[С.Л.Франк] | [«Из глубины»]
| [Библиотека «Вѣхи»]
Из
глубины.
Сборник статей о русской революции
___
The air is cut away before
And closed from behind.
Fly, brother, fly! more high, more high!
Or we shall be belated.
Coleridge[2]
Если бы кто-нибудь предсказал еще несколько
лет тому назад ту бездну падения, в которую мы теперь провалились и в которой
беспомощно барахтаемся, ни один человек не поверил бы ему. Самые мрачные
пессимисты в своих предсказаниях никогда не шли так далеко, не доходили в своем
воображении до той последней грани безнадежности, к которой нас привела судьба.
Ища последних проблесков надежды, невольно стремишься найти исторические
аналогии, чтобы почерпнуть из них утешение и веру, и почти не находишь их. Даже
в Смутное время разложение страны не было, кажется, столь всеобщим, потеря
национально-государственной соли столь безнадежной, как в наши дни; и^ца.ум
приходят в качестве единственно подходящих примеров грозные, полные библейского
ужаса мировые события внезапного разрушения великих древних царств. И ужас
этого зрелища усугубляется еще тем, что это есть не убийство, а самоубийство
великого народа, что тлетворный дух разложения, которым зачумлена целая страна,
был добровольно, в диком, слепом восторге самоуничтожения, привит и всосан
народным организмом. Если мы, клеточки этого некогда могучего, ныне
агонизирующего государственного тела еще живем физически и морально, то это
есть в значительной мере та жизнь по инерции, которая продолжает тлеть в
умирающем и которая как будто возможна на некоторое время даже в мертвом теле.
Вспоминается мрачная, извращенная фантазия величайшего русского
пророка—Достоевского. Мертвецы в своих могилах, прежде чем смолкнуть навеки,
еще живут, как в полусне, обрывками и отголосками прежних чувств, страстей и
пороков; уже совсем почти разложившийся мертвец изредка бормочет бессмысленное
«бобок»[3]
— единственный остаток прежней речи и мысли. Все нынешние мелкие, часто
кошмарно-нелепые события нашей жизни, вся эта то бесплодно-словесная, то
плодящая лишь кровь и разрушение бессмысленная возня всяких «совдепов» и
«исполкомов», все эти хаотические обрывки речей, мыслей и действий,
сохранившихся от некогда могучей русской государственности и культуры после
бешеной пляски революционных привидений, как последние дотлевающие огоньки
после дьявольского шабаша,— разве все это не тот же «бобок»? И если мы, задыхаясь
и умирая среди этого мрака могилы, в своих тревогах и упованиях продолжаем по
инерции мысли бормотать о «заветах революции», о «большевиках» и «меньшевиках»
и об «учредительном собрании», если мы судорожно цепляемся за жалкие,
замирающие в нашем сознании остатки старых идей, понятий и идеалов и это
бесплодное и бездейственное трепыхание чувств, желаний и слов во мраке смерти
принимаем за политическую жизнь,— то и это все есть тот же «бобок»
разлагающегося мертвеца.
И, однако, неистребимая, органическая
жажда подлинной жизни, жажда воздуха и света заставляет нас судорожно
вырываться из удушающей тьмы могилы, влечет очнуться от могильного оцепенения и
этого дикого, сонно-мертвого бормотания. Если России суждено еще возродиться,—
чудо, в которое, вопреки всему, мы хотим верить, более того, в которое мы
обязаны верить, пока мы живы,— то это возрождение может быть теперь лишь
пошлинным воскресением, восстанием из мертвнх с новой душой, к совсем иной,
новой жизни. И первым условием этого возрождения должно быть полное,
окончательное осознание как всей глубины нашего падения, так и его последних,
подлинно-реальных духовных причин, а не только той призрачной, фантастической
обстановки и калейдоскопически бессмысленного сцепления отрывочных, событий
этого падения, которые окружают нас с того момента, как мы уже потеряли почву
под ногами. Подобно утопающему, который еще старается вынырнуть, мы должны
отрешиться от головокружительного, одуряющего подводного тумана и заставить
себя понять, где мы и как и почему попали в эту бездну. А если даже нам
действительно суждено..погибнуть,то и тогда дух жизни влечет нас погибнуть не в
сонном замирании мысли и воли, а с ясным сознанием, передав векам и народам
внятный, предостерегающий голос погибающего и чистое, глубоко осознанное
покаяние. Силою свободной мысли и совести—которых не могут отнять у нас никакие
внешние бедствия, никакой гнет и произвол — мы должны возвыситься над текущим
мигом; понять и оценить кошмарное настоящее в связи со всем нашим прошлым, в
свете не мигающих, блуждающих огоньков болотных испарений, а непреходящих,
сверхвременных озарений человеческой и национальной Жизни.
II
Казалось бы, дьявольское наваждение,
нашедшее на нас, уже кончается, и петух, разгоняющий шабаш ведьм на Лысой горе,
уже давно прокричал. Но мы все еще не опомнились, стоим как зачарованные и не
понимаем, Откуда взялось это наваждение. Мы уже хорошо понимаем, что вихрь,
закрутивший нас с марта прошлого года, был не подъемом творческих политических
сил, а принес лишь гибель, залепил нам глаза поднявшейся с низин жизни кутью и
пылью и завершился разушительной свистопляской всех духов смерти, зла и
разложения. Но мы еще не можем понять, как это случилось, и все еще чудится,
что как-то независимо от нашей воли и против нее совершился ужасний подмен добра
злом. Впервые родина стала истинно свободной для воплощения заветны; своих
идеалов, лучшие русские люди стали у власти, еще лучшие, более знергичные и
пылкие. подгоняли их в осуществлении желанных целей,—и внезапно все это куда-то
провалилось, к мы очнулись у разбитого корыта, хуже того, без всякого корыта и
даже без старой, покосившейся, но все же родной избы. И несмотря на всю
грозность знамений и божьих кар, мысль большинства еще цепляется за мелкие,
внешние и совершенно мнимые объяснения, старается сложить ответственность на
какие-то непредвиденные и независящие от нас силы и инстанции, на кого-то
другого или на что-то другое и не видит связи совершившегося с самим существом
русского общественного сознания.
