[П.В.Добросельский - Оглавление] | [Библитотека «Вехи»]
П. В. Добросельский
о происхождении
человека,
первородном грехе и
искусственном зарождении
Часть 2.
О первородном грехе и его последствиях (с учетом возможности
искусственного зарождения)
«Рожденное
от плоти есть плоть,
а
рожденное от Духа есть Дух»
(Ин. 3:6).
Глава 6
Причина передачи
последствий первородного греха
потомкам Адама и Евы
6.1. Различные точки зрения на
причину
передачи последствий
первородного греха от родителей к детям
6.1.1. Первая точка зрения
Первая точка зрения заключается в следующем. Все
потомки прародителей, не участвуя лично в их грехе и, вследствие этого, не имея
за него личной вины перед Богом[1],
испытывают на себе последствия данного греха (то зло, причиной которого
является данный грех), как наказание за него. Иными словами, первородный грех, как
и грех вообще, связан с определенным наказанием[2], как причина со своим следствием. При
этом тятяжесть последствий первородного греха, включая их распространение на
весь род человеческий, обусловлена особой тяжестью самого грехопадения.
Приведем обоснование такого мнения. В начале отметим,
что, в общем случае, связь между личным грехом и наказанием личности не
является взаимнооднозначной. Ибо, данное наказание данного человека может и не
являться следствием его личного греха (личной вины), или наказание личности
не всегда связано с ее личным грехом. Действительно, из Священного Писания
следует, что за грех или праведность (плохие или добрые дела) одних людей,
других — может постигнуть, соответственно, милость или гнев Божий. При этом,
данные люди могут даже и не находиться в родственных отношениях. Так, например:
за то, что царь Давид приказал исчислить Израильтян, Господь, по выбору Давида
из трех предложенных ему Господом наказаний, наслал язву на Израильтян и умерло
семьдесят тысяч человек (2 Цар. 24:10-17; 1 Пар. 21:1-17)[3]. За то, что фараон не хотел отпускать сынов Израилевых
из Египта, Господь насылал на землю Египетскую различные казни (Исх. 7: 20, 21;
8: 6; 8: 17; 8: 24; 9: 6; 9: 10; 9: 23-26; 10: 22-23; 12: 29-30), в том числе
смерть египетских первенцев (Исх. 12: 29-30). С другой стороны: Господь обещал
Аврааму, что пощадит всех жителей города Содома, включая и погрязших в грехах,
ради десяти праведников, если таковые найдутся в городе (Быт. 18: 32); в Иер.
5: 1 говорится, что Господь пощадил бы Иерусалим, если бы в нем нашелся
человек, соблюдающий правду и ищущий истину. В
Священном Писании неоднократно приводятся сведения и о влиянии греха (вины)
отцов на судьбу их детей. Так, например, за грех царя Давида (2 Цар. 11: 1-17),
который сделал зло в очах Господа (2 Цар. 11: 26), поразил Господь
дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело (2 Цар. 12: 15) и на
седьмой день дитя умерло (2 Цар. 12: 18). В Писании также прямо сказано о
наказании детей за грех (вину) отцов[4].
Такое положение, по-видимому, считается столь
естественным (обычным), что противоположное (не соблюдение этого) даже
требует специального пояснения: «Вы говорите: “почему же сын не понесет вины
отца своего? Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои
соблюдает и выполняет их; он будет жив[5]... сын не понесет вины отца”...» (Иез. 21: 19)[6].
Вот как объясняет это положение (о наказании одних людей
за грехи других) архимандрит Платон (Игумнов): «… Воздаяние за преступление или
за добродетельный поступок отдельного человека относилось в Ветхом Завете к
целой общности людей. Источником этой идеи служил характер семейных отношений,
но более важной причиной было то, что Бог избрал Израиль и заключил с ним Завет
именно как с избранным и святым народом, а не как с отдельными личностями.
Поэтому Бог мог наказать народ за грех одного человека и дать благословение и
награду за личную праведность другого человека. Очевидный пример всеобщего
наказания — история падения человека. Но есть много других подтверждений.
Убийство, совершенное Каином, вызвало умножение беззаконий во всем его роде.
Даже царь Давид своим прегрешением обрек своего сына, родившегося от
незаконного союза, на смерть и свой царский род на беспрерывные войны и
бедствия (2 Цар. 12: 7-14). Не только ближайшие потомки, но даже целый род
может быть наказан за грех одного из его представителей. Классическое
изречение о наказании, отмеренном Богом заведомо неповинным потомкам грешников,
мы находим в книге Исход; тем более Его милость и прощение простираются на
тысячи родов (Исх. 34: 7).
Таким образом понимание наград и наказаний в Ветхом Завете сводилось, главным
образом, к благословениям в земной жизни и относилось больше к целому народу,
чем к отдельной человеческой личности» (122: 98).
По мнению иеромонаха Анатолия (Берестова) «Мы все в этой жизни связаны единой
жизненной цепочкой. Грез одного человека порождает и грехи, и последствия
грехов — страдания, болезни, смерть других людей. К тому же человек уже часто
рождается с болезнями — последствием грехов родителей, бабушек, дедушек,
прадедушек т. д. Совершенно очевидно, что грехи одних людей приводят к тяжелым
последствиям для здоровья всей последующей жизни и других людей.
Вспомните, грехи одного человека, скажем Ленина, Гитлера, Сталина, приводили к
страданиям многих и многих миллионов, десятков и, может быть сотен миллионов
людей. И посмотрите, когда мы совершаем какой-то грех, от греха этого могут
страдать совершенно незнакомые нам люди порой за тысячи километров от того
места, в котором мы живем…» (172: 47).
