИЯ И
ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
КНИГА
ТРЕТЬЯ
Троичное
начало и его общественное приложение
ГЛАВА
ШЕСТАЯ
Три
главных ступени космогонического процесса
В мысли Бога небеса и земля, мир высший и
мир низший, созданы были вместе в едином основании, которое есть существенная
Премудрость - безусловное единство всего. Единение небес и земли, положенное в
основании (решит), в начале творческого дела, должно быть осуществлено
фактически путем космогонического и исторического процесса, приводящего к
совершенному проявлению этого единства в Царстве Божием (малхут). Единство,
действительно осуществленное, предполагает предварительное разделение, -
разделение, проявляющееся в хаотическом существовании земли, существовании
пустом и бесплодном, погруженном в тьму (хошех, Быт. I, 2) и в бездну
(тегом). Задача лежала
в том, чтобы заполнить эту бездну, осветить эту тьму, оплодотворить это
бесплодное лоно и, наконец, путем совокупного действия обоих миров вызвать к
жизни полуземное и полунебесное существование, способное объять в своем единстве
всю совокупность творения и связать ее с Богом свободной и живой связью,
воплотив в созданном образе вечную Премудрость Божества.
Космический процесс есть последовательное
объединение низшего, или земного, мира, созданного в начале в состоянии хаоса и
розни - тогу вабогу. В этом процессе, как это открывает нам священное
повествование книги Бытия, усматриваются две основы или два производящих
двигателя, - один безусловно деятельный - Бог в Своем Слове и Своем Духе, - и
другой, частью содействующий своей собственной силой Божественному порядку и
предначертаниям и осуществляющий их, частью представляющий лишь чисто пассивную
и материальную стихию. Действительно, когда речь идет о создании растений и
животных, написано: "ваййомэр 'элогим: тадешэ га'арэц есэв мазриа зэра", и т. д.
(Быт. I, II) - "и сказал Бог: да произрастит земля
зелень, траву сеющую семя", и т. д.; и далее; "ваттоцэ га'арэц дэшэ' есэв мазриа
зэра, леминегу", и т. д. (Быт. 1,12) - "и произвела земля зелень,
траву, сеющую семя по роду (и по подобию) ее", и т. д. И еще дальше: "ваййомэр
'элогим: тоцэ' га'арэц нэфэш хаййа леминаг", и т. д. (Быт., I, 24) - "и сказал Бог: да произведет земля
душу живую по роду", и т. д. Таким образом, очевидно, что Бог не создает
непосредственно различные проявления физической жизни, но что Он лишь
определяет, направляет и устанавливает творческую силу этого, именуемого
землею, деятеля, то есть земной природы, первой материи, души низшего
мира. Эта душа в самой себе есть лишь неопределенная и беспорядочная сила, но
сила, способная стремиться к Божественному единству, жаждущая союза с небесами.
На это желание и отвечают Своим действием Слово и Дух Божий, внушая неведающей
душе все более и более совершенные формы объединения небесного с земным и
побуждая осуществить их в среде низшего мира. Но так как душа этого мира
представляет собою неопределенную двойственность (<...>), то она
доступна также действию и противобожественного начала, которое, не будучи в
состоянии подчинить себе высшую Премудрость, осаждает ее низший противообраз,
душу мира, дабы принудить ее пребывать в хаосе и раздоре и производить, вместо
осуществления единства небес и земли в стройных и правильно восходящих формах, -
беспорядочные и фантастические чудовища. Таким образом, космический процесс,
будучи, с одной стороны, мирной встречей, любовью и браком двух деятелей -
небесного и земного, - с другой стороны, представляет борьбу на смерть
Божественного Слова и адского начала за власть над мировою душою. Отсюда
следует, что дело творения, как процесс вдвойне сложный, может совершать свое
движение лишь медленно и постепенно.
Что оно не есть непосредственное
дело Божие, это, как мы видели, вполне определенно говорит нам Библия. И ее
священные слова в полной мере подтверждаются на деле. Если бы создание нашего
физического мира исходило прямо и исключительно от Самого Бога, то оно было бы
делом безусловно совершенным - спокойным и стройным произведением, не только в
целом, но и в каждой из его частей.
Но действительность далеко не отвечает
такой идее. Лишь со своей точки зрения, обнимающей все (кол-'aшep аса, Быт. 1,51) одним взглядом -
sub specie aeternitatis -
Бог мог объявить творение совершенным - тов ме'од (Быт. I, 31), хорошо
весьма. Что же
касается отдельных частей дела, рассматриваемых в них самих, то они заслуживают
в устах Бога лишь относительного одобрения или не заслуживают никакого. В этом,
как и во всем остальном, Библия находится в полном согласии с человеческим
опытом и научной истиной. Если мы станем рассматривать земной мир в его
настоящем состоянии и в особенности в его геологической и палеонтологической
истории, хорошо и документально обоснованной в наши дни, мы откроем в нем
характерную картину процесса тяжелой работы, определенной разнородными началами,
приходящими весьма не скоро и путем великих усилий к устойчивому и стройному
единству. Тут нет ни малейшего сходства с безусловно совершенным созданием -
непосредственным делом одного Божественного художника (artifex). Наша космическая история есть медленное и
мучительное рождение. Мы видим в ней ясные признаки внутренней борьбы,
потрясения и жестокие судороги, слепые поиски на ощупь, незаконченные попытки
неудавшихся созданий, чудовищные выкидыши. Все эти допотопные чудища, эти
палеозой - мегатериумы, плезиозавры, ихтиозавры, птеродактили и т. д., могут
ли они принадлежать к совершенному и непосредственному творению Бога? Если
каждый род этих чудовищных созданий был тов ме'од (хорошо весьма), почему же они
окончательно исчезли с нашей земли, уступив место более удачным, более стройным
и лучше уравновешенным формам. Творение есть постепенный и упорный процесс; это
- библейская и философская истина, так же как и факт естественной науки.