Господствующее простое объяснение
случившегося, до которого теперь дошел средний «кающийся» русский интеллигент,
состоит в ссылке на «неподготовленность народа». Согласно этому объяснению,
«народ» в силу своей невежественности и государственной невоспитанности, в
которых повинен в последнем счете тот же «старый режим», оказался не в
состоянии усвоить и осуществить прекрасные, задуманные революционной
интеллигенцией реформы и своим грубым, неумелым поведением погубил «страну и
революцию». Продуманное до конца, это объяснение содержит, конечно,
жесточайшую, уничтожающую критику всей политической практики наших
революционных и радикальных партий. Что же это за политики, которые в своих
программах и в своем образе действий считаются с каким-то выдуманным идеальным народом,
а не с народом реально существующим! Тем не менее это объяснение, даже со всеми
вытекающими из него логическими последствиями, остается поверхностным, крайне
односторонними потому теоретически неверным, а как попытка самооправдания —
нравственно лживым. Конечно, прославленный за свою праведность народ настолько
показал свой реальный нравственный облик, что это надолго отобьет охоту к
народническому обоготворению низших классов. И все же, вне всякого ложного
сантиментализма в отношении «народа», можно сказать, что народ в смысле низших
классов или вообще толщи населения никогда не может быть непосредственным
виновником политических неудач и гибельного исхода политического движения по
той простой причине, что ни при каком общественном порядке, ни при каких
общественных условиях народ в этом смысле не является инициатором и творцом
политической жизни. Народ есть всегда, даже в самом демократическом
государстве, исполнитель, орудие в руках какого-либо направляющего и
вдохновляющего меньшинства. Это есть простая, незыблемая и универсальная
социологическая истина: действенной может быть не аморфная масса, а лишь
организация, всякая же организация основана на подчинении большинства
руководящему меньшинству. Конечно, от культурного, умственного и нравственного состояния
широких народных масс зависит, какая политическая организация, какие
политические идеи и способы действий окажутся наиболее влиятельными и
могущественными. Но получающийся отсюда общий политический итог всегда,
следовательно, определен взаимодействием
между содержанием и уровнем общественного сознания масс и направлением идей
руководящего меньшинства. Применяя эту отвлеченную социологическую аксиому к
текущей русской действительности, мы должны сказать, что в народных массах в
силу исторических причин накопился, конечно, значительный запас анархических,
противогосударственных и социально-разрушительных страстей и инстинктов, но что
в начале революции, как и всегда, в тех же массах были живы и большие силы
патриотического, консервативного, духовно-здорового, национально-объединяющего
направления. Весь ход так называемой революции состоял в постепенном отмирании,
распылении, ухождении в какую-то политически-бездейственную глубь народной души
сил этого последнего порядка. Процесс этого постепенного вытеснения добра злом,
света — тьмой в народной душе совершался под планомерным и упорным воздействием
руководящей революционной интеллигенции. При всем избытке взрывчатого
материала, накопившегося в народе, понадобилась полугодовая упорная, до
исступления энергичная работа разнуздывания анархических инстинктов, чтобы
народ окончательно потерял совесть и здравый государственный смысл и целиком
отдался во власть чистокровных, ничем уже не стесняющихся демагогов.
Вытесненные этими демагогами слабонервные и слабоумные интеллигенты-социалисты
должны, прежде чем обвинять народ в своей неудаче, вспомнить всю свою
деятельность, направленную на разрушение государственной и гражданской
дисциплины народа, на затаптывание в грязь самой патриотической идеи, на
разнузданно, под именем рабочего и аграрного движения, корыстолюбивых
инстинктов и классовой ненависти в народных массах,— должны вспомнить вообще
весь бедлам безответственных фраз и лозунгов, который предшествовал
послеоктябрьскому бедламу действий и нашел в нем свое
последовательно-прямолинейное воплощение. И если эти бывшие вдохновители
революции обвиняют теперь народ в том, что он не сумел оценить их благородное
«оборончество» и отдал предпочтение низменному «пораженчеству» или смешал
чистый идеал социализма как далекой светлой мечты человеческой справедливости с
идеей немедленного личного грабежа, то беспристрастный наблюдатель, и здесь
отнюдь не склонный считать народ безгрешным, признает, что вина народа не так
уж велика и по человечеству вполне понятна. Народная страсть в своей
прямолинейности, в своем чутье к действенно-волевой основе идей лишь сняла с
интеллигентских лозунгов тонкий слой призрачного умствования и
нравственно-беспочвенных тактических дистинкций. Когда «оборончество» основано
не на живом патриотическом чувстве, не на органической идее родины, а есть лишь
ухищренный тактический прием антипатриотического интернационализма, когда идеал
социализма, к бескорыстному служению которому призывают народные массы,
обоснован на разлагающей идее классовой ненависти и зависти,— можно ли упрекать
народ в его неспособности усвоить эти внутренне-противоречивые, в корне
порочные сгустки морально и интеллектуально запутавшейся интеллигентской
«идеологии»?
Но довольно об этих притязаниях тех или
иных групп и фракций социалистической интеллигенции объяснить потрясающую
катастрофу великого государства тем, что страна не поверила им и стала лечиться
не по рецептам их политической стряпни, а по каким-то чужим и худшим рецептам.
Эта междуфракционная грызня и семейные счеты между всяческими «большевиками» и
«меньшевиками», «левыми эсерами» и «правыми эсерами», сколь бы важными они ни
казались сейчас бредовому сознанию гибнущего народа и сколько бы еще злосчастия
и кровопролитий они ни стоили истерзанной родине, принадлежат именно к тому
замогильному бормотанию и барахтанью, от которого мы прежде всего должны
очнуться.
Мы обойдем молчанием как поверхностные и
не достигающие существа дела и те многочисленные объяснения, которые, возлагают
всю вину за гибель родины на отдельных лиц, на неумелость, недальновидность или
недобросовестность правителей и влиятельных руководителей политической жизни в
злосчастные «дни свободы». Конечно, было совершено много роковых ошибок и
преступлений, избегнув которых можно было бы изменить исход всего политического
движения, и многие, слишком многие из любимцев и избранников русской
общественности оказались далеко не на высоте положения, не обнаружили
необходимого сочетания государственной дальновидности с нравственной решимостью
и чувством нравственной ответственности. Но уже обилие этих ошибок и
преступлений в действиях и упущениях свидетельствует, что они не были
необъяснимым скоплением случайностей. Quos vult perdere, demenltat[4]. Bcя тa длинная цепь
отдельных гибельных действий, из которых слагалось постепенное, быстро
нарастающее крушение русской государственности, несостоятельность большинства
правителей, неуклонность порядка, в котором лучшие люди вытеснялись все
худшими, и роковая слепота общественного мнения, все время поддерживавшего худшее
против лучшего,—все это лишь внешние симптомы более общей, более глубоко
коренившейся болезни национального организма. Это сознание не снимает
ответственности с отдельных лиц, которые по своему положению и влиянию или с
наибольшей силой вливали в государственную жизнь болезнетворные, разлагающие
начала, или обнаружили недостаточную серьезность и энергию в борьбе с ними. Но
оно возлагает ответственность и на всех остальных, прямых и косвенных,
участников, вдохновителей и подготовителей этого крушения и старается наметить
источник зла в его более общей и потому более глубокой форме.