Отметим, что возможность перехода последствий греха родителей на их детей
является закономерностью, которая, в отличие от физических законов, открываемых
людьми, открыта нам Самим Богом. В связи с этим, данная закономерность, столь
много раз указанная в Библии, по-видимому, не должна вызывать каких-либо
дополнительных вопросов, недоумений, сомнений и непонимания по сравнению с
другими закономерностями, например, творением Богом милости до тысячи родов (Исх.
20: 6; 34: 7; Втор. 5: 10), или обещанием хорошего детям, родители которых
делают угодное перед очами Господа (см., например, Втор. 12: 25, 28).
Далее, представляются достаточно очевидными логичность и
нравственная справедливость того, что между тяжестью (величиной) греха и
тяжестью (степенью, мерой) наказания за него (то есть какое именно зло
постигнет людей непосредственно согрешивших и на какое количество родов
распространится наказание) имеется взаимнооднозначная связь. Иными словами,
величина греха и будет определять степень наказания, и, наоборот, по степени
наказания можно будет судить и о величине
греха. Поэтому особая тяжесть первородного греха и является
причиной особой тяжести его последствий (см. сноску 120), охвативших весь
человеческий род[7].
С другой стороны, судя по последствиям первородного греха, его особая тяжесть
также не вызывает сомнений.
Приведем пример, который дополнительно, косвенным
образом, может указывать на степень падения прародителей. Как известно из Быт.
4: 1-8, Каин, первый из рожденных на земле людей, убил своего родного брата
Авеля, второго рожденного на земле человека. Таким образом, жизнь первых
рожденных на земле людей связана с убийством, являющимся, по христианским
понятиям, одним из самых тяжких грехов, смертным грехом. Поскольку «способность
же к рождению - это - рождать из самого себя, то есть, из собственной сущности,
подобного по природе» и «рождение состоит в том, что из существа
рождающего выводится рождаемое, подобное по существу» (38: 88), причем
подобное не только по роду и виду, но и по индивидуальным (личностным)
свойствам[8]
(именно на этом принципе и построен так называемый естественный отбор и
селекция, представляющая собой искусственный отбор), то можно предположить
сколь большим было падение прародителей, созданных с возможностью святости и
бессмертия, если их первый ребенок и первый рожденный человек стал первым
убийцей.
Таким образом, из-за тяжести
греха Адама и Евы весь род человеческий отпал от Бога. При этом применение
особой меры наказания в отношении их потомков является закономерным следствием
прародительского греха, не требующим каких-либо дополнительных объяснений и
мотиваций[9].
Заметим, что такое мнение не противоречит Исх. 20: 5; 34:
6-7; Втор. 5: 9; Чис. 14: 18, где говорится о наказании детей за вину отцов
только до третьего и четвертого рода. Это обусловлено тем, что о данном
наказании говорится, как о наказании людей уже рожденных и живущих на земле,
возможный грех которых вряд ли когда-либо сравнится по своей тяжести и
последствиям с первородным грехом. Природа человека, искаженная грехопадением
и содержащая семя тли[10], передается от родителей к их детям[11] в соответствии с указанным выше законом рождения, по
которому рождаемый подобен рождающему. «Рожденное от плоти есть плоть
(Ин. 3: 6 — П. Д.), то есть человек, родившийся от плотского, греховного человека,
по своей природе остается таким же плотским, греховным человеком, как и
родивший. Греховная порча передается наследственно путем греховного рождения от
поколения к поколению» (23: 330, 331. Книга 1).
6.1.2. Вторая точка зрения
Вторая точка зрения на причинно-следственную
связь, объясняющую[12] переход последствий первородного греха на всех потомков и, в частности,
всеобщий характер смерти, основывается на том, что все потомки лично
нравственно виновны в грехе своего прародителя[13].
Такое мнение представляется нам неверным. Приведем
обоснование этого.
· Все подверглись смерти не потому, что согрешили в Адаме,
а по закону преемства при рождении, которым Бог
наделил все живые существа и согласно которому рождаемый является подобным
рождающему. То есть от льва рождается лев, от человека — человек; в более общем
виде: от млекопитающего — млекопитающее, от теплокровного — теплокровный; в
предельно общем виде: от смертного — смертный.
Таким образом, как только прародители в результате
грехопадения обрели телесную смертность, в то же самое мгновение и все их
потомки, не принимавшие никакого личного участия в этом
грехопадении, могли рождаться только смертными (см. раздел 7). Святитель
Феофан Затворник, при толковании Рим. 5: 15, 16, пишет: «... В Адаме, по
естественной необходимости и не согрешая подобно ему, все подлежали закону
смерти... В Адаме все осуждены на смерть за одно его преступление» (49: 345).
Протопресвитер Иоанн Мейендорф говорит: «... Святые отцы (особенно четко это
можно проследить у Иоанна Златоуста, Григория Паламы, блаженного Феофилакта)
отождествляют наследие грехопадения с наследованием, по сути дела, смертности,
а не греховности; греховность видится лишь производной от смертности. Блаженный
Феодорит, упоминая слова 50-го псалма: во грехе родила меня
мать моя, — отмечает, что это относится к общему греховному состоянию смертного человечества:
“Сделавшись смертными, Адам и Ева зачали смертных детей, а смертные существа по
необходимости подвластны страстям и страхам, радостям и печалям, гневу и
ненависти”» (цит. по 75: 158).
· Нравственно
виновным за грех может быть только тот, кто либо сам совершил этот грех, либо
содействовал (соблазном, понуждением, помощью) его совершению другим человеком. Другими словами, участвовал в том или ином виде в
совершении греха. Поскольку «ни один из этих потомков (потомков Адама — П. Д.)
лично не участвовал в грехопадении своего прародителя» (7: 37), или «потомки
Адама не участвовали своим сознанием и свободою в греховном действии Адама»
(23: 328. Книга 1 — см. 4-ю цитату в сноске 136), то, следовательно, потомки не
могут быть виновными в этом.
