|
|
|
|
|
Чаадаев Петр Яковлевич (1794, Москва - 1856, там же)
- мыслитель, общественный деятель. Род. в старинной богатой дворянской семье.
По материнской линии Ч. - внук М .М. Щербатова. Рано остался без родителей,
но получил хорошее домашнее образование, много читал, собирал свою
библиотеку. В 1808 - 1811 учился в Моск. унте, был дружен с А.С. Грибоедовым,
будущими декабристами Н.И. Тургеневым, И.Д. Якушкиным. Во время Отечественной
войны 1812 участвовал в Бородинском сражении, ходил в штыковую атаку при
Кульме, был награжден рус. орденом св. Анны и прусским Железным крестом. В
1816 был переведен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк, расквартированный
в Царском Селе. Прекрасно образованный, богатый и красивый аристократ,
всеобщий любимец, Чаадаев в доме Н.М. Карамзина познакомился с А.С. Пушкиным,
на к-рого оказал громадное влияние. Не считая нравственно возможным
продолжать службу после наказания близких друзей восставшего Семеновского
полка в 1820, Чаадаев, отказавшись от блестящей карьеры, в 1821 вышел в
отставку. Вступив в тайное общество декабристов, участия в его делах не
принимал ив 1823 уехал путешествовать по Англии, Франции, Швейцарии, Италии,
Германии. В 1826 при возвращении в Россию был арестован по подозрению в
причастности к декабристам, но через 40 дней отпущен. Жил в Москве и в
деревенском имении. В 1829 - 1831 Чаадаев создал "Философические
письма" - размышления о путях человечества к высшей свободе и великому
единству, т.е. к царству Божию на Земле. Россия, полагал Чаадаев, восприняла
религию и культуру от Византии, находившейся вне Востока и Запада, и потому
осталась вне истории мировой цивилизации. Изоляционизму и государственничеству
православия Чаадаев противопоставлял католицизм с его идеей всеобщности и
надгосударственности. Резко отрицательная характеристика России ("Мы
существуем как бы вне времени, и всемирное образование человеческого рода не
коснулось нас"; "Все народы мира выработали определенные идеи. Это
идеи долга, закона, права, порядка"; "Мы ничего не выдумали сами и
из всего, что выдумано другими, заимствовали только обманчивую наружность и
бесполезную роскошь") вызвала гнев Николая 1, начертавшего:
"Прочитав статью, нахожу, что содержание оной - смесь дерзкой
бессмыслицы, достойной умалишенного". Журн. "Телескоп", в
к-ром напечатали "письма", закрыли, редактора сослали, цензора
уволили со службы. Вызванному к моек. полицмейстеру Чаадаева объявили, что по
распоряжению правительства он считается сумасшедшим. Унизительный надзор
полицейского лекаря за "больным" был снят лишь в 1837. В
"Апологии сумасшедшего" Чаадаев пересмотрел свою точку зрения на
Россию, отметив: "Может быть, преувеличением было опечалиться хотя бы на
минуту за судьбу народа, из недр к-рого вышли могучая натура Петра Великого,
всеобъемлющий ум Ломоносова и грациозный гений Пушкина". Однако после
Крымской войны (1853 - 1856), не видя улучшения в положении России, думал о
самоубийстве. Умер от воспаления легких, оставив свои материальные дела в
полном расстройстве. Неоднозначное творчество Чаадаева позволяло
исследователям называть его воинствующим западником, мистиком и
консерватором, деятелем освободительного движения, чисто религиозным
мыслителем. Но, как бы ни оценивались взгляды Чаадаева, он сыграл
значительную роль в развитии общественной мысли России.
|