III
Более глубокое определение источника зла,
погубившего Россию, приходится отметить в лице нарастающего сознания
гибельности социалистической идеи,
захватившей широкие круги русской интеллигенции и просочившейся могучими
струями в народные массы. Действительно, Россия произвела такой грандиозный и
ужасный по своим последствиям эксперимент всеобщего распространения и
непосредственного практического приложения социализма к жизни, который не
только для нас, но, вероятно, и для всей Европы обнаружил все зло, всю
внутреннюю нравственную порочность этого движения. На примере нашей судьбы мы
начинаем понимать, что на Западе социализм лишь потому не оказал
разрушительного влияния и даже, наоборот, в известной мере содействовал
улучшению форм жизни, укреплению ее нравственных основ, что этот социализм не
только извне сдерживался могучими консервативными культурными силами, но и
изнутри насквозь был ими пропитан; короче говоря, потому, что это был нечистый
социализм в своем собственном существе, а всецело буржуазный, государственный,
несоциалистический социализм. У нас же, при отсутствии всяких внешних и
внутренних преград и чужеродных примесей, при нашей склонности к логическому
упрощению идей и прямолинейному выявлению их действенного существа, социализм в
своем чистом виде разросся пышным, махровым цветом и в изобилии принес свои
ядовитые плоды. Вопреки всем распространенным попыткам затушевать идейную
остроту нынешнего конфликта, необходимо открыто признать, что именно самые
крайние из наших социалистических партий ярче и последовательнее всего выражают
существо социализма — того революционно-бунтарского социализма, который выявил
свой живой облик в 40-х годах. Ибо с позднейшим проникновением социализма в
широкие народные массы и превращением его в длительное партийное движение в
рамках европейской буржуазной государственности четкость и резкая
выразительность этого живого облика постепенно стушевывалась и смягчалась. Уже
так называемый «научный социализм» содержал непримиренную двойственность между
разрушительным, бунтарским отрицанием культурно-социальных связей европейского
общества и широко терпимым, по существу консервативным, научно-эволюционным
отношением к этим связям. Позднейшее же растворение социализма в мирное
экономическое и политическое движение улучшения судьбы рабочего класса оставило
от антинационального, противогосударственного и чисто разрушительного существа
социализма едва ли не одну пустую фразеологию, лишенную всякого действенного
значения. Внешне побеждая, социализм на Западе был обезврежен и внутренне
побежден ассимилирующей и воспитательной силой давней государственной,
нравственной и научной культуры. У нас же, где социализм действительно победил
все противодействия и стал господствующим политическим умонастроением
интеллигенции и народных масс, его торжество с неизбежностью привело к крушению
государства и к разрушению социальных связей и культурных сил, на которых
зиждется государственность.
Против этого понимания причин нашей
катастрофы нельзя возражать в духе рассмотренного нами выше ходячего
объяснения, указанием, что по существу своему русские народные массы совсем не
подготовлены к восприятию социализма и по духу своему не социалистичны.
Конечно, наши рабочие стремились не к социализму, а просто к привольной жизни,
к безмерному увеличению своих доходов и возможному сокращению труда; наши
солдаты отказались воевать не из идеи интернационализма, а просто как усталые
люди, чуждые идеи государственного долга и помышлявшие не о родине и
государстве, а лишь о своей деревне, которая далеко и до которой «немец не
дойдет»; и в особенности столь неожиданно обращенные в «эсэров» крестьяне
делили землю не из веры в правду социализма, а одержимые яростной корыстью
собственников. Все это фактически бесспорно, но сила этого указания погашается
более глубоким уяснением самого морально-психологического существа социализма.
Ибо эта внутренняя ложь, это несоответствие между величием идей и грубостью
прикрываемых ими реальных мотивов, столь драстически, с карикатурной резкостью
обнаружившееся в наших условиях, с необходимостью вытекает из самого существа
социализма. Революционный социализм, утверждающий возможность установления
правды и счастья на земле механическим путем политического переворота и
насильственной «диктатуры»,— социализм, основанный на учении о верховенстве
хозяйственных интересов и о классовой борьбе, усматривающий в корыстолюбии
высших классов единственный источник всяческого зла, а в таком же по существу
корыстолюбии низших классов — священную силу, творящую добро и правду,— этот
социализм несет в себе имманентную необходимость универсального общественного
лицемерия, освящения низменно-корыстных мотивов моральным пафосом благородства
и бескорыстия. И потому и здесь не следует умалять значения чисто идейного и
сверхиндивидуального начала: нас погубили не просто низкие, земные,
эгоистические страсти народных масс, ибо эти страсти присущи при всяких
условиях большинству людей и все же сдерживаются противодействием сил религиозного,
морального и культурно-общественного порядка; нас погубило именно разнуздание
этих страстей через прививку идейного яда социализма, искусственное накаление
их до степени фанатической исступленности и одержимости и искусственная
морально-правовая атмосфера, дававшая им свободу и безнаказанность.
Неприкрытое, голое зло грубых вожделений никогда не может стать могущественной
исторической силой; такой силой оно становится лишь, когда начинает соблазнять
людей лживым обличием добра и бескорыстной идеи.
Не подлежит, таким образом, сомнению, что
революционный социализм, в своей чистой, ничем не смягченной и не
нейтрализованной эссенции, оказался для нас ядом, который, будучи впитан
народным организмом, неспособным выделить из себя соответствующих противоядий,
привел к смертельному заболеванию, к гангренозному разложению мозга и сердца
русского государства. Полное осознание этого факта есть существенный,
необходимый момент того покаянного самопознания, вне которого нам нет спасения.
Разрушительность социализма в последнем счете обусловлена его материализмом —
отрицанием в нем единственных подлинно зиждительных и объединяющих сил
общественности—именно органических внутренне-духовных сил общественного бытия.
Интернационализм — отрицание и осмеяние организующей духовной силы
национальности и национальной государственности, отрицание самой идеи права как
начала сверхклассовой и сверхиндивидуальной справедливости и объективности в
общественных отношениях, непонимание зависимости материального и морального прогресса
от внутренней духовной годности человека, от его культурной воспитанности в
личной и общественной жизни, механический и атомистический взгляд на общество
как на арену чисто внешнего столкновения разъединяющих, эгоистических сил,—
таковы главные из отрицательных и разлагающих мотивов этого материализма.
Поскольку можно зрелище гибели собственной родины созерцать с точки зрения
чисто научной любознательности, в нем можно усмотреть грандиозный эксперимент
сведения к нелепости материалистического понимания исторической жизни. Ибо
здесь показано воочию, что практический материализм, при отсутствии
самодовлеющих сил духовного порядка, есть фактор не бытия и развития общества,
а лишь его крушения и разложения.
Но в одном отношении этот диагноз
источника нашей смертельной болезни все же недостаточен, не проникает
достаточно глубоко; он не объясняет, почему социализм в России стал таким
всепокоряющим соблазном и отчего народный организм не обнаружил надлежащей силы
самосохранения, чтобы нейтрализовать этот яд или извергнуть его из себя. Это
приводит нас к более глубоко захватывающему вопросу об общей слабости в России
духовных начал, охраняющих и укрепляющих общественную культуру и
государственное единство нации.
IV
Этот вопрос предносится прежде всего в
плане чисто политическом. Почему оказались столь слабыми все несоциаистические,
так называемые «буржуазные» партии в России, т. е. всё политические силы,
заправленные на укрепление и сохранение государственного единства,
общественного порядка и морально-правовой дисциплины? Оставляя в стороне все
многообразие чисто временных, с более глубокой исторической точки зрения
случайных и несущественных партийно-политических группировок, можно сказать,
что в России издавна существовали две крупные партии: партия либерально-прогрессивная
и партия консервативная. Обе, как известно, в самый тревожный момент крушения
русской государственности оказались совершенно бессильными.
Бессилие либеральной партии, объединяющей,
бесспорно, большинство наиболее культурных, просвещенных и талантливых русских
людей, объясняют теперь часто ее государственной неопытностью. Не входя в
подробное обсуждение этого объяснения, мы должны признать его явно
недостаточным: история знает в моменты резких политических поворотов не мало
случаев успешной государственной деятельности элементов, не имевших до того
государственной опытности. Кромвель и его сподвижники вряд ли были до революции
более опытны в области государственной жизни, чем наши либералы.
Основная и конечная причина слабости нашей
либеральной партии заключается в чисто духовном моменте: в отсутствии у нее
самоетоятельного и положительного общественного
миросозерцания и в ее неспособности, в силу этого, возжечь тот политический
пафос, который образует
притягательную силу каждой крупной политической партии. Наши либералы и
прогрессисты в своем преобладающем большинстве суть отчасти культурные и
государственно-просвещенные социалисты, т. е. выполняют в России — стране,
почти лишенной соответствующих элементов в народных массах, — функцию умеренных
западно-европейских социалистов, отчасти же — полусоциалисты, т. е. люди,
усматривающие идеал в половине
отрицательной программы социализма, но несогласные на полное его осуществление.
В обоих случаях защита начал государственности, права и общественной культуры
оказывается недостаточно глубоко обоснованной и имеет значение скорее
тактического приема, чем ясного принципа. Не будет философским доктринерством
сказать, что слабость русского либерализма есть слабость всякого позитивизма и
агностицизма перед лицом материализма
или — что то же — слабость осторожного, чуткого к жизненной сложности нигилизма
перед нигилизмом прямолинейным, совершенно слепым и потому бесшабашным.
Организующую силу имеют лишь великие положительные идеи,— идеи, содержащие
самостоятельное прозрение и зажигающие веру в свою самодовлеющую и первичную
ценность. В русском же либерализме вера в ценность духовных начал нации,
государства, права и свободы остается философски не уясненной и религиозно, не
вдохновленной. Давно ли вообще идеи родины, государства, порядка открылись
русскому либеральному общественному сознанию как положительные идеи? Для
большинства — едва ли ранее начала этой войны, которая своей грозностью открыла
глаза даже полуслепым и, вопреки всем привычным верованиям, принудила их просто
непосредственно ощутить опасность пренебрежения к этим идеям. Но от такого
непосредственного, грубо эмпирического ощущения ценности этих начал еще далеко
до разумного понимания их значения и еще дальше — до живого духовного
усмотрения их первичного, обновополагающего смысла в общественной жизни. Вот
почему в борьбе с разрушающим нигилизмом социалистических партий русский
либерализм мог мечтать только логическими аргументами, ссылками на здравый
смысл и политический опыт переубедить
своего противника, в котором он продолжал видеть скорее неразумного союзника,
но не мог зажечь огонь религиозного негодования против его разрушительных дел и
собрать и укрепить живую общественную рать для действенного его искоренения.
То, что теперь называют «государственной неопытностью» русской либеральной
интеллигенции, состоит в действительности не в отсутствии соответствующих
технических знаний, умений и навыков,— которые она в значительной мере уже
приобрела в местном самоуправлении и парламентской деятельности,— а в
отсутствии живого нравственного опыта в отношении ряда основных положительных
начал государственной жизни. Вплоть до самого последнего времени наш либерализм
был проникнут чисто отрицательными мотивами и чуждался положительной
государственной деятельности: его господствующим настроением было будирование,
во имя отвлеченных нравственных начал, против власти и существовавшего порядка
управления, вне живого сознания трагической трудности и ответственности всякой
власти. Суровый приговор Достоевского в существе правилен: «вся наша
либеральная партия прошла мимо дела, не участвуя в нем и не дотрогиваясь до
него; она только отрицала и хихикала». Подобно социалистам, либералы считали
всех управляемых добрыми и только правителей— злыми; подобно социалистам, они
не создавали или недостаточно сознавали зависимость всякой власти от духовного
и культурного уровня общества и, следовательно, ответственности общества за
свою власть; подобно социалистам, они слишком веровали в легкую осуществимость
механических, внешних реформ чисто отрицательного характера, в целительность
простого освобождения народа от внешнего гнета власти, слишком мало понимали
необходимость и трудность органического перевоспитания общества к новой жизни.
Их политический реализм обессиливался их совершенно нереалистическим моральным
сантиментализмом, отсутствием чутья к самым глубоким и потому наиболее важным
духовным корням реальности, к внутренним силам добра и зла в общественной
жизни, к власти подземных органических начал религиозности и древних
культурно-исторических жизненных чувств и навыков. И опять невольно
вспоминаются слова Достоевского: «реализм, ограничивающийся кончиком своего
носа, опаснее самой безумной фантастики, потому что слеп».
Что и консервативные силы русского
общества оказались беспомощными в момент революции, это, в известном смысле, в
порядке вещей и вытекает из самого существа—революции. Однако нигде, может
быть, консервативные слои, в течение десятилетий или веков стоявшие у власти,
не обнаруживали такой степени бессилия, не теряли влияния так внезапно,
бесповоротно и легко, как у нас. И когда продумываешь эту важнейшую проблему
исключительного бессилия русского консерватизма, то за многообразием ближайших
исторических и бытовых его условий и форм проявления чувствуешь некоторую
первичную духовную его причину. Русский консерватизм опирался на ряд давних
привычек чувства и веры, на традициоиный уклад жизни, словом,— на силы
исторической инерции, но он уже давно потерял живые духовные и нравственные
корни своего бытия и не чувствовал потребности укрепить их в стране или, по
крайней мере, не понимал всей ответственности и сложности этой задачи, всей
необходимой органичности такого прорастания корней в живые глубины народной
души. Россия имела не мало нравственно и умственно глубоких, духовно одаренных
консервативных мыслителей и деятелей,— стоит вспомнить только наших
славянофилов. Но они оставались ненужными и бессильными одиночками, ибо
господствующий консерватизм не хотел использовать их, чуждался их именно как
носителей живых, будящих общественное сознание идей. Русский консерватизм,
который официально опирался и отвлеченно мечтал опираться на определенную
религиозную веру н национально-политическую идеологию, обессилил и обесплодил
себя своим фактическим неверием в живую силу духовного творчества и недоверием
к ней. Самый замечательный и трагический факт современной русской политической
жизни, указующий на очень глубокую и общую черту нашей национальной души,
состоит в внутреннем сродстве нравственного облика типичного русского
консерватора и революционера: одинаковое непонимание органических духовных
основ общежития, одинаковая любовь к механическим мерам внешнего насилия и
крутой расправы, то же сочетание ненависти к живым людям с романтической
идеализацией отвлеченных политических форм и партий. Как
благородно-мечтательный идеализм русского прогрессивного общественного мнения
выпестовал изуверское насильничество революционизма и оказался бессильным перед
ним, так и духовно еще более глубокий и цельный благородный идеализм истинного
консерватизма породил лишь изуверское насильничество «черной сотни».
Черносотенный деспотизм высших классов и черносотенный анархизм низших классов
есть одна и та же сила зла, последовательно выявившаяся в двух разных, но
глубоко родственных формах и обессилившая в России и истинный духовный
консерватизм, и неразрывно с ним связанный истинный либерализм. Единый дух зла
и насилия, безверия и материализма в этих двух своих проявлениях вырвал корни
народной души из единственной питательной почвы, обеспечивающей живой рост
народной силы и жизни,— из слоя подземной творческой духовности — и тем иссушил
дух и тело народа, ослабил его внутреннее единство и сделал бессильным перед
первой налетевшей на него бурей. И если в настоящий момент вопрос о будущей форме
правления в России, поскольку ей суждено воскреснуть, сам по себе имеет не
больше значения, чем вопрос о покрое платья, в которое нарядится умирающий на
случай своего выздоровления,—то, при всей психологической естественности
жесточайшей реакции после всего совершившегося,— нельзя достаточно подчеркнуть,
что смена политически-красного черносотенства восстановлением того же
черносотенства политически-черного оттенка была бы не выздоровлением
умирающего, а лишь иною формой прежней смертельной болезни. Правда, народное
сознание теперь уже никогда не забудет, что русский консерватизм, что бы ни
говорить, некогда создал великое государство, а русский революционизм его
быстро загубил. Но оно не забудет и того, что яд этого революционизма был
выработан в недрах того же консерватизма через его нравственное разложение и
что не только у этого разложившегося консерватизма не оказалось никакого
достаточного противоядия, но что, наоборот, все его соки ушли на усиление этого
же яда.
V
Что Россия не возродилась, как все о том
мечтали, после революции, а, наоборот, погибла в процессе революции—в связи с
сознанием, что начало этой гибели относится все же к эпохе «старого режима»,—
этот факт необходимо должен изменить наше господствующее понимание условий и
источников народного счастия и несчастия, процветания и крушения государства.
Теперь уже неизбежно сознание, что не политические формы жизни, как таковые,
определяют добро и зло в народной жизни, а проникающий их живой нравственный
дух народа. Гений Пушкина некогда охарактеризовал Россию в горьких словах:
«Нужно признаться, что наша общественная жизнь весьма печальна. Это отсутствие
общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, к справедливости и
правде, это циническое презрение к мысли и к человеческому достоинству
действительно приводят в отчаяние». Если поверхностный либерализм всегда видел
в этих словах осуждение определенной эпохи, определенного политического уклада
или общественного слоя, то мы на тяжком опыте теперь убедились в гораздо более
глубоком, сверхвременном и сверхполитическом значении этих слов. Солдаты,
бежавшие с войны и распродававшие врагу вооружение и снаряды, выказали во
всяком случае не меньшее равнодушие к долгу, чем чиновники Николая I; революция обнаружила не меньше
цинического презрения к мысли и к человеческому достоинству, чем реакция, и
общественное мнение в России демократической оказалось не сильнее, чем в России
императорско-сословной. Не те или иные учреждения, формы правления и порядки
социальной жизни являются последними, конечными причинами благополучия и силы
страны или ее бедствий и слабости; и поэтому также те или иные политические
партии, их программы и образ их действия суть скорее лишь симптомы и формы
проявления сил, направляющих народную судьбу, чем самостоятельные творцы этой
судьбы. То зло, которое мы усмотрели в популярности крайнего революционного
социализма, в духовной дряблости и недальновидности русского либерализма, в
отсутствии духовно живого и нравственно просвещенного консерватизма, должно
быть сведено теперь к своему первоисточнику.
Судьба народа определяется силами или
факторами двух порядков: силой коллективного склада жизни и общественных
отношений, общих исторических условий и изменений народного быта и силой верований, нравственных
идей и оценок, коренящихся в народном сознании.
В разрезе определенного момента исторической жизни силы этих обоих порядков
находятся в теснейшем взаимодействии и взаимообщении, и ни одна из них не может
быть взята отрешенно от другой. Но в какой-то глубине народной души или
народного характера обе эти силы имеют единый корень в некоем первичном жизнечувстве и общем
духовно-нравственном лике народа. Для наших целей — для нравственного
самопознания национального духа—нет надобности поэтому останавливаться на
конкретных исторических, экономических, государственных и международных
условиях, которые служили выразителями, носителями и пособниками этого
нравственного духа в плане коллективного быта и внешней исторической жизни.
Достаточно через моменты верований и нравственных идей нащупать самое существо
этого первичного общественного жизнечувствия и найти в нем источник нашего
национального заболевания.
И тут существенно прежде всего отметить,
что проявления болезни, столь бурно и остро обнаружившиеся в вихре смуты
последнего года и более зоркими наблюдателями подмеченные уже в движении
1905—1906 гг., в менее заметной и более хронической форме обнаруживались уже
давно, едва ли не в течение всего XIX века. Нигилизм[5], который с такой
потрясающей силой разгорелся за последние годы и так радикально совершил дело,
достойное своего имени,— обращение России в ничто, почти в пустое
географическое название,— этот нигилизм неуклонно нарастал и развивался в
течение всего прошлого века. Если мы в эпоху революции присутствовали при
ужасающем упадке уровня общественного мнения, при головокружительной быстроте
падения всего лучшего и возвышения всего худшего, то внимательный наблюдатель
увидит в этом вихре лишь последний, стремительный и узкий круг того духовного
водоворота, который уже давно захватил нас. В течение едва ли не всего XIX в. в общественном мнении укреплялось
нелучшее и творческое, а скорее худшее, наиболее грубое, примитивное и
разрушающее из умственных течений. Наши славянофилы были, конечно, духовно
глубже и плодотворнее вытеснивших их западников, как западники 40-х годов —
более значительны, культурны и духовно богаты, чем радикалы 60-х годов. Великие
русские прозорливцы, как Пушкин, Тютчев, Достоевский, К. Леонтьев, Вл.
Соловьев, задыхались в атмосфере окружавшего их пошлого и плоского
общественного мнения. Из западных влияний в России наибольший успех имели
всегда более плоские и притом именно отрицательные и разрушительные течения.
Позитивизм, материализм, социализм — вот главные плоды нашего общения с Западной
Европой, по крайней мере начиная с 40-х годов; а анархизм в значительной мере
является прямым созданием русского духа; тогда как такие явления, как
христианский социализм, проповедь Карлейля или Рескина[6],
национальные и религиозные движения на Западе, не находили никакого
общественного отклика у нас. Русская интеллигенция не оценила и не поняла
глубоких духовно-общественных прозрений Достоевского и совсем не заметила
гениального Константина Леонтьева, тогда как слабая, все упрощающая и
нивелирующая моральная проповедь Толстого имела живое влияние и в значительной
мере подготовила те кадры отрицателей государства, родины и культуры, которые
на наших глазах погубили Россию. Тот семинаристу который, как передают, при
похоронах Некрасова провозгласил, что Некрасов выше Пушкина, предсказал и
символически предуготовил роковой факт, что через сорок лет Ленин был признан
выше Гучкова и Милюкова («toutes proportions gardées»[7]).
И не рукоплескала ли вся интеллигентная Россия цинически-хамскому бунтарству
тех босяков и «бывших людей» Горького, которые через двадцать лет после своего
столь шумного успеха в литературе успели захватить власть и разрущить русское
государство? И, быть может, самым глубоким и общим показателем этой застарелой
и тяжкой нравственнрй болезни русского национального духа является ужасающее
общественное бессилие и унижение русской церкви — той церкви, которая не только
имела когда-то великих святых и проявила великое духовное творчество, но и
своею нравственной силой содействовала объединению русского народа и спасению
его от татарщины и развала Смутного времени.
VI
Но именно понимание своеобразия этой
нравственной болезни, сознание, что русский народ — не народ, нищий духом и
лишенный творческого богатства, а народ, несмотря на свое непрерывное,
доходящее вплоть до наших дней могучее духовное творчество,— лишь потерявший
способность использовать свое богатство и в своем общественном бытии
расточающий по ветру это богатство и отдающий предпочтение худшему перед
лучшим, злу перед добром,— это сознание должно привести к правильному и
нравственно-плодотворному диагнозу болезни. Ужасная катастрофа нашего
национального бытия легко, конечно, может породить в душах безнадежность и
отчаяние; и уже слышны голоса безверия, утверждающие, что дух русского народа
окончательно разложился и может отныне служить лишь удобрением для иных, более
здоровых и сильных культур. Это безверие не только преждевременно и морально
недопустимо, будучи равносильно отказу от борьбы с болезнью и согласию на
национальное самоубийство; оно и чисто теоретически есть слишком суммарное и
потому поверхностное объяснение. Истинное существо нашей национальной болезни,
столь страшный кризис которой мы переживаем, состоит не в том, что народный
организм утратил свои духовные силы и потерял способность вырабатывать живые
внутренние соки, питающие народное тело и дарующие ему внутреннее здоровье,
единство и соразмерность жизни, а в том, что эти соки остаются
неиспользованными, пребывают в бессильно-потенциальном состоянии, т. е. что парализована
та сила, которая разливала их по всему организму и тем обеспечивала нормальное
и интенсивное его функционирование. Как бы глубока и тяжка ни была наша
болезнь, она есть все же лишь функциональное расстройство, а не органическое
омертвение.
Как и почему случилось, что народ (понимая
народ не в классовом, а в национальном смысле), прозванный народом-богоносцем,
стал народом-нигилистом, кощунственно попирающим все свои святыни? Как
случилось, что народ, не без основания прославленный за свою нравственную
кротость и чистоту, стал народом-убийцей, народом неприкрытой корысти и
всяческого нравственного распутства? Трудно определить, почему это произошло,
но, быть может, возможно наметить, как это совершилось. В нашем национальном
жизнечувствии давно уже назревал какой-то коренной надлом, какое-то раздвоение
между верой и жизнью. Русское религиозное сознание постепенно уходило от жизни
и из жизни, училось и учило терпеть и страдать, а не бороться и творить жизнь;
все лучшие силы русского духа стали уходить на страдание и страдательность, на
пассивность и бездейственную мечтательность. И параллельно этому вся
действенная, жизненно-творческая энергия национальной воли становилась духовно
непросветленной, нравственно необузданной, превращалась в темное буйство злых
страстей и бесплодно-отрицательного рассудочного умствования. Русский
религиозный дух уже давно перестал нравственно укреплять народ в его будничной
трудовой жизни, пропитывать нравственными силами земные экономические и
правовые его отношения. И потому здоровый в основе реалистический инстинкт
народа оторвался от духовного корня жизни и стал находить удовлетворение в
неверии, в чисто отрицательной освобожденности, т. е. в разнузданности мысли и
чувства. Все лучшее, благородное и духовно-глубокое становилось
мечтательно-бессильным, а вое сильное и практически-действенное — темным и
злым. Сантиментально-мечтательное бессилие устремленной к добру русской
интеллигенции и разрушительная энергия нравственной развращенности реакционного
и революционного черносотенства есть такой же показатель этой болезненной
раздвоенности русского национального духа, как пассивная кротость,
бездейственность и беззащитность доброго русского мужика и способность его же
на темную исступленность погромов и пугачевщины. Русскому идеализму во всех
формах и сферах его проявления недостает нравственной серьезности, волевой
силы, мужественного чувства ответственности за жизнь, понимания трагической
трудности осуществления идеалов и умения одолевать эти трудности. И наоборот,
волевой энергии русского народа недостает облагораживающего и просветляющего
сознания духовных основ жизни, смиряющего и отрезвляющего понимания
ограниченного значения всех достижимых внешних изменений жизни и необходимой их
связи с внутренним культурно-нравственным фондом народной жизни, с
органическими корнями народной души.
Это понимание духовного источника нашей
болезни указует если не путь, то цель и направление необходимого и — веруем —
еще возможного возрождения. Чисто этически эту задачу можно было бы определить
как пробуждение духовны умудренного и просветленного мужества — не разрушительной дерзости чисто отрицательной
самочинности и отщепенства, а творческого мужества, основанного на смиренном
сознании своей зависимости от высших сил и укорененности в них. Нам недостает,
в смысле личной культуры, духа религиозно-просветленной действенности — духа
истинного рыцарства. С общественно-философской стороны этот идеал может быть
понят как возрождение мечты славянофилов об органическом развитии духовной и
общественной культуры из глубоких исторических корней всенародного
религиозно-общественного жизнепонимания, — мечты, которую Достоевский позднее
определил в понятии почвенности.
Правда, уже у славянофилов этот идеал был отравлен и обессилен романтической
мечтательностью, сантиментальным непониманием трудности и ответственности его
осуществления в будничных условиях политической и экономической реальности. Но
по своему существу именно в этом идеале намечено единственно здоровое и
оздоровляющее направление общественно-политической мысли и воли. Вся наша жизнь
и мысль должна быть пропитана духом истинного, высшего реализма — того
реализма, который сознает духовные основы общественного бытия и потому включает
в себя, а не противопоставляет себе творческий идеализм внутреннего
совершенствования. Для этого реализма общественным идеалом может быть не
выдуманная, оторванная от жизни отвлеченная идея, извне вторгающаяся в жизнь и
коверкающая ее, а лишь живая сила устремления, органически вырастающая из самой
жизни и движения всенародного сознания,— сила, которая только потому способна
творить новое, что укреплена в старом и неразрывно связана с ним. В
учреждениях, нравах, быте, имеющих историческое прошлое, он видит не зло,
которое должно и может быть механически устранено и механически же заменено
новыми, данным поколением придуманными формами жизни, а проявления и следы
нравственного и духовного прошлого народа, которые могут изменяться и
развиваться лишь через органическое перевоспитание и внутреннее
совершенствование народной воли и мысли. Не в отрицании и нивелировании, не в
упрощении и рационализировании, а, наоборот, в любовно-внимательном, бережном
охранении и развитии всей органической сложности и полноты исторических форм
жизни усматривает он путь к развитию культуры. Это развитие он мыслит поэтому
только в конкретно-исторических, органически произрастающих из народной веры и
воли коллективных единствах нации, государства, церкви. Лишь в таких
непосредственных, не искусственно созидаемых, а исторически слагающихся и растущих
формах жизни он усматривает проявление истинной народной воли, т. е.
осуществление подлинного идеала демократии как внутренней обоснованности
общественных отношений и политического строя на живом духе, конкретных нуждах и
идеальных устремлениях народа. Политическую деятельность как отдельной
личности, так и всего народа он мыслит не как самочинное дерзание, руководимое
преходящими нуждами мига и поколения, а как смиренное служение, определяемое
верой в непреходящий смысл национальной культуры и долгом каждого поколения
оберечь наследие предков, обогатить его и передать потомкам.
Осуществление этого идеала духовного
единства и органического духовного творчества народа, идеала религиозной осмысленности и
национально-исторической обоснованности общественной и политической фигуры,
конечно, предполагает какой-то нравственный сдвиг с мертвой точки, отказ от
давнишних болезненных привычек и навязчивых идей расстроенной народной души в
пользу здоровых и необходимых навыков нормальной жизни, открытие некой забытой
правды — очевидной и простой, как всякая правда, и вместе богатой сложными и
действенно-плодотворными выводами. Если наша общественная мысль, наша
нравственная воля в состоянии осмыслить все совершившееся, если Божья кара
поразила нас не для того, чтобы погубить, а для того чтобы исправить, то в
нашем церковно-религиозном и национально-государственном сознании необходимо
должно созреть это оздоровляющее умонастроение. Тогда с пути хаоса, смерти и
разрушения мы сдвинемся на путь творчества положительного развития и
самоутверждения жизни.
[С.Л.Франк] | [«Из глубины»]
| [Библиотека «Вѣхи»]
© 2004, Библиотека «Вѣхи»
[1] Семен Людвигович Франк (1877—1950) —
религиозный философ и общественный деятель. Родился в семье еврея-врача.
В 1887 поступил в гимназию при Лазаревском
институте восточных языков. В 1892 переехал с семьей в Нижний Новгород. В 1894 окончил гимназию, где с 1893
состоял в марксистском кружке. В
1894—1899 учится на юридическом факультете Московского университета у П. И. Новгородцева и А. И. Чупрова, ведет
марксистскую пропаганду среди рабочих
(по 1896). Сближается с кругом марксистских издателей. В 1899 за связь с
социал-демократической организацией арестован, исключен из университета, выслан
на два года в Нижний Новгород и лишен права проживания в университетских городах. С 1899 продолжал образование в
Берлинском университете. В 1901 экстерном
сдал экзамены при Казанском университете.
В 1900 вышла первая книга Франка «Теория ценности
Маркса и ее значение», направленная против марксовой
теории стоимости. Это ввело его в ряды представителей «критического
направления» в марксизме, быстро развивавшегося к либерализму и идеализму. С 1898 сблизился с П. Б. Струве, до конца
жизни которого оставался его
ближайшим другом и сотрудником. По предложению Струве приглашен Новгородцевым участвовать в сборнике «Проблемы идеализма» (1902). Происхождение помешало Франку в 1902
получить направление в Петербургский
университет на подготовку к профессуре. Начиная с совещания в Шафгаузене (1903) принимал активное участие в
либеральном движении, печатался в журнале «Освобождение», состоял членом
«Союза Освобождения». После событий 9
января 1905 отказался от дальнейшего сотрудничества в журнале «Освобождение», так как считал исчерпанными
идейные средства борьбы с самодержавием.
Признавая необходимой «борьбу с оружием в руках», чувствовал себя к ней неспособным. После Манифеста 17 октября
1905 г. вместе с П. Б. Струве редактировал
еженедельники «Полярная Звезда» и «Свобода и Культура» (декабрь 1905 — май 1906), в которых
обосновывались идеи конституционализма, противопоставленные антиправовому
экстремизму как бюрократии, так и революционеров. В 1907 был привлечен Струве к
редактированию философского отдела журнала
«Русская Мысль», деятельным сотрудником которого оставался до 1917. На страницах «Русской Мысли» развернулась
борьба за так называемое «религиозное
возрождение», против «ереси утопизма» радикальной интеллигенции. В 1909
участвовал в сборнике «Вехи». В 1912 принял православие, сдал магистерский экзамен и стал приват-доцентом философии
Петербургского университета. В
1913—1914 в Германии готовил диссертацию. С началом первой мировой войны через Италию и Балканы вернулся в Россию.
Читал лекции на возглавляемом Струве
экономическом отделении Петербургского политехнического института. Стал членом редакции «Русской Мысли», где в
дополнение к философскому и научному начал курировать беллетристический
отдел. В мае 1916 защитил магистерскую
диссертацию «Предмет знания». Весной 1917 член-учредитель «Лиги русской культуры», секретарь редакции
журнала «Русская свобода». В сентябре 1917 по предложению министра
народного просвещения С. Ф. Ольденбурга и
товарища министра В. И. Вернадского переехал в Саратов, где возглавил историко-филологический факультет университета,
стал его профессором и основал Саратовское философско-историческое
общество.
В 1918 к защите не была Допущена докторская
диссертация Франка «Душа человека». Осенью 1921 он
возвратился в Москву, принял деятельное участие в работе Вольной Академии Духовной Культуры. Избран профессором Московского университета. Осенью 1922 после ареста выслан в Германию.
В эмиграции Франк был одним из основателей
Русского Студенческого Христианского Движения. Осенью 1924
член-учредитель «Братства св. Софии». С 1930 читал
лекции по истории русской мысли и литературы в Славянском институте Берлинского университета. В конце 1937, либо в
начале 1938 выехал в Париж. В 1940
переселился на юг Франции, «скрываясь от немецкой оккупационной армии». «...В силу моего не-арийства,— писал он,—
мне грозила депортация и смерть в
газовой камере. С 1945 года соединился с моими детьми, которые по разным обстоятельствам уже раньше переселились в
Англию» (Франк С. Л. Биография
П. Б. Струве. С. 368).
В начале века Франк перешел от марксизма на позиции идеализма, а затем —
христианского идеализма. Его первое значительное философское сочинение — «Предмет знания» — посвящено гносеологии. В нем он
дает новое онтологическое истолкование философии всеединства: индивидуальное
бытие коренится в абсолюте как «всеединстве», вследствие которого каждый
объект еще до всякого познания находится в
непосредственном контакте с человеком. «Мы слиты с ним не через посредство сознания, а в самом нашем бытии» (Франк
С. Л. Предмет знания. Пг., 1915.
С. 177). Абсолютный предмет (в отличие от ограниченного объекта) есть
целостное бытие, которое присутствует в познании как его основа, но никогда не познается.
Учение о «Непостижимом» является центральным в
философии Франка. Различение видимой (постижимой) и
невидимой (непостижимой, или «трансрациональной») реальностей используется
им не только в теории познания и онтологии (которая впоследствии
развертывается в философию религии), но и в психологии и в социальной философии.
Социально-философское учение
Франка основывается на разделении подлинного социального существования
(соборности) и неподлинного (общественности). Первое основывается на
сверхличном всеединстве, второе является механическим соединением атомизированных индивидуумов. Внутренняя цельность
общества раскрывает себя уже в
элементарном социальном факте: общении «Я» и «Ты», которое оказывается возможным лишь благодаря
изначальному их единству — «Мы».
Утопизм и социализм игнорируют это единство общества, сводя все социальное существование к внешним связям между
индивидуумами. На этом строитсямаксималистская утопия преобразования
социального бытия черед разрушение его внешних условий.
[2] Раздался воздух впереди,
Сомкнулся сзади он.
Летим, мой брат, скорей летим!
Мы запоздали так...
Кольридж.
(С. Т. Кольридж. Поэма о
Старом Моряке, 1798. Пер. Н. С. Гумилева).
[3] Рассказ Ф. М. Достоевского «Бобок» (см.
его «Дневник писателя» за 1873 г.).
[4] кого Бог хочет погубить, того он прежде лишает разума (лат.).
[5] Проблема нигилизма — одна из важнейших для С. Л. Франка.
Наиболее полно его взгляды на эту проблему изложены в статье «Этика нигилизма», опубликованной в сборнике «Вехи». Под нигилизмом Франк разумел
«отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей». В статье
«Очерки философии культуры», написанной им совместно с П. Б. Струве,
говорилось, что под нигилизмом следует понимать «не политический радикализм и
не „отрицание" авторитетов, а философскую тенденцию идейного упрощения и
опрощения» (Полярная Звезда. 1905. № 2. С. 115).
[6] Христианский социализм — направление общественной
мысли, находящее в христианском учении санкцию социалистическим идеалам (с
1830—40-х годов — Ф. Ламенне, Ф. Баадер и др.). В России начала XX в. представлен именами H. А. Бердяева, С. Н.
Булгакова, членов «Христианского
братства борьбы» (В. Ф. Эрна, В. Свенцицкого и др.), их работами 1902—1906.
Карлейль Томас (1795—1881) — английский писатель, моралист и историк. Основные
труды: философский роман «Sartor Resartus» (1834; рус. пер,— 1904), «Герои, культ героев и героическое в истории»
(1841; рус. пер.— 1891).
Рескин Джон (1819—1900) — английский критик и теоретик искусства, социальный
мыслитель, основоположник школы прерафаэлитов.
[7] при равных условиях (фр.).