Вообще, попытка принять причинно-следственную связь (закономерность),
предполагающую вину потомков причиной перехода на них последствий первородного
греха, сталкивается с серьезной проблемой. Здесь необходимо обосновать, в чем
именно состоит эта вина (грех) потомков. Известное обоснование указанной вины
потомков заключается в том, что «когда Адам согрешил... в лице его жили и
действовали в то время, хотя еще и в зачаточном состоянии, все его потомки...»
(7: 44)[14].
Однако, хотя с одной стороны и можно сказать, с
определенной условностью, что все потомки находились в Адаме в состоянии
возможного зачатия в будущем, с другой стороны, очевидно, что никто из них не
мог находиться (жить) в Адаме в зачаточном состоянии и, тем более, действовать
каким-либо образом.
Отметим
также, что слова «... без полного проявления в них
(потомках — П. Д.) разума и свободной воли ... « (7: 45 — см. 3-ю цитату в
сноске 149) предполагают, что будущие потомки Адама имели
возможность частичного проявления разума и воли, а следовательно, и частичного
участия в грехе их прародителя. Однако, нельзя уже
сейчас участвовать в грехе и вообще в чем-либо, находясь при
этом еще лишь в возможности будущего зачатия.
Точка зрения на то, что причиной перехода последствий
первородного греха на потомков является их личный грех, по сути дела,
основывается на замене однозначной связи греха и наказания за него (полагающей
наличие наказания, если есть грех) взаимнооднозначной связью (дополнительно
полагающей и наличие греха, если есть наказание). Иными словами, здесь
считается, что, помимо обязательного личного наказания, если есть личный грех
(вина), существует также и обязательное наличие личного греха, если есть личное
наказание. Именно принятие такой взаимнооднозначности и обусловливает
(инициирует) поиск личного греха для объяснения личного наказания, в данном
случае перехода последствий первородного греха на конкретных людей, лично не
участвующих в этом грехе.
При этом, за наказания иногда принимаются и
различные тяготы, связанные с испытанием. Так друзья Иова, «не зная тайны страданий, признают бедствие его (Иова
— П. Д.) не испытанием добродетели, но наказанием за грех, и не только содержат
это в мыслях, но не стыдятся даже укорять его самим несчастьем...»
(31: 233, 234). Однако, как уже говорилось, наказание человека, его болезни,
страдания, несчастья, а также физические недостатки могут быть и без личного
греха (см., например, сноски 116, 117, 138, 139; Иов).
Святитель Григорий Богослов учит: «Что значит постигший
нас удар (несчастья — П. Д.), и отчего он? Испытание ли это добродетели или
истязание за грехи? Но хотя бы и не было это наказанием, — лучше принять за
наказание и смириться под крепкую руку Божию, нежели превозноситься этим, как
испытанием (Слово 15) » (31: 495). Архимандрит Амвросий (Юрасов) поясняет: «Но
бывает, что болезни посылаются и святым людям не за грехи, а для большей
святости»; «Грешникам болезни даются за грехи, а праведникам —
для большей святости» (141: 211, 212). По мнению митрополита Московского и
Коломенского Филарета (Дроздова): «Бог хочет терпения и надежды, если
подвергает душу лишению, для ее испытания и очищения» (112: 329). «Авва Исаия
пишет: поелику одинаковые случайности постигают грешных и праведных, то не
должно думать, что все подвергающиеся несчастиям подвергаются им за какие-либо
предшествовавшие грехи» (цит. по 8: 419). Старец Алексий (Соловьев) выражает
эту мысль так: «Знаешь ли ты, что душа очищается страданием... Кто тебе сказал,
что Бог наказывает людей за грехи, как принято у нас часто говорить при виде
ближнего, впавшего в какую-либо беду или болезнь. Нет, пути Господни
неисповедимы. Нам, грешным, не надо знать, почему Всесильный Христос часто
допускает непостижимые для человеческого ума как бы несправедливости» (цит. по
79: 346). Святитель Иоанн Максимович (архиепископ Черниговский, впоследствии
митрополит Тобольский и Сибирский) говорит: «…Каждый из нас в нуждах своих
обязан увещевать самого себя, говоря или думая так: “Это послано мне праведным
судом Божиим или в наказание за грехи мои, или для наставления меня в
добродетельной жизни, или же для большей награды небесной…”» (107: 493, 494).
Заметим, что и преждевременная смерть человека также
может не являться следствием значительности совершенных им грехов. В Евангелие
от Луки об этом говорится следующее: «В это время пришли некоторые и рассказали
Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал
им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так
пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская
и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но,
если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. 13: 1-5) (ср. с 2 Мак. 12: 39-42 —
см. 4-й абзац сноски 137).
6.1.3. Третья точка зрения
Рассмотрим теперь мнение, по которому потомки
считаются, с одной стороны, не виновными в грехе прародителей, так как
«не участвовали своим сознанием и свободою в греховном действии Адама» (23:
328. Книга 1), а с другой — виновными перед Богом за свою прирожденную
греховность, или наследственную греховную поврежденность своей природы[15].
Согласно протоиерею Николаю Малиновскому, поврежденная
духовная природа человека (повреждение сердца, ума и воли), или прирожденная
греховность его природы (наследственная порча природы, прирожденное греховное
естество), то есть наклонность ко греху (греховная склонность), является одним
из наказаний как прародителей, так и их потомков «со стороны правды Божий за
грех (прародителей — П. Д.)» (23: 317-320. Книга 1).
Однако, данное состояние потомков, являющееся Божиим
наказанием за вину прародителей, не может одновременно являться и собственно
виной перед Богом, требующей дополнительного наказания, так как нельзя
наказывать только за собственно предыдущее наказание. Иначе
говоря, греховное состояние — это следствие гнева Божия в отношении
греха прародителей, и оно не может являться одновременно с этим и причиной
гнева Божия в отношении их потомков. Кроме того, греховная природа
дается потомкам при зачатии без их ведома (согласия,
участия) и, вследствие этого, а также с учетом вышесказанного, не может быть
вменена им в вину.
