[Д.С.Мережковский] | ["Еврейский Вопрос"] | [Библиотека "ВЕХИ"]
Хочется думать сейчас
о России, об одной России и больше ни о чем, ни о ком. Вопрос о бытии всех
племен и языков, сущих в России (по слову Пушкина: «всяк сущий в ней язык»),
есть вопрос о бытии самой России. Хочется спросить все эти племена и языки: как
вы желаете быть, с Россией или помимо нее? Если помимо, то зачем обра-щаться к
нам за помощью? А если не помимо, то забудьте в эту страшную минуту о себе,
только о России думайте, потому что не будет ее — не будет и вас всех: ее
спасе-ние — ваше, ее погибель — ваша. Хочется сказать, что нет вопроса
еврейского, польского, украинского, армянского, грузинского, и проч. и проч., а
есть только русский вопрос.
Хочется это сказать,
но нельзя. Трагедия русского общества в том и заключается, что оно сейчас не
имеет права это сказать...
Весь идеализм
русского общества в вопросах нацио-нальных бессилен, безвластен и потому
безответствен.
В еврейском вопросе
это особенно ясно.
Что от нас хотят
евреи? Возмущения нравственного, признания того, что антисемитизм гнусен? Но это
призна-ние давно уже сделано; это возмущение так сильно и про-сто, что о нем
почти нельзя говорить спокойно и разумно;
можно только кричать вместе с евреями. Мы и кричим.
Но одного крика мало.
И вот это сознание, что мало крика, а больше у нас нет ничего, — изнуряет,
обессилива-ет. Тяжело, больно, стыдно...
Но и сквозь боль и
стыд мы кричим, твердим, клянем-ся, уверяем людей, не знающих таблицы умножения,
что дважды два — четыре, что евреи — такие же люди, как и мы — не враги
отечества, не изменники, а честные русские граждане, любящие Россию не меньше
нашего; что антисемитизм — позорное клеймо на лице России.
Но, помимо крика,
нельзя ли высказать одну спокойную мысль? Юдофобство с юдофильством связано.
Слепое отрицание вызывает такое же слепое утверждение чужой национальности.
Когда всему в ней говорится абсолют-ное «нет», то возражая, надо всему сказать
абсолютное «да».
Что значит «юдофил»,
по крайней мере, сейчас, в России? Это значит человек, любящий евреев особой,
исключительной любовью, признающий в них правду боль-шую, чем во всех других
национальностях. Такими «юдофилами» представляемся националистам, «истинно
русским людям», мы, русские люди, «не истинные».
— Что вы все с
евреями возитесь? — говорят нам националисты.
Но как же нам не
возиться с евреями и не только с ними, но и с поляками, украинцами, армянами,
грузинами и проч. и проч? Когда на наших глазах кого-нибудь обижают — «по
человечеству» нельзя пройти мимо, надо помочь или, по крайней мере, надо кричать
вместе с тем, кого обижают. Это мы и делаем, и горе нам, если мы перестанем это
делать, перестанем быть людьми, чтобы сделаться русскими.
Целый дремучий лес
национальных вопросов встал во-круг нас и заслонил русское небо. Голоса всех
сущих в России языков заглушили русский язык. И неизбежно, и праведно. Нам
плохо, а им еще хуже; у нас болит, а у них еще сильнее. И мы должны забывать
себя для них.
И вот почему вы
говорим националистам:
— Перестаньте
угнетать чужие национальности, чтобы мы имели право быть русскими, чтобы могли
показать свое национальное лицо с достоинством, как лицо человеческое, а не
звериное. Перестаньте быть юдофобами, чтобы мы могли не быть
юдофилами.
Возьму один пример
наудачу.
Еврейский вопрос
имеет сторону не только национальную, но и религиозную. Между иудейством и
христианством существуют, как между двумя полюсами, глубокие притяжения и столь
же глубокие отталкивания. Христиан-ство вышло из иудейства, Новый Завет из
Ветхого. Апостол Павел, который больше всего боролся с иудейством, желал «быть
отлученным от Христа за братьев своих по плоти», т. е. иудеев.
О притяжениях
говорить можно, а об отталкиваниях нельзя. Как, в самом деле, спорить с тем, кто
не имеет голоса. Бесправие евреев — безмолвие христиан. Внешнее насилие над ними
— внутреннее насилие над нами. Нам иельзя отделять христианства от иудейства,
потому что это звдачит, как выразился один еврей, проводить «новую духовную
черту оседлости». Уничтожьте сперва черту ма-териальную, и тогда можно будет
говорить о духовной. А пока это не сделано, правда христианства пред лицом
иудейства останется тщетною.
Почему сейчас, во
время войны, так «заболел» еврейский вопрос? Потому же, почему «заболели» и все
вопросы национальные.
«Освободительной»
назвали мы эту войну. Мы начали ее, чтобы освободить дальних. Почему же,
освобождая дальних, мы угнетаем близких? Вне России освобождаем, а внутри —
угнетаем. Жалеем всех, а к евреям безжалостны, За что?
Вот они умирают за
нас на полях сражений, любят нас, ненавидящих, а мы их ненавидим, любящих
нас.
Если мы будем так
поступать, нам перестанут верить все; нам скажут народы:
— Вы умеете любить
только издали. Вы лжете.
А мы ведь надеялись,
что наша сила в правде. Мы хо-тели правдою победить силу. Если все еще хотим, то
не будем лгать, ослаблять ложью правды нашей, силы
побеждающей.
Немцы говорят: война
за мир, за власть над миром — и так и делают. А мы говорим: война за мир, за
примирение, освобождение мира — и не делаем того, что говорим. В слове «мир»
немцы ставят точку над і. Неужели все наше отличие от них только в том, что мы
этой точки над і не ставим? На русском языке «миръ» и «міръ» звучат одинаково»,
тем более нам нужно не языком, а сердцем отличать себя от наших врагов, сделать
так, чтобы народы поняли, за что мы воюем, — за власть над миром или за
освобождение мира.
Начнем же это делать
с евреев.
Но пусть не забывают
народы угнетенные, что свободу может им дать только свободный русский
народ.
Пусть не забывают
евреи, что вопрос еврейский есть русский вопрос.
[Д.С.Мережковский]
| ["Еврейский Вопрос"] |
[Библиотека "ВЕХИ"]
© 2000, Библиотека "ВЕХИ"