Процесс, предполагая несовершенство, предполагает тем самым определенный
прогресс, состоящий во все более и более глубоком и полном объединении
материальных элементов и анархических сил, в преображении хаоса в осмос, в живое
тело, могущее послужить для воплощения Божественной Премудрости. Не входя в
космогонические подробности, я укажу только на три основные, конкретные ступени
этого объединяющего процесса. Мы уже обратили внимание на первую из этих
определенных ступеней во всеобщем тяготении, которое делает из низшего
мира относительно компактную массу и создает материальное тело вселенной. Это и
есть механическое единство всего. Части вселенной, хотя и оставаясь
внешними по отношению друг к другу, тем не менее сдержаны вместе неразрывной
цепью - силою притяжения. Как бы они ни упорствовали в своем эгоизме, он
уличается во лжи непобедимым влечением, толкающим их одну к другой -
первоначальным проявлением космического альтруизма. Мировая душа достигает своей
первой реализации, как универсальное единство, и празднует свое первое единение
с Божественной Премудростью. Но, побуждаемая творческим словом, она стремится к
единству более совершенному; и в этом стремлении она освобождается от уз весомой
массы и преобразует свою мощь в новую материю, утонченную и разреженную,
получившую название эфира. Слово овладевает этой идеализованной материей,
как преимущественной носительницей Его образующего действия; оно разносит
невесомые токи во все части вселенной; покрывает все члены космического тела
эфирной сетью; обнаруживает относительные различия этих частей, ставит их в
определенные отношения и создает, таким образом, второе космическое единство,
более совершенное и более идеальное - единство динамическое,
осуществленное в свете, электричестве и всех других невесомых, представляющих
лишь видоизменения или превращения одного и того же деятеля. Характер этого
деятеля есть чистый альтруизм, это - беспредельное расширение, непрерывный акт
отдачи себя. Как ни совершенно в самом себе динамическое единство мира, оно лишь
объемлет материальную массу во всех ее частях, но оно не овладевает ими
внутренне, не проникает их до глубины их существа, не перерождает их. Мировая
душа, земля, видит в лучезарном эфире идеальный образ своего небесного
возлюбленного, но реально не соединяется с ним. Тем не менее, она постоянно
стремится к этому единению, она не хочет ограничиться созерцанием небес и
блистающих светил, погружением в эфирные токи, - она поглощает свет,
претворяет его в жизненный огонь и, как плод этого нового союза, выводит
из недр своих всякую душу живую в обоих царствах растений и животных. Это
новое единство - единство органическое, имеющее основанием и средой
неорганическую материю и эфирные токи, тем более совершенно, что оно дает форму
и управляет телом более сложным при посредстве более деятельной и более
универсальной души. В растениях жизнь проявляется объективно в ее органических
формах, животными она, кроме того, чувствуется в ее движениях и
субъективных эффектах; наконец, человеком она понимается в ее безусловном
принципе.
Земля, которая вначале была пуста, покрыта
тьмою и безобразна, дабы затем постепенно быть объятой светом, получить форму и
расчленение; земля, которая лишь в третью космогоническую эпоху неопределенно
почувствовала и смутно, как бы во сне, выразила свою творческую мощь в формах
растительной жизни - этих первых сочетаниях праха земного с красотою небес, -
земля, которая в этом мире растений впервые выходит из себя навстречу небесным
влияниям, затем отделяется от себя в свободном движении четвероногих и
возвышается над собой в воздушном полете птиц, - земля, разлив свою душу живую в
бесчисленных породах растительной и животной жизни, сосредоточивается, наконец,
возвращается в себя и облекается в форму, дозволяющую ей встретить Бога лицом к
лицу и приять непосредственно от Него дыхание жизни духовной. Здесь земля
познала небо и познана им. Здесь обе грани творения, Божественное и
внебожественное, высшее и низшее, действительно становятся единым, соединяются
актуально и обладают сознанием чувства этого единства. Ибо воистину познать друг
друга можно лишь в реальном единении: совершенное познание должно быть
реализовано, и реальное единение должно быть идеализировано, чтобы
стать совершенным. Вот почему единение, по преимуществу союз полов, именуется в
Библии знанием[1].
Вечная Премудрость, которая по основе своей есть единство всего, и в своем целом
единство противоположного, - единство свободное и обоюдное - находит, наконец,
субъект, в котором и через которого она может осуществить себя вполне. Она
находит его и радуется. Мое веселие, говорит она, мое веселие по
преимуществу с сынами человеческими.
[«Россия и Вселенская Церковь» - ОГЛАВЛЕНИЕ] | [Вл.Соловьев]
| [Библиотека «Вехи»]
© 2004, Библиотека
«Вехи»