[А.Мень] | [Библиотека "ВЕХИ"]
9 сентября 2000 года
исполнится десять лет со дня смерти священника Александра Меня. Все чаще
обсуждается вопрос о его причислении к лику святых. Эта дискуссия сама по себе
интересна, поскольку отражает некоторые особенности современной духовности.
Вопрос же о канонизации отца Александра обладает и самостоятельным значением
для Церкви.
О допустимости частного
почитания отца Александра Меня святым
Русская православная
традиция обозначает признание человека святым не только словом “канонизация”
(оно вошло в употребление лишь в XIX столетии), но, прежде всего, словами “свидетельствование” и “прославление”.
Слово “канонизация” обозначает формальный аспект почитания: имя человека
вписывается в список имен христиан, к которым обращаются православные в
совместной публичной молитве. Слова “свидетельствование” и “прославление”
подчеркивают, что Церковь через своих пастырей и пасомых признает святость
человека явленной всему миру.
Канонизация,
свидетельствование и прославление не предшествуют почитанию святого, а следуют
за ним. В спорах о канонизации Меня, как и в дискуссиях о некоторых других
православных христианах ХХ века, обнаружилось непонимание этого факта.
Раздаются призывы не писать икон Меня, не молиться ему частным образом до его
канонизации.
Между тем, церковные власти полномочны регулировать лишь общественное
богослужение. Богослужение, каковым является любая молитва отдельного человека,
является даром Божиим и здесь лишь метафорически можно говорить о “регуляции”,
осуществляемой благодатью Духа Божия, воздействующего на молящегося. Совесть,
ум, воля молящегося могут сопротивляться благодати, могут неверно понимать ее
действие, но лучше человеку следовать неверно понятому водительству Духа
Святого, чем ожидать указаний церковных властей.
Частные молитвы отцу
Александру Меню, равно как и любым другим умершим в общении с Церковью
христианам, частное почитание их изображений, изготавливаемое ли в традициях
средневекового иконописания или современного изобразительного искусства
является делом совести христианина. Человек не должен смущаться тем, что
желание молиться усопшему собрату по вере, соединяясь с ним в молитве
Создателю, вытесняет у него молитву о прощении грехов умершего. Такое почитание
не следует преследовать, к нему следует относиться уважительно.
О возможных сроках
прославления
Против самой постановки
вопроса об общецерковном прославлении священника Александра Меня выдвигается то
возражение, что смерть его совершилась слишком недавно. Еще жива его супруга,
его близкие родственники, его друзья и знакомые.
Это возражение опровергается церковной традицией свидетельствовать о святости христиан
вне зависимости от того, живы или умерли знавшие их. Сама суть веры в Господа
Иисуса Христа как Спасителя означает веру в то, что Его искупительный подвиг
очищает человека и делает святыми верующих в Него здесь, на земле.
Существование людей, которые знали святых при жизни, находились с ними в
общении, смущает, как всякое соединение сверхъестественного и чудесного,
каковым является и святость человеческая, с естественным и даже греховным
порядком вещей. Но такое соединение является продолжением дела Господа Иисуса
Христа, пришедшего в мир не для погубления его и осуждения, а для спасения,
общавшегося и с грешниками.
То, что у человека, чей образ помещен на храмовой иконе, есть жена,
родственники, друзья для христианина не более удивительно, чем то, что семья и
друзья были у Самого Спасителя. Действительно удивительно то, что, по словам
Спасителя, верующие в Него и исполняющие Его заповеди уравнены с Его Матерью.
Вера не отдаляет нас и от святых, а приближает к ним так, как не может
приблизить никакая земная близость.
Более того, предпочтительнее
и естественнее, если почитание человека святым начинается при жизни людей,
знавших его. Если они знают какие-либо обстоятельства, противоречащие почитанию
человека святым, они обязаны по христианской совести об этих обстоятельствах
сообщить.
О полемике вокруг
богословских воззрений священника Александра Меня
Обстоятельства жизни
священника Александра Меня складываются из обычных для священника Церкви
Христовой и из служения, которое дается не всем священникам. Относительно
первых критика в адрес отца Александра Меня раздавалась: его упрекали в
излишней мягкости к пасомым. Однако, его непосредственное церковное
священноначалие, зная о подобных обвинениях, ни при его жизни, ни после его
смерти не признало их основательными. Незадолго до кончины отец Александр был
удостоен митры и настоятельства, что свидетельствует о признании каноничности
его действий как священника.
Иначе обстоит дело с проповедническими трудами отца Александра Меня, которые
подвергались частой критике. В послании Святейшего Патриарха, которое было
зачитано над гробом отца Александра, говорилось о том, что не все
высказывавшиеся Менем суждения принимались безоговорочно.
Однако, если в 1990 году
послание Патриарха констатировало факт разногласий вокруг творений отца
Александра, то с тех пор, невзирая на голоса критиков, церковное
священноначалие отнюдь этой критики не одобрило. Состоялась достаточно, по
российским представлениям, обширная дискуссия в печати вокруг взглядов отца
Александра: было издано и несколько книг и статей, содержащих критику, и не
меньшее число книг и статей, эту критику опровергающих. По содержанию своему,
эта полемика не прибавила ничего нового к той, которая велась при жизни отца
Александра, когда он по просьбе своего правящего архиерея составлял возражения
на критику в своей адрес; возражения эти были приняты как достаточные. И в
1990-е годы критика в адрес богословских воззрений отца Александра Меня не была
поддержана ни церковноначалием, ни академической корпорацией православных
богословов, оставшись уделом немногочисленных людей, не отличающихся ни
обширным духовным опытом, ни высоким иерархическим положением. К 1995 году
полемика оказалась исчерпанной, а обвинения в адрес отца Александра Меня —
опровергнутыми богословами и отвергнутыми священноначалием.
