[А.А.Блок] | [О г л а в л е н и
е] | [Библиотека
«Вехи»]
АЛЕКСАНДР
БЛОК
ПОСЛЕДНИЕ
ДНИ
ИМПЕРАТОРСКОЙ
ВЛАСТИ
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1.
Письмо в. кн.
Александра Михайловича к Николаю II, от 25 декабря 1916—4 февраля 1917
годов.
Дорогой Ники, Тебе угодно
было, 22-го декабря, дать мне высказать мое мнение по известному вопросу, и
попутно пришлось затронуть почти все вопросы, которые волнуют нас; я просил
разрешения говорить как на духу, и Ты дал мне его.
Я считаю, что, после всего
мною сказанного, я обязан говорить дальше:—Ты невольно мог подумать, слушая
меня: ему легко говорить, а каково мне, который должен разбираться в
существующем хаосе и принимать те или другие меры и решения, подсказываемые мне
с разных сторон.—Ты должен понимать, что я, как и все болящие душой за все
происходящее, часто задавал себе вопрос: что бы я сделал на Твоем месте; и вот я
хочу Тебе передать то, что мне подсказывает душа, которая, я убежден, говорит
верно.
Мы переживаем самый опасный
момент в истории России: вопрос стоит, быть ли России великим государством,
свободным и способным самостоятельно развиваться и рости, или подчиниться
германскому безбожному кулаку,—все это чувствуют: кто разумом, кто сердцем, кто
душою, и вот причина, почему все, за исключением трусов и врагов своей родины,
отдают свои жизни и все достояние для достижения этой цели.—И вот, в это святое
время, когда мы все, так сказать, держим испытание на звание человека, в его
высшем понимании, как христианина, какие то силы внутри России ведут Тебя и,
следовательно, Россию к неминуемой гибели.—Я говорю: Тебя и Россию, вполне
сознательно, так как Россия без царя существовать не может, но нужно помнить,
что царь один править таким государством, как Россия, не может: это надо раз
навсегда себе усвоить и, следовательно, существование министерства с одной
головой и палат совершенно необходимо; я говорю: палат, потому что существующие
механизмы далеко несовершенны и не ответственны, а они должны быть таковыми и
нести перед народом всю тяжесть ответственности; немыслимо существующее
положение, когда вся ответственность лежит на Тебе и на Тебе одном. Чего хочет
народ и общество? Очень немногого—власть (я не говорю избитые, ничего незначащие
слова: твердую или крепкую власть, потому что слабая власть это не власть)
разумную, идущую на встречу нуждам народным, и возможность жить свободно и
давать жить свободно другим. Разумная власть должна состоять из лиц первым делом
чистых, либеральных и преданных монархическому принципу, отнюдь не правых или,
что еще хуже, крайне правых, так как для этой категории лиц, понятие о власти
заключается: „править при помощи полиции, не давать свободного развития
общественным силам и давать волю нашему никуда негодному, в большинстве случаев,
духовенству".
Председателем совета
министров должно быть лицо, которому Ты вполне доверяешь; он выбирает себе и
ответствен за всех других министров, все они вместе должны составлять одну
голову, один разум и одну волю, и каждый по своей специальности проводит общую
политику, а не свою, как это мы видим теперь; ни один министр не имеет права
высказывать Тебе свои взгляды на общую политику,—он является докладчиком по
своей узкой специальности; если же Ты хочешь услышать их мнение по общим
вопросам, то таковое они могут высказывать только в совете министров, под Твоим
личным председательством; при министерстве объединенном трудно ожидать, чтобы Ты
услышал противоречия в их мнениях, но оттенки, в связи с делом порученным
каждому из них, конечно, могут быть, и необходимо, чтобы Ты их слышал. Я
принципиально против, так называемого, ответственного министерства, т. е.