«Зависящее от природы, — говорит святой Ефрем
Сирин, — непреложно, оно не заслуживает ни почестей, ни наказаний; никто
никогда не был обвиняем в том, что он бел или черен, велик или мал ростом,
потому что сие не в нашем произволении. А в нашем произволении наказания и
почести; потому что для сего есть потребность в том и другом, как в нашей воле
и хотении, так в Божием содействии и защите…» (40: 396). Аналогичного мнения (о
невменении в вину необходимых явлений в человеческом роде)
придерживается и сам протоиерей Николай Малиновский: «Признавать, в частности,
седалищем греха тело или плоть значило бы ... усвоить ему значение зла
физического как явления естественного и притом необходимого в человеческом
роде, а отсюда — невменяемого (в вину — П.
Д.)» (23: 342. Книга 1).
Иными словами, потомки не могут нести ответственность за
свою греховную природу, если она является необходимым аспектом
(атрибутом) человека и даётся ему
принудительно, без его воли. Они ответственны лишь за проявления этой
греховности в виде личных грехов, уже зависящих, в том числе, и от
них самих. Таким образом, греховная природа потомков является не виной
их, а бедой их.
Также отметим, что из Еф. 2: 3 не следует виновность
перед Богом за прирожденную греховность, как это указывается в 23: 327. Книга 1
(см. 1-ю цитату в сноске 150). Слова «... и были по природе чадами гнева...» в Еф. 2: 3 не означают что гнев Божий распространяется
именно на потомков Адама за их греховную поврежденность природы. Они
означают, что на потомков распространяется не собственно гнев Божий, а
последствия гнева на прародителей за нарушение ими в раю заповеди Божией.
Последствия в виде определенного состояния потомков, заключающегося в уклонении
ко греху и передающегося им по закону преемственности при зачатии
(зарождении). В связи с этим, как уже отмечалось, поврежденная природа
человека является Божиим наказанием за вину прародителей и не может являться
самостоятельной наказуемой виной их потомков перед Богом.
Приведем теперь слова святого Иоанна Кронштадтского,
касающиеся данного вопроса: «С чего зачинается человек в утробе матерней? В
семени мужском заключается в миниатюре весь человек, но только в возможности (potentia). Мать под сердцем своим и сердцем своим согревает,
оживляет и питает зародыш будущего человека чрез плотяную трубочку, идущую от
ее сердца к семени зародыша и тесно с ним связанную. После сердца начинают
образовываться все члены: но в этом семени, в этом зародыше — в самом сердце
его гнездится уже лукавый и нечистый дух, который привился чрез грех сердцу
первого человека и от него преемственно переходит ко всем[16] чрез семя мужское. Развивается человек — растет в сердце
его и сила зла, которое, как и душа, нуждается для приведения себя в действие в
вещественных орудиях тела. И чем более развиты эти орудия, тем большую силу и
удобство получает оно для своего пагубного проявления» (41: 77, 78).
Прокомментируем отдельные аспекты представленной цитаты:
· с точки зрения современного понимания зачатия и развития человека «под
зародышевым, или эмбриональным, развитием у человека понимается ранний период
развития организма (до 8 недель), в течение которого из оплодотворенной
яйцеклетки образуется тело, обладающее основными морфологическими признаками
человека» (77: 449). Таким образом, в мужском семени не содержится миниатюрный
человек (так же, как, например, и в личинке бабочки не содержится миниатюрная
гусеница или бабочка). При этом само развитие зародыша происходит в
соответствии с определенной программой, заложенной в генах;
· внедрение нечистого духа в
зародыш происходит, очевидно, без участия разума и воли будущего ребенка. В
связи с этим его вина здесь будет отсутствовать;
· с другой стороны, рост силы зла при развитии человека уже будет
необходимо связан с соединением воли злого духа и воли человека и, в
соответствии с этим, уже будет являться личной виной человека.
6. 2. Классификация точек
зрения
Приведенные выше точки зрения о мотивации (причине,
обосновании) перехода первородного греха на потомков можно разбить на две
группы, в которых соответственно:
· греховность природы каждого
человека считается следствием грехопадения прародителей в раю. При этом сами потомки Адама и Евы не имеют личной вины
(ответственности) за грех прародителей.
Здесь, в свою очередь, можно выделить две подгруппы
мнений: мнение о том, что потомки не виновны в своем наследственном греховном
состоянии и мнение о том, что потомки виновны в своем греховном состоянии;
· греховность природы каждого
человека считается следствием его личной вины в первородном грехе.
Различия во мнениях по вопросу мотивации перехода
первородного греха на потомков, при согласии в них основных аспектов
первородного греха, обусловлены, в основном, различием в используемых
терминологических и логических системах. При этом, если первые различия легко
устраняются введением единой терминологии (например, под виной данного человека
можно понимать, как его личную вину, так и совокупность личной и родовой вины,
то есть вины предыдущих поколений), то вторые могут носить существенный, а
иногда и принципиальный характер.
[П.В.Добросельский - Оглавление] | [Библитотека «Вехи»]
© Библиотека «Вехи»
[1] «Адам... сделался лично виновным перед Богом, а мы лично не согрешили с
Адамом, но сделались в нем и чрез него грешниками (непослушанием одного
человека сделались многие грешниками, Рим. 5: 19), получая от него
греховное естество, и являемся на свет по природе чадами гнева Божия
(Еф. 2: 3)» (21: 493).
