[Н.А.Бердяев] | [Библиотека]
[Тезисы доклада,
прочитанного на 1-х "Бердяевских чтениях"
в Киеве 28 мая 1991 г.]
Недостаточность исторической перспективы не позволяла до
сего времени всерьез обратиться к теме взаимоотношений Николая Бердяева и
Церкви. Поэтому, впервые начиная об этом разговор, попытаемся расставить хотя
бы некоторые точки над "i" и утвердить исходные постулаты в раскрытии данной
темы:
1. Н.А.Бердяев особенно остро переживал различия, а
иногда и противоречия между церковью и Церковью. Он был неотъемлемым
членом Церкви, смело и даже дерзновенно относившимся ко всем человеческим и
историческим структурам и организациям в ней и, следовательно, в целом к
церкви. Бердяев понимал роль церкви, но более желал исполнять свою великую
пророческую миссию - поддержать "скинию Давидову падшую", проявить в
жизни и усилить Церковь. Он никогда не уходил из Православия, но часто был
невысокого мнения о православной конфессиональной институции. Бердяев видел
уникальность духа Православия в прошлом, настоящем и будущем, ибо он укоренен в
вечности, но так или иначе он мог и смел видеть правду и истину и в других
церквах и духовных учениях. Он стремился к полноте истины и считал, что обрести
эту полноту можно в Православной церкви, хотя не отрицал такой возможности и
для неправославных христиан. Он чувствовал необходимость для всех христиан
прорываться через свою конфессиональную ограниченность и жизненную неправду. Его
интересовало и учение, и жизнь церкви, хотя он понимал, что жизнь превосходит
церковное учение, и что учение становится завидным ее образцом.<%0>
2. Н.А.Бердяев был великим апологетом Христианства
(тождественного Православию) и должен быть признан церковью как один из
величайших защитников и проповедников его учения.
3. Н.А.Бердяев стремился к воцерковлению жизни,
всего подлинного в ней, к тождеству Христианства не с высшей религией, а с
высшей Жизнью. Он ждал поэтому нового откровения силы Божьей, Божьего Духа, ибо
знал, что Дух есть сила (энергия). В этом смысле он является прямым <MI>продолжателем<D>
последнего великого православного святого отца - практика, мыслителя, пророка и
догматиста - св.Григория Паламы, без которого нельзя понять и признать
бердяевского пафоса проникновения человека в божественные тайны Свободы и
Творчества. А без приобщения к ним нельзя найти и осуществить человеческого
призвания. Так Н.А.Бердяев раскрыл апостольское учение о том, что "наше
жительство на небесах".
4. Н.А.Бердяев оправдал человеческую плоть (тело и душу
человека), соединив ее с жизнью человеческого духа, приобщенного к вечной Жизни
Духа Божьего во Христе и через Христа.
5. Н.А.Бердяев впервые (после ап.Павла) оказался вполне
на высоте христианской антропологии, заново открыв и описав ее центр -
Богооткровенную (от слова "откровение") во Христе соборную
человеческую личность, понятую уникально и чисто по-христиански,
"экзистенциально", не тождественную никакой индивидуальности, но
противостоящую ей. (Его термин "персонализм" - не самый удачный).
6. Н.А.Бердяев ввел и другие понятия, поставившие в
христианстве многие вещи на свои места. Например, он отказался от онтологии в
пользу подлинной "экзистенции", понятой не по-западноевропейски, а
по-православному, даже прямо по-библейски. Для него Бог Яхве не просто Сущий, а
Единый, истинно Существующий. (Термин "экзистенциализм" - также не
самый удачный у Бердяева.).
7. Н.А.Бердяев возродил достоинство христианского
(нееретического) гностицизма, ощутив единство мира в его иерархическом
строении, как и соответствующей ему жизни. Он строил новое здание
необъективированного и неидеализированного познания Бога, мира, жизни и
человека, не стесняясь использовать при этой постройке как бы "строительные
леса" - мифологемы (Ungrund, Адам Кадмон, коммунизм и т.д.). Однако ясно, что по мере завершения
строительства здания эти "леса" ему и нам все менее необходимы
(подобно "софиологии" конгениального о.С.Н.Булгакова).