ответственного перед думой; этого допускать не следует, надо помнить, что
парламентская жизнь у нас в самом зародыше,—при самых лучших намерениях
тщеславие, желание власти и почета, будут играть не последнюю роль, и, главное,
при непонимании парламентского строя, личной зависти и проч. человеческих
недостатках министры будут меняться даже чаще чем теперь, хотя это и трудно. Как
председатель, так и все министры должны быть выбраны из числа лиц, пользующихся
доверием страны и деятельность которых общеизвестна (конечно не исключаются и
члены думы). Такое министерство встретит общее сочувствие всех благомыслящих
кругов; оно должно представить Тебе подробную программу тех мер, которые должны
проводиться в связи с главной задачей момента, т. е. победы над германцами, и
включить те реформы, которые могут проводиться попутно, без вреда для главной
цели, и которых ждет страна. Программа эта, после одобрения Тобой, должна быть
представлена думе и государственному совету, которые, вне сомнения, ее одобрят и
дадут полную свою поддержку, без которой работа правительства невозможна; затем,
опираясь на одобрение палат и став твердой ногой, и чувствуя за собой поддержку
страны, всякие попытки со стороны левых элементов должны быть подавляемы, с чем,
я не сомневаюсь, справится сама дума; если же нет, то дума должна быть
распущена, и такой роспуск думы будет страной
приветствоваться.
Главное условие, чтобы раз
установленная программа ни в коем случае не менялась, и правительство должно
быть уверено, что никакие побочные влияния на Тебя повлиять не могут, и что Ты
всей своей неограниченной властью будешь свое же правительство поддерживать.
Теперь замечается как раз обратное:—ни один министр не может отвечать за
следующий день, все разрознены; министрами назначаются люди со стороны, которые
никаким доверием не пользуются и, вероятно, сами удивляются, что попадают в
министры, но так как людей честных вообще мало, то у них не хватает
смелости сознаться перед Тобой, что они не способны занимать посты, на которые
назначаются, и что их назначение для общего дела приносит только вред,
их поступки граничат с преступлением. 1 Января 1917 г.—Первую часть письма
писал в вагоне по пути в Киев,—до сегодняшнего дня был так занят, что не было
свободной минуты. Состоявшиеся с тех пор назначения, показывают, что Ты
окончательно решил вести внутреннюю политику, идущую в полный разрез с желаниями
всех Твоих верноподданных; эта политика только на руку левым элементам, для
которых положение „чем хуже, тем лучше", составляет главную задачу; так как
недовольство растет, начинает пошатываться даже монархический принцип, и
отстаивающие идею, что Россия без царя существовать не может, не имеют почвы под
ногами, так как факты развала и произвола налицо; продолжаться так долго такое
положение не может; опять повторяю: нельзя править страной не прислушиваясь к
голосу народному, не идя навстречу его нуждам, не считая его способным иметь
собственное мнение, не желая признавать, что народ свои нужды сам понимает.
Сколько ни думал, не могу понять с чем Ты и Твои советники борются, чего
добиваются. Я имел два продолжительных разговора с Протопоповым: он все время
говорил о крепкой власти, о недопустимости уступок общественному мнению, о том,
что земский и городской союзы, а также военнопромышленные комитеты суть
организации революционные; если бы его слова отвечали истине, то спасения нет,
но, к счастью, это не так, и конечно, нельзя отрицать, что в этих организациях
существуют левые, но ведь масса не революционна,—и вот мерами запрещений, разных
стеснений и подозрений искусственно толкают нетвердых в своих убеждениях людей в
лагерь левых.
Можно подумать, что какая то
невидимая рука направляет всю политику так, чтобы победа стала немыслима. Тот же
Протопопов мне говорил, что можно опереться на промышленные круги, на капитал;
какая ошибка! Во первых он забывает, что капитал находится в руках
иностранцев и евреев, для которых крушение монархии желательно,—тогда не будет
препятствии для их хищнических аппетитов, а затем наше купечество ведь не то,
что было прежде; достаточно вспомнить 1905 год.