«Толкуя выражение апостола Павла: как
одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех
человеков, потому что в нем все согрешили (Рим. 5: 12), он (Иоанн Златоуст
— П. Д. ) раскрывает его этический смысл: смерть, войдя в жизнь людей через
грех одного человека, Адама, распространилась на всех людей, которые, хотя и не
согрешили, но унаследовали от Адама смертность (то есть, все подверглись
следствию этого греха — смертности — П. Д.)» (75: 163).
«Православию чуждо представление о том, что
потомки Адама несут личную ответственность за грех прародителей, как за свой
собственный грех... Православному Востоку всегда был чужд западный юридизм, и
первоначальный грех рассматривался прежде всего как порча природы, а не как
грех, в котором повинны все люди. Однако и восточные отцы не отрицали, что мы
несем наказание за преступление Адама, хотя и не так, как за свои личные грехи»
(2: 249, 251).
«В послании же восточных патриархов читаем
следующее: “веруем, что первый человек, сотворенный Богом, пал в раю в то время,
когда преслушал заповедь Божию, последовав коварному совету змия, и что отсюда
распространяется прародительский грех преемственном на все потомство, так
что нет никого рожденных по плоти, кто бы свободен был от того бремени, и не
ощущал следствий падения в настоящей жизни. А бременем и следствиями падения мы
называем не самый грех (как-то: нечестие, богохульство, убийство, ненависть, и
все прочее, происходящее от злого человеческого сердца), но удобопреклонность
ко греху” (член 16)» (46: 461).
«Но потомки Адама не участвовали своим
сознанием и свободою в греховном действии Адама и потому наследственный грех в
потомках Адама должно полагать не в греховном действии Адама и вменении им в
вину этого действия, а в греховном состоянии природы, с которым и в котором
рождаются все люди, или в наследственной греховной порче и растлении природы, в
которой обитает грех как некоторое живое начало, с силою влекущее к совершению
личных грехов, вместе с виною или осуждением его в Адаме» (23: 328.
Книга 1).
«Итак, естество заболело грехом из-за
преслушания одного, то есть Адама; и многие оказались грешниками не потому, что
они совершили преступление вместе с Адамом (ибо их тогда не было), но потому,
что им свойственно его естество, подпавшее закону греха...» (святитель Кирилл
Александрийский. Цит. по 68: 34).
«Хотя слово “грех” употребляется здесь (в
словах “первородный грех” — П. Д.) в переносном смысле и свидетельствует о
болезненном состоянии человеческой природы, но не означает какой-либо нашей
личной виновности. Мы виновны за свои личные грехи и ту греховную страстность,
которая возникает в нас за невоздержание наше» (104: 28).
«Но дети Адама и Евы не были повинны в их
преступлении и не могли сознать себя преступными только на том
основании, что их родители были преступниками» (108: 105).
«Адам был виновен (в смысле грешен), он
преступил Заповедь в Раю, нарушил волю Божию и совершил грех (в первом смысле
этого слова). Все же потомки Адама рождаются уже в этой повреждённости, но не
виновны за эту повреждённость, не виновны за первый проступок Адама, а нарушают
нравственный закон совести исходя из своей собственной повреждённости,
полученной от прародителей по наследству, как следствие первого преслушания»
(128).
[2] Господь не оставляет грех без соответствующего наказания: «Господь
сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей» (Исх. 32:
33); «…если я согрешу, Ты заметишь и не оставишь греха моего без наказания.
Если я виновен, горе мне!...» (Иов. 19: 14, 15); «…Всякое преступление и
непослушание получало праведное воздаяние…» (Евр. 2: 2). См. также, например,
Исх. 34: 7; Чис. 14: 18. Исключением из этого являются отдельные случаи (см.
Иез. 33: 14 -16). О наказании за нарушение заповедей Божиих говорится,
например, в: Лев. 26: 14-41; Втор. 8: 19, 20; 11: 26, 28; 28: 15-68; 30: 15,
17-19; 31: 20, 21, 29).
О наказании за грех говорили царь Соломон и
Иисус, сын Сирахов: «… Стремящийся к злу стремится к смерти своей» (Прит. 11:
19); «... Суд над согрешающими следует всегда за преступлением неправедных»
(Прем. 14: 31); «Не прилагай греха ко греху, ибо и за один не останешься
ненаказанным» (Сир. 7: 8); «И хотя бы и один был непокорный, было бы
удивительно, если б он остался ненаказанным...» (Сир. 16: 11).
Об этом также говорится в 3 Езд. и 2 Мак.:
«Не пощадит десница Моя грешников…» (3 Езд. 15:22); «Горе грешникам и
несоблюдающим заповедей Моих! Говорит Господь. Не пощажу их» (3 Езд. 15: 24,
25); «… Нечестиво поступать против Божественных законов невозможно
ненаказанно…» (2 Мак. 4: 17).
Примеры конкретного влияния личных
грехов на судьбу человека (наказания человека за его грехи) приведены,
например, во Второй книге Маккавейской: «На другой день бывшие с Иудою
пошли, как требовал долг, перенести тела павших и положить их вместе со
сродниками в отеческих гробницах. И нашли они у каждого из умерших под хитонами
посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям: и сделалось всем
явно, по какой причине они пали … доблестный Иуда увещевал народ хранить себя
от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших (2 Мак. 12:
39-42); « Ибо когда он (Менелай — П. Д.) совершил много грехов против алтаря Господня,
которого огонь и пепел был свят, то и получил смерть в пепле (2 Мак. 13: 8).
О связи грехов с болезнями ясно говорил
Иисус Христос: «Потом Иисус встретил его (исцеленного человека — П. Д.) в храме
и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою
чего хуже» (Ин. 5: 14).
«Святой апостол Павел объяснял частые
болезни и смерть коринфян как наказание за непочтительное и эгоистическое
поведение на вечери Господней. Он также предостерегал христиан против ложного
религиозного поклонения, напоминая о внезапных наказаниях, посылавшихся
идолопоклонникам в Ветхом Завете» (122: 99).