О кончине отца Александра
Меня как основании к его прославлению
Люди, почитающие отца
Александра Меня святым, часто затрудняются с выбором одного из двух оснований
такового почитания. Они считают святой и его жизнь, и его смерть, но полагают,
что прославление подразумевает причисление человека к одному из “ликов” святых:
мучеников, преподобных, равноапостольных, праведников, юродивых на основании
какого-то одного, главного подвига.
Это мнимое затруднение.
Святость человека есть приобщение к святости Бога, а в Боге нет “ликов”, нет
различий и оттенков существования, но есть простота и свет. Разделение святых
на определенные разряды введено в Церкви для облегчения понимания причин, по
которым они прославлены, для облегчения почитания, а не для затруднения
почитания и прославления. Число этих разрядов не ограничено раз и навсегда, оно
может и возрастать. Возможно прославление святого и как “князя”, и как
“равноапостольного” (подобно святому равноапостольному князю Владимиру).
Особенно естественно и часто
почитание человека святым и по обстоятельствам его жизни, и по обстоятельствам
его кончины. Церковное предание предупреждает о том, что смерть есть особенное
и последнее испытание для каждого человека, в том числе для христианина.
Прожитая в вере и праведности жизнь может быть обесценена хулой на Бога,
произнесенной на смертном одре. Напротив, предсмертное покаяние, как бы кратко
и слабо оно ни было, достаточно для прощения всех человеческих грехов и
принятия со Христом в небесные обители.
Точные обстоятельства смерти
отца Александра Меня остаются по сей день неизвестными и, видимо, достоверно их
узнать уже вряд ли когда-нибудь представится возможным. Конечно, верующие
предпочли бы, чтобы светская власть произвела основательные дознание и суд,
уясняющие обстоятельства этой кончины, однако обстоятельства российской
действительности сделали это маловероятным. Более того, именно некоторые
представители светской власти, производившие дознание, безо всяких причин
говорили о том, что кончина отца Александра Меня могла быть следствием его
греховного поведения или еретических убеждений. Все эти утверждения следует
прямо отмести как хулу, по одной своей голословности неприемлемую по отношению
к любому умершему.
Возможность, что священник
Александр Мень был убит из-за своего греховного поведения, следует решительно
отмести как необоснованный хульный помысл. Возможность, что он был убит как
отступник от веры следует отмести так же решительно, поскольку чистота его веры
священника Александра Меня засвидетельствована его пребыванием в с момента
крещения в детстве в лоне Церкви Христовой в общении с церковным
священноначалием и церковным народом, а после его смерти — одобрением его
трудов церковным священноначалием и церковным народом.
Нельзя вполне исключить той
возможности, что гибель отца Александра Меня была следствием случайности, что
убийца не задумывался над тем, кого убивает, не имел сознательного намерения
лишить смерти именно верующего во Христа праведника, не предоставлял отцу
Александру выбора между смертью и отречением от веры. Но это не есть
препятствие для его почитания святым мучеником. Гонители, мучавшие до смерти
христиан во все времена, не всегда поступали так с полным знанием основ
христианского вероучения и с намерением обратить христианина в свою веру.
История Церкви, напротив, показывает, что большинство гонителей плохо
представляли сущность веры Христовой, более думали о соблюдении государственных
интересов, и, если уж начинали гонения, далеко не всегда предоставляли гонимым
выбор между верой и смертью. Святость создается не греховностью палачей, а
благодатью Божией.
Для верующего в
Промыслительную волю Творца существенно не отсутствие знаний о точных
обстоятельствах гибели отца Александра Меня, а знание о том, что эта гибель
произошла, когда священник шел в Церковь совершать бескровную Жертву Христову,
нести служение исповедника и проповедника Евангелия. Каковы бы ни были
намерения убийцы или убийц, воля Божия все, совершающееся со служителем Божиим
во время служения и на пути к служению, обращает к прославлению Творца и
верующих в Него. Поэтому обстоятельства гибели священника Александра Меня
следует признать не только не возбраняющими почитать его как мученика за
Церковь Христову, но и прямо побуждающими к такому почитанию.
О жизни священника
Александра Меня как основании к его прославлению
Обстоятельства жизни отца
Александра Меня не мешают его прославлению, обстоятельства его смерти указывают
на желательность свидетельствования его святости, но необходимым такое
свидетельствование делается благодаря содержанию его жизни. Одновременно со
священническим, пастырским служением отец Александр принял на себя служение
апостольское, сознательно, разнообразно и верно проповедуя Евангелие людям, не
слышавшим о Христе или отвергшим Христа. Это служение основывалось на
изобильных дарах Божиих, которые не были единственными в своем роде, но которые
отец Александр Мень принял так, как немногие из одаренных принимают: дар
понимания, дар устного и письменного слова, дар смиренномудрия, дар миролюбия.
Среди прочих проповедников он привлекал (а его книги и записанные проповеди
привлекают и по сей день) непостыдной верой, отсутствием самопревозношения и
воздержанием от нападок на кого бы то ни было. Отец Александр Мень предпочел
сосредоточиться единственно на проповеди Христа, и проповедь эта не осталась
втуне, принося плоды как в России, так и за ее пределами.
Таким образом, почитание
священника Александра Меня как равноапостольного мученика является допустимым и
желательным для верующих в Христа, а его прославление со святыми помогло бы
Церкви Христовой осуществлять проповедь Евангелия.
[А.Мень]
| [Библиотека
"ВЕХИ"]
© 2000.Библиотека "ВЕХИ"