Когда подумаешь, что Ты
несколькими словами и росчерком пера мог бы все успокоить, дать стране то, чего
она жаждет, т. е. правительство доверия и широкую свободу общественным силам,
при строгом контроле, конечно, что Дума как один человек пошла бы за таким
правительством, что произошел бы громадный подъем всех сил народных, а,
следовательно, и несомненная победа, то становится невыносимо больно, что нет
людей, которым бы Ты доверял, но людям, понимающим положение, а не таким,
которые только подлаживаются под что то непонятное.—25 января: Как видишь прошел
месяц, а письмо мое я еще не послал, все надеялся, что Ты пойдешь по пути,
который Тебе указывают люди верные Тебе и любящие Россию не за страх, а за
совесть. Но события показывают, что Твои советники продолжают вести
Россию и Тебя к верной гибели; при таких условиях молчать является преступным
перед Богом, Тобой и Россией.
Недовольство ростет с большой
быстротой и чем дальше, тем шире становится пропасть между Тобой и Твоим
народом.—Когда я говорю: народом, я понимаю в смысле тех, которые понимают нужды
народные, а не тех, которые представляют из себя стадо, которое пойдет за
человеком с умеющим увлечь толпу. Между тем народ Тебя любит и глубоко верит в
достижимость полной победы и внутреннего устроения без всяких потрясений, но при
условии существования правительства, состоящего из лиц чистых и пользующихся
доверием страны; без этого нет надежды на спасение Престола и, следовательно,
Родины.
Посмотри, что делается в союзных нам
странах: править государствами призваны самые способные люди, без различия их
убеждений; ведь все сознают, что в минуту, когда решается судьба мира, когда от
победоносного окончания войны той или другой стороны, зависит самое свободное
существование целых государств, что в такую минуту нет места ни личным
симпатиям, ни интересам тех или других партий, есть одно,—призыв всех наиболее
способных людей к делу спасения родины, именно: к спасению родины; вопрос ведь в
самом бытии России, как великой могущественной державы. Ведь никогда в истории
Российского государства не было более благоприятных политических условий: с нами
наш бывший исконный враг Англия, недавний—Япония и все другие государства,
которые видят и чувствуют всю силу нашу и в то же время присутствуют при
совершенно необъяснимом явлении, нашем полном внутреннем нестроении, которое с
каждым днем ухудшается, и видят, что не лучшие, а худшие силы правят Россией в
такой момент, когда ошибки сделанные сегодня, отразятся на всей истории нашей, и
они невольно начинают в нас сомневаться: они видят, что Россия собственных своих
интересов и задач не сознает, т. е. скорее не Россия, а те, которые ею
правят.
Такое положение продолжаться
не может. Ты, вероятно, читал обращение к Тебе новгородского дворянства; ведь
так можно говорить только тогда,
когда глубоко сознаешь ту пропасть, на краю которой мы стоим, и уверяю Тебя, что
все Тебе истинно верные люди именно так и думают. Приходишь в полное отчаяние,
что Ты не хочешь внять голосам тех, которые знают, в каком положении находится
Россия, и советуют принять меры, которые должны вывести нас из хаоса, в котором
мы все сегодня находимся.
Ты, вероятно, думаешь, что те
меры, которые принимает правительство, выведут Россию на светлый путь, на путь
победы и полного возрождения, и считаешь, что мы все, которые держимся обратного
мнения, заблуждаемся, но ведь для проверки оглянись назад и сравни положение
России в начале войны и сегодня,—неужели это сравнение не может убедить Тебя, на
чьей стороне правда? В заключение скажу, что как это ни странно, но
правительство есть сегодня тот орган, который подготовляет революцию; народ ее
не хочет, но правительство употребляет все возможные меры, чтобы сделать как
можно больше недовольных, и вполне в этом успевает. Мы присутствуем при
небывалом зрелище революции сверху, а не снизу.
Твой
верный (подпись).
[А.А.Блок] | [О г л а в л е н и
е] | [Библиотека «Вехи»]
© 2004,
Библиотека «Вехи»