«... Во всяком грехе находится вина и
наказание, как два червя в испорченном зубе или в трухлявом дереве скрываются.
Вины (то есть греха) Бог не хочет, но наказания, действительно, для нас
предустановляет, да теми предает нас на измождение (на казнь)...» (107:
477).
«… Грех в самом себе несет болезнь,
наказание человеку. Страдания являются следствием грехов. В некоторых страстях
причины страданий очевидны, например: в пьянстве, наркомании. В других,
особенно душевных, это сложнее заметить, но они поражают человека не менее
жестоко. Что только не сделали зависть, самолюбие, алчность и т. д. Не они ли
порождают ссоры, вражду, убийства, войны и т. п.?» (105: 129).
«На протяжении всего Священного
Писания звучит мотив о том, что соматические и психические болезни возникают
именно вследствие нарушения нравственных законов. Это открытие подтверждается
современными исследованиями в области медицины и психофизиологии. Например,
свердловский врач, профессор И. И. Бенедиктов в своей книге “Письма о любви”
проводит мысль о том, что качество человеческой любви и физическое здоровье
человека во многом зависят от соблюдения конкретных ограничительных норм (или
заповедей). И напротив, утверждает он, распущенность и бесконтрольность вполне
могут привести к различным заболеваниям: бесплодию, фригидности, аноргазмии и
проч. (176 : 91 со ссылкой на «Бенедиктов И. И. Письма о любви. С.
20»).
«Все наши болезни от наших грехов. * Когда к
Господу обращались за исцелением, Он всегда сначала отпускал грехи, а потом
исцелял от болезней. Грехи наши, наша неправедная жизнь дают нам болезни» (141:
211).
* Пояснение: Между болезнью и грехом нет взаимнооднозначной
связи, то есть болезнь человека не всегда является следствием его личного греха
— см. сноски 116, 117; первый абзац в разделе 4.3 и последний абзац в
разделе 6.1.2.
[3] Из
слов царя Давида к Господу: «... вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а
эти овцы, что сделали они?» (2 Цар. 24: 16) или: «... я согрешил, я
сделал зло; а эти овцы что сделали?» (1 Пар. 21: 17) — можно сделать
вывод о том, что согрешил именно Давид, а наказанию подверглись, помимо
его самого, также и его подданные.
[4] «... Господь, Бог... наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до
третьего и четвертого рода» (Исх. 34: 6, 7). «А оставшиеся из вас… за
беззакония отцов своих исчахнут» (Лев. 26: 39). «Готовьте заклание сыновьям его
за беззакония отца их…» (Ис. 14: 21). «Ты… за беззакония отцов воздашь в недро
детям их после них…» (Иер. 32: 18). «Отцы наши грешили: их уже нет, а мы несем
наказание за беззаконие их» (Плач. 5: 7). См.
также Исх. 20: 5; Чис.14: 18, 33; Втор. 5: 9; 12: 25, 28; 1 Цар. 2: 33; 3: 13,
14; 2 Цар. 12: 13-19; Пс. 36: 28; Прем. 3: 16; Тов. 3: 3, 5. (Отметим, что в
Исх. 20: 5 и Втор. 5: 9 говорится о наказании за вину отцов только тех детей,
которые ненавидят Бога).
В Новом Завете о
связи детей с грехами их отцов говорится в: Мф. 23: 29-32, 35; 27: 24, 25; Лк.
11: 50, 51, причем наиболее ярко это выражено в Мф. 27: 24, 25: «Пилат… умыл
руки перед народом и сказал: не виновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших».
[5] О
том, что «дети не должны быть наказываемы смертью за отцов» также говориться во
Втор. 24: 16.
[6] Более подробно об этом см. в Иез. 21: 14-32.
[7] «... преступлением одного всем человекам осуждение...» (Рим. 5: 18).
В Священном Писании сказано: «О, что сделал
ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и
нас, которые от тебя происходят» (3 Езд. 7: 48).
«Напрасно и сравнивать, — говорит Августин,
— грех Адама с грехами его потомков, как бы грехи этих последних ни были велики
и ужасны. Грех Адама настолько больше грехов его потомков, насколько природа
его была выше и совершеннее природы этих последних». Августин не находит даже
слов, чтобы выразить всю великость и глубину падения первых людей... и в одном
месте говорит, что ”грех Адама гораздо больше, чем мы можем судить о нем”» (7:
36).
«Блаженный Августин
называет грех Адама неизъяснимым отступничеством и говорит, что громадность
этого греха не может объять наша мысль. Здесь были, говорит он, и гордость,
потому что человек восхотел находиться во власти более своей, нежели Божией; и
человекоубийство, потому что подвергнул себя смерти, и любодеяние духовное,
потому что непорочность человеческой души нарушена убеждением змия, и татьба,
потому что воспользовался запрещенным древом; и любостяжание, потому что
возжелал большего, нежели скольким должен был довольствоваться» (цит. по 23:
314. Книга 1).
[8] См.
приложение 6.
[9]
«... Нет ничего неудобоприемлемого для разума и в том, что потомки Адама, как
рожденные после падения, не пользуются преимуществами райского, невинного
состояния, подвержены болезням и смерти, испытывают разнообразные скорби и
бедствия... Подобное (наказанию за грех прародителей — П. Д.) бывает и в
условиях обычной жизни, когда, напр., дети, родившиеся у людей, разжалованных
за какие-нибудь преступления, не пользуются теми правами, какими пользовались
их родители до разжалования, и это не находят противоречащим требованиям
справедливости» (23: 333. Книга 1).
[10] «… семя тли во мне есть» (Вечерние молитвы. Молитва 2-я,
святого Антиоха, ко Господу нашему Иисусу Христу).
[11] «Православная Восточная Церковь под первородным грехом всегда понимала
то “семя тли”, ту наследственную порчу природы и склонность ко греху, которую
все люди получают от Адама посредством рождения. Зачатие и рождение — канал, по
которому передается прародительская порча» (2: 249).
«Непонятного или невероятного
тут нет ничего. Мы видим на опыте, что дети получают в наследство болезни своих
родителей, и часто эти болезни надолго утверждаются и переходят в известных
семействах из рода в род. Мы знаем из опыта и по простым соображениям, что не
может дерево худое приносить плоды добрые (Мф. 7: 18), что из зараженного
источника естественно течет зараженный поток, что когда испорчен корень дерева,
тогда не может оставаться неиспорченным его ствол. Следовательно, человечество,
растленное в своем корне, неизбежно должно являться растленным и в своих
ветвях. И если первый человек сделался грешным, повредил всю свою природу, то и
потомство его не может не наследовать этой же самой греховной и поврежденной
природы» (21: 507).
«Вопрос. Почему не одни первые
человеки умерли, но и все умирают? Ответ. Потому что все родились от Адама,
зараженного грехом, и сами грешат. Как от зараженного источника естественно
течет зараженный поток, так от родоначальника, зараженного грехом и потому
смертного, естественно происходит зараженное грехом и потому смертное
потомство» (51: 34).
«Но как преступивши заповедь, Адам принял в
себя закваску зловредных страстей, так и родившиеся от него, и весь род Адамов,
по преемству, стали причастниками оной закваски...» (преподобный Макарий
Великий. Слово 29, гл. 2. Цит. по 8: 156).
«Но губительные
следствия греха, поразившего собою всю природу первых людей, по учению церкви,
не ограничились только ими одними, а простерлись и на всех их потомков,
которые, преемственно через рождение принимая от них свою природу, вместе с сим
наследуют и греховную порчу, получившую название прародительского или первородного
греха» (46: 443).
«…Зачинаемся и
рождаемся во грехе потому, что по закону природы рожденное бывает тоже с
родившим, от подверженного страстям рождается страстный, от грешника — грешник,
равно как от раба — раб же» (46: 452 со ссылкой на святителей Григория Нисского
и Иоанна Златоуста».
«Все люди происходят
от Адама, согрешившего и осужденного. Поэтому каковыми сделались прародители по
грехопадении своем, таковыми являются на свет и все их потомки» (23: 327. Книга
1). См. также приложение 6.
[12] Вообще, объяснить какую-либо новую закономерность (явление) означает
свести эту закономерность к ранее известным, или означает, что к новой
закономерности можно применить такую совокупность уже известных закономерностей,
которые позволят предсказать данную новую закономерность.
Вместе с
этим, на каждом этапе развития науки существует определенный предел возможности
ответов на вопрос «почему это так происходит?» При достижении такого предела,
данная закономерность, на данном этапе, объявляется атрибутом (неотъемлемым
свойством) природы.
[13] «Это положение (о том, что “весь человеческий род является
ответственным и нравственно виновным за грех своего прародителя” (7: 39) — П.
Д.) и служит, собственно, основой и первым пунктом христианского учения о
первородном грехе: прирожденная греховная порча потому тяготеет на всех
потомках Адама, что все они виновны в грехе своего прародителя ... По мнению
Августина, настоящее — падшее и греховное — состояние человека, все
нравственные и физические бедствия, которые тяготеют над людьми с самого
первого появления их на свет, с самого первого плача новорожденного младенца,
можно объяснить не иначе, как только виновностью в грехопадении Адама не только
его самого, но всех его потомков … Все без исключения люди нуждаются в
искуплении, потому что все они нравственно виновны в грехопадении своего
первого главы и родоначальника — Адама … Нравственную виновность в грехопадении
Адама не только его самого, но и всех его потомков Августин объясняет тем родовым
союзом, той внутренней генетической связью, которые существуют как вообще
между членами всего человеческого рода, так и в особенности между Адамом как
родоначальником и всем остальным человечеством как его потомством, и по которым
все люди составляют один великий род, одно великое семейство ...
Чувственная похоть, переходящая от родителей к детям, делает этих последних ...
виновными в первородном грехе, подлежащими наказанию за этот грех, прежде чем виновность
его не отпустится им в таинстве Крещения» (7: 39, 40, 41, 43, 54 - со ссылкой
на блаженного Августина).
«Грех прародителей, со всеми своими
последствиями, перешел и на весь род человеческий, так что все мы зачинаемся и
рождаемся в беззаконии, немощными по душе и телу и виновными пред Богом» (21:
514).
«Теперь по велению Бога потомки первых
людей должны будут наследовать “лукавое сердце”, склонное ко всякому злу и
крайне испорченное (Иер. 17:9). Все будут зачаты в грехе и рождаться с виной за
грех (Пс. 50:5). Никто не сможет войти в жизнь с чистым сердцем и с чистой
совестью. Все стали рождаться, рождаются и будут рождаться с унаследованными
грехом и виной» (129. Статья Дэниела
Дориани «Грех. Грехопадение, падение»).
«... все согрешили с Адамом или
в Адаме, как представителе всего человеческого рода, и согрешили именно
тогда, когда согрешил он, а потому все, не исключая младенцев, и умирают…
Смерть всеобща потому, что все
согрешили именно в Адаме: преступлением одного подверглись смерти многие (Рим.
5: 15)» (23: 324. Книга 1).
Протоиерей Николай Малиновский, при толковании слов святого апостола Павла «… смерть царствовала от Адама до Моисея и над не согрешившими подобно преступлению Адама…» (Рим. 5: 14), говорит: «Следовательно, смерть могла быть в этом случае наказанием не за личные грехи, а за грех Адама, в котором бессознательно участвовали все люди» (23: 324. Книга 1).
[14] Приведем и другие цитаты по данному вопросу.
«Сей прародительский грех
перешел от Адама на все человеческое естество, поелику мы тогда находились в
Адаме, и таким образом чрез одного Адама грех распространился на всех нас»
(Православное исповедание. Часть III,
ответ на вопрос 20. Цит. по 21: 493).
«Поелику, говорится в
православном исповедании кафолической апостольской восточной церкви, в
состоянии невинности все люди были в Адаме, постольку, как скоро он согрешил,
согрешили в нем и все, и стали в состояние греховное, быв не только греху
подвержены, но и наказанию за грех... Потому — то с сим грехом мы и
зачинаемся во чреве матери и рождаемся, как говорит святой Псалмопевец: Вот,
я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50: 7)» (46:
460).
«“В лице Адама, — говорит
Августин, — сосредотачивалась та врожденная сила, от которой и из которой
рождаются люди; и в чреслах Адама были все, которые произошли от него
впоследствии, так что можно сказать, что в то время, когда Адам согрешил, в
лице его были все и все составляли одного человека” (цит. по 7: 44, 45 — П.
Д.). Отсюда, если согрешил Адам, то в лице его согрешили и все потомки, которые
жили в нем, — согрешили в тот самый момент, в который согрешил и Адам. Отсюда
же грех Адама в одно и то же время может быть назван и чужим грехом по
отношению к его потомкам, так как потомки Адама жили в нем и согрешили с ним
только еще в зачаточном состоянии, без полного проявления в них разума и
свободной воли; но он может быть назван и их собственным грехом, так как все
потомки Адама жили в нем в то время, когда он согрешил» (7: 44, 45).
[15] «Все рождаются ... с греховным наследственным
повреждением своей духовно-телесной природы, и потому — чадами гнева Божия
по естеству (Еф. 2: 3), то есть виновными пред Богом за свою прирожденную
греховность. Эта прирожденная греховность, путем рождения
переходящая от предков к потомкам, вместе с виновностью или
ответственностью перед судом правды Божией за эту прирожденную греховность
природы, известна под именем греха первородного или
прирожденного. За этот грех все потомки Адама находятся под
действием гнева Божия, осуждены на болезни, скорби, на смерть временную и
вечную» (23: 327. Книга 1).
«Грех первородный вменяется человеку. Все люди рождаются не только с наследственною
греховною поврежденностью своей природы, но и виновными пред Богом за
свое греховное состояние…
Наследственная порча наказывается правдою Божией, ибо лишает человека благ
царства Божиего…
По
действию одного поступка Адамова распространилось осуждение на всех, ибо все
стали грешными…
Все люди, как грешники, остаются без прославления Богом и, следовательно,
находятся под действием осуждения или гнева Божиего…
Всем этим ясно предполагается вменяемость в вину человеку наследственной
греховности» (23: 333, 334. Книга 1).
«Через таинство крещения мы получаем оправдание от греха прародительского и
перестаем быть перестаем быть естеством чадами гнева Божиего, то есть виновными
перед Богом, делаемся чистыми и невинными перед Ним…» (113: 93. См. ответ на
вопрос: Изглаживается ли в нас первородный грех через святое крещение?)
[16] «Диавол приметные следы оказывает в младенцах
некрещеных: лишь поднесешь крестное знамение, он тотчас дико устремляет глаза,
блуждает странно, раскрывает рот, плачет от действия, сокрытого в сердце
диавола, не терпящего крестного знамения и принужденного выйти от страшного для
него знамения Креста» (41: 77).
«На малом детище
примечай зло сие (зло от первородного греха — П. Д.), како в нем злое сие семя
прорастает плоды свои злые. Какое в нем показуется самолюбие, гнев, ярость,
зависть и вражда! Как во гневе кричит и ярится! Сии суть плоды змиинаго семени,
на сердце человеческом посеянного» (83: 229).
«… В них
(младенцах — П. Д.) явно уже присутствует иррациональная склонность ко злу. Об
этом свидетельствует жизнь, об этом свидетельствует наука, психоаналитические
исследования, и, наконец, об этом свидетельствует Церковь, совершая крещение
над младенцами» (126. Глава 7. Древо Познания и Магизм).
«Личный грех Адама становится некоторым греховным состоянием, а именно удалением от Бога. Это не грех как свободное нарушение закона (1 Ин. 3, 4), а болезненное состояние удаления от Бога. Это греховное состояние и есть удаление от Бога по природе человеческой. Можно сказать, что это не грех, потому, что грех — это свободный выбор в направлении ухода от Бога. Но так ли это? Во все времена говорят, что ребенок безгрешен, что он не имеет личных грехов. Думаю, что мы с вами слишком мало знаем и слишком опрометчиво говорим о том, где и когда возникает первый грех человека. Известно, что свобода человеческой души есть и остается с самого зачатия. С самого момента зарождения души она обладает очень многими свойствами. Мы не знаем, в каких взаимоотношениях душа ребенка находится с душой матери, с ее телом, в каком взаимоотношении она находится с добрыми или злыми силами. Известно, что для матери надо создавать благоприятные условия, чтобы она читала хорошие книги, чтобы она пребывала в молитве и т. п. И только в этом случае ребенок будет хорошим. Но мы не можем найти начало того, когда же человек выбирает путь добродетели или греха. Св. Иоанн Креститель возрадовался приходу Спасителя еще во чреве своей матери; из житий святых мы знаем аналогичные факты. Имеются подтвержденные факты, что если мать хотела избавиться от ребенка, но оставила его, то ничего хорошего в их взаимоотношениях обычно в жизни не наблюдается. Это чувство ребенка, выбор пути происходит неизвестно когда, поэтому мы никак не можем найти то начало, когда действительно человек сам по свободной воле начинает грешить. Возможно, это происходит с самого начала появления души ребенка. Мы этого не знаем» (134. Глава «Что такое первородный грех?»).