8. Н.А.Бердяев заново осмыслил историю, определенно
поставив ее под знак "эсхатона", чем признал всю ее трагическую
тяжесть и неизбежную неудачу, но в то же время всю ее высшую правду,
растворенную свойственным только ему вкусом борьбы за нее ради откровения
полноты метаисторической богочеловеческой истины.
9. Н.А.Бердяев утверждал ценность и достоинство
социального и культурного строительства в единстве его лучших достижений в
настоящем и прошлом. Однако он знал ему меру и его место.
10. Н.А.Бердяев, веря в Слово и силу слова, говорил на
современном ему языке и не стилизовался (в отличие, например, от о.
П.Флоренского). Поэтому он так трудно вписывается в наш современный стиль
церковной жизни и благочестия. С него было бы трудно писать традиционную
икону.
11. Н.А.Бердяев показал недостаточность в христианской
жизни духовных символов, знаков, "теней" и образов и тем самым то,
что Церковь Божия - больше даже своих таинств и догматов, ибо она есть весь
Божий мир, она есть Божия Тайна, которая открывается лишь
верующему ей сердцу в непрерывном напряженном искании и движении духа и Духа в
нем.
12. Н.А.Бердяев заново осмыслил и утвердил, как
своего рода аристократические, "аскетические добродетели" в
христианстве. Он возвел послушание к Богу, а смирение к его корню - Миру,
который есть тот же Бог (вспомним сказанное о Христе: "Он есть мир
наш"). Для Бердяева и целомудрие не было связано непременно с безбрачием,
а с Целостностью, Единством, Мудростью.
13. Н.А.Бердяев последовательно выступал против любого, и
особенно духовного, насилия (как обычного проявления духовной слабости),
показав пример борьбы со всякого рода противниками оружием духовной правды и
Истины, которая побеждает неправду и неистину внутренней силой собственной
убежденности через восполнение положительного духовного и нравственного опыта
своего противника, а не разрушение его лишь потому, что в нем не все правильно
(праведно) и истинно.<%0>
14. Н.А.Бердяев (в полноте) может быть понят только в
контексте своей эпохи. Его надо знать и ценить в связи со всей значительной
плеядой деятелей русского и мирового религиозно-философского возрождения первой
половины XX века. В то же время он более других связан с будущей жизнью мира и церкви.
15. Н.А.Бердяев преодолевал заскорузлые разрывы и расколы
в мире и жизни, что не могло и не может не вызывать негативных реакций в
традиционалистски настроенных кругах светского и церковного общества. Он же
преодолел и сам разрыв и раскол между светским (мирским) и духовным
(церковным). Он может быть признан всеми одним из духовных отцов современного
человечества.
16. Таким образом, Николай Бердяев, посвятивший всего
себя и свой гений служению Богу и Человеку, не был никаким еретиком (и не мог
им быть, ибо ничего никому не навязывал), хотя, как и всякий человек на земле,
имел свои "мнения", грехи и недостатки. Это сближает его с лучшими
святыми отцами Церкви. С ним можно не соглашаться по тем или иным положениям
(что ретроспективно нередко делал и он сам), но равнодушно пройти мимо него
нельзя.
Если мы призваны Господом судить обо всем и узнавать
каждого "по духу" и "по плодам", то современная жизнь
доказывает, как можно надеяться и видеть верность представленных нами выводов.
[Н.А.Бердяев] | [Библиотека]
© 2000, Библиотека "ВЕХИ"
[1] Священник Георгий Кочетков, окончил Духовную Академию (Ленинград, Москва), магистр богословия
Свято-Сергиевского института (Париж), основатель, ректор (1989-1997), проректор
(1997-н.вр) Свято-Филаретовской Московской высшей православно-христианской школы,
Основатель православного просветительско-благотворительного братства
"Сретение", Основатель, главный редактор (1989-1997),
заместитель гл.редактора (1997-н.вр) журнала "Православная община". В
1997 году на основании необоснованных обвинений запрещен в служении.