[Н.А.Бердяев] | [С.Л.Франк] | [Библиотека "Вехи"]
Николай
Бердяев
О книге С.Л.Франка
"Непостижимое"
Книга С.Л.Франка значительная. В ней есть
большая напряженность и сосредоточенность мысли. Это целая философская система,
но центрированная на религиозной проблеме. Так и должно быть у С.Франка, потому
что философия есть для него онтология, онтология же есть прежде всего учение о
Боге, как и у Гегеля, хотя и по другому. Мысль С.Франка движется в традиции
платонизма и немецкого романтизма. Ближе всего он к Николаю Кузанскому и по
своему развивает его основные мысли. Очень чувствуется немецкая школа, книга
продумана и написана очень по немецки. С.Франк - свободный и независимый философ
и религиозный элемент его философии не есть извне навязанный авторитет, а
внутренний духовный опыт. Ортодоксы, конечно, найдут в его книге пантеистическую
тенденцию и будут разоблачать еретические уклоны. Но это никакого философского
интереса не имеет. С.Франк - сильный логик. И может быть самая лучшая и самая
сильная часть его книги - гносеологическая. Вообще первая часть книги лучше
второй, в которой обнаруживаются слабые стороны его философии. С.Франк прекрасно
и убедительно показывает, что знание предполагает не данное, неизвестное за
данные, что бытие и самая логика имеют металогические основы. Познание
направлено на тьму. Сознание потенциально объемлет бесконечность. Невозможно
понятие о непостижимом. И все же С.Франк пытается показать, что непостижимое
постижимо. Он хочет преодолеть рационалистическую философию. Но он слишком верит
в познание через понятие. В книге С.Франка обнаруживаются все противоречия и
затруднения онтологически ориентированной философии. это лучший образец
онтологии. Но онтологическая мысль С.Франка еще раз наводит на мысль о
невозможности онтологии. Онтологии, всегда основанной на гипостазировании
продуктов мысли, на логическом универсализме, нужно противопоставить философию
духа, познаваемого в человеческом существовании.
Философия С.Франка есть философия
всеединства. В этом он очень близок к Вл. Соловьеву, который имел первичную
интуицию всеединства. Вместе с тем он чувствует себя принадлежащим к большой
философской традиции, к philosophia
perennis. С.Франк делает
огромные усилия мысли для защиты философии всеединства, конкретного монизма и
универсализма. Но в книге его обнаруживаются все слабые стороны и трудности
этого типа философии. С.Франк платоник-реалист, но он хотел бы также утвердить и
индивидуальное. И то, что он говорит об индивидуально-неповторимом, противоречит
философии всеединства и из нее невыводимо. Есть проблемы, которые совершенно для
него неразрешимы и даже не могут быть по настоящему поставлены. Таковы проблемы
свободы, личности, зла. Прочитав большую часть книги С.Франка и очень оценивая
силу и последовательность его мысли, я думал, что проблеме зла у него не будет
отведено никакого места, что она в силу внутренней необходимости отсутствует в
его монистической философии. Но в конце проблема все таки поставлена и это по
моему самая слабая сторона книги. Прежде чем перейти к трактовке проблемы зла,
хотелось бы сделать еще несколько замечаний. С.Франк убедительно показывает, что
действительность есть лишь отрезок рационального в реальности. Действительность,
как целое, никогда не познается. Реальность глубже предметного бытия. Отсюда
нужно было бы сделать вывод, что бытие не первично. Не только бытие не есть
первично данная реальность, но и Бог не есть первично данная реальность.
Первично данная реальность есть конкретный человек. Невозможно никакое
доказательство существования Бога кроме как через существование человека, в
котором есть божественное начало. С.Франк в начале признает соизмеримость между
человеком и Богом, ему чуждо то обезбожение человека, которое совершает
отвлеченный трансцендентизм. Но для С.Франка Бог есть Абсолютное. Между тем как
Абсолютное есть предел отрешенной мысли, с Абсолютным невозможны никакие
отношения. Абсолютное не может выйти из себя. Абсолютное не есть личность. У
С.Франка примат "бытия" над "есть". Но нужно утверждать примат "есть" над
"бытием". Значение критического идеализма в истории человеческого сознания было
совсем не в утверждении совпадения реального с рациональным, а наоборот, в
обличении того, что продукты мысли принимаются за реальность. Идеализм должен
быть преодолен, но не в этой своей критической работе. Я бы поставил С.Франку в
упрек неправильное употребление слова "субъективный", что впрочем делает большая
часть философов. Нельзя согласиться с тем, что "я" возникает лишь перед "ты",
невозможно признать, что "мы" первичнее "я", что противоречит истине
персонализма и ведет к рабству человека. С.Франка не возмущает опредметование,
объективизация "мы" в стоящем над человеком порядке. Во вне, к объективному
порядку от человеческого "я" нет трансцендирования, а есть лишь объективация,
трансцендирование есть лишь во внутрь*. Поразительно, что у С.Франка религиозная вера
совпадает с монизмом двух миров. Религия есть монизм, всякий дуализм
антирелигиозен. Но ведь возможна религиозность связанная с переживанием
противоречия, страдания и зла, это особенно нужно сказать про религии
искупления. Религия преодолевает безысходный дуализм, но в ней есть
дуалистический момент. Между тем как монизм часто бывает совершенно
безрелигиозным. С.Франк основывается на "общем откровении" и это совершенно
правильно для философии религии. Верно также, когда он говорит, что каждый
человек имеет свою особую религию. Особенно ценной я считаю свободу С.Франка как
мыслителя.
С точки зрения
философии всеединства неразрешима проблема отношения между Богом и свободой и
человека. Свобода есть скандал для этой философии. С.Франк, конечно, не отрицает
свободы, но он не может найти для нее места, она означает затруднение, как и для
томизма. Но величайшим затруднением является существование зла. В конце концов
С.Франк должен отрицать существование зла, хотя он не сознает этого или не
сознается в этом. Для него философия имеет имманентную тенденцию к оптимизму.
Его собственная философия совершенно оптимистическая, для него "должное" и
"ценность" совпадает с реальностью. Этот оптимизм он даже повидимому считает
признаком религиозности. Он в сущности приходит к агностицизму в отношении к
злу. И вместе с тем он переходит пределы агностицизма. Вне Бога нельзя мыслить
никакого ничто, вне Бога нет свободы несотворенной, но в самом Боге есть "не".
Это довольно близко к Шеллингу, к признанию темной природы в Боге. Непреодолимая
трудность в том, что зло есть отпадение от божественного всеединства. Но
невозможно мыслить отпадение от всеединства, в отношении к всеединству нельзя
мыслить никакого "вне", оно включает в себя все, значит и зло. Агностицизм прав,
посколько он означает признание зла тайной. Но в отношении к этой тайне возможно
экзистенциальное описание, описание опыта зла. С.Франк делает попытку свести
зло, которое все таки есть неотстранимый опыт, к сознанию человеком собственной
виновности. Но при этом в мире, в миропорядке нет неправды, нет
несправедливости, нет зла, с которым нужно бороться. Это довольно традиционная
точка зрения. Ортодоксальная богословская доктрина в сущности принуждена
отрицать существование зла в мире, все сводить лишь к собственному греху и
наказанию за грех. При этом сохраняется мировой экилибр. Но в книге С.Франка
есть место, которое поражает и которое свидетельствует о страшном провале в
бездну. С.Франк признает существование "трещины" во всеединстве. Зло есть
"трещина" во всеединстве. Но что может означать это признание для философии
всеединства? Это есть прежде всего "трещина" в самой философии всеединства, в
сознании самого философа. Философия всеединства "трещит", когда она поставлена
перед проблемой зла. С.Франк пытается религиозно скомпрометировать слишком
острое чувство и сознание зла, оно означает бунт. Скомпрометированными
оказываются Паскаль, Достоевский, особенно Достоевский, Киркегардт. При этом
Гегель должен быть религиозно поставлен выше Достоевского, что совершенно
неприемлемо. Острая раненность злом и страданиями мира представляется мне
феноменом религиозным по преимуществу. В заключении укажу на то, что мне
представляется очень положительным. Мысль С.Франка по своему продолжает
развивать оригинальную русскую идею Богочеловечества. Бог есть Богочеловек и в
небесном существе. Человечность в человеке есть его богочеловечность. Книгу
С.Франка нужно признать одной из самых интересных книг по метафизике религии. К
сожалению только она имеет неудачное заглавие, которое может отпугивать. Границы
мысли С.Франка суть границы мысли платонизирующей, границы монистической
философии, и границы его эмоциональности суть границы немецкого романтизма.
[Н.А.Бердяев] |
[С.Л.Франк] |
[Библиотека "Вехи"]
© 2000,
Библиотека